ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1630/20 от 16.04.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-1630/2020

23 апреля 2021

Резолютивная часть решения объявлена  16 апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 23 апреля 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Ю. В. Судаковой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В. А. Устьянцевой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Система» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным заключение № 753 от 13.01.2020 о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования гр. ФИО1 в ООО «Система» по профессии «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристической группы)» вне квоты 1 чел. На срок с 31.12.2019 по 30.12.2020 по основанию наличия возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в т.ч. путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ, как несоответствующее закону и нарушающее права  и законные интересы ООО «Система» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) (третье лицо 1);

2) Государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (третье лицо 2).

при участии в судебном заседании:

стороны в судебное заседание не явились.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 12.04.2021-16.04.2021 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Система» обратилось в арбитражный суд обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным заключение № 753 от 13.01.2020 о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования гр. ФИО1 в ООО «Система» по профессии «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристической группы)» вне квоты 1 чел. На срок с 31.12.2019 по 30.12.2020 по основанию наличия возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в т.ч. путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ, как несоответствующее закону и нарушающее права  и законные интересы ООО «Система» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю и Государственное казенное учреждение «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края.

Определением суда от 13.03.2020 года заявление принято судом к производству.

Определением суда от 31.08.2020 года производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу А78-3825/2020.

Протокольным определением от 02.02.2021 года производство по делу возобновлено, в связи  со вступлением в законную силу завершающего судебного акта по делу №А78-3825/2020.

Изучив письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:

13.11.2019 ООО «Система» обратилось в ГКУ «Центр занятости населения города Читы» с просьбой принять сведения о наличии 5-ти вакантных мест по профессии «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристической группы)» вне квоты со специальными требованиями: размер оплаты труда 20000 руб., ненормированный рабочий день, образование высшее, знание английского и китайского языков, опыт работы 5 лет.

31.12.2019 ООО «Система» обратилось в Управление внутренней миграции УМВД РФ по Забайкальскому краю за получением государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника гражданки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по профессии «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристической группы)» код 26165 и выдаче ей разрешения на работу на период с 31.12.2019 по 30.12.2020.

27.12.2019 ООО «Система» платежными поручениями №№ 922340,
922342 и 922343 произвело оплату государственных пошлин за
предоставление вышеуказанных государственных услуг в размере 14300 руб.
00 коп.

10.01.2020 исх. № 36/4/1-47 УВМ УМВД РФ по Забайкальскому
краю направило в ООО «Система» уведомление об отказе в выдаче
приглашения на въезд в РФ иностранному гражданину гр. Китая Хуан
Сюфэнь, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от
15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

13.01.2020 исх. № 36/4/2-15 УВМ УМВД РФ по Забайкальскому краю направило в ООО «Система» уведомление об отказе в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании п. 9.1. ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в соответствии с которым разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, если в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ или решение о не разрешении въезда в РФ.

22.01.2020 исх. № 36/4/2-64 УВМ УМВД РФ по Забайкальскому краю направило в ООО «Система» уведомление об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника гр. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. по профессии «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристической группы)» в количестве 1 человека в связи с поступлением от Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

29.01.2020 ООО «Система» был направлен письменный запрос в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края о направлении в  адрес общества копии заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранного работника гр. ФИО1.

23.01.2020 ООО «Система» был направлен письменный запрос в УВМ УМВД РФ по Забайкальскому краю  о направлении в адрес общества копии заключения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранного работника гр. ФИО1.

23.01.2020 представителем ООО «Система» ФИО2 был направлен письменный запрос в УВМ УМВД РФ по Забайкальскому краю с просьбой направить копию решения об отказе в оформлении приглашения на въезд в РФ в отношении гр. ФИО1.

Общество, считая указанное заключение незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.
Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Учитывая, что при рассмотрении арбитражным судом дела NА78-3825/2020 исследовались аналогичные обстоятельства, решение Арбитражного суда Забайкальского края по делу вступило в законную силу, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, установленные судебными актами по ранее рассмотренному делу, до которого было приостановлено настоящее дело, имеют преюдициальное значение и не доказываются вновь.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяет Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости).

В силу статьи 5 Закона о занятости государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

В статье 7.1.1. Закона о занятости определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, согласно которым последние осуществляют контроль за обеспечением гарантий в области занятости населения (подпункт 6), оказывают в соответствии с действующим законодательством о занятости государственные услуги, в частности содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (подпункт 14).

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с первым абзацем статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации, которое осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (абзац второй статьи 17 Закона о занятости).

Отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В п. 3 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан определено, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта РФ.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 795н утвержден Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников (далее - Порядок оформления и выдачи заключения).

Согласно подпункту "б" пункта 3 Порядка оформления и выдачи заключения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня поступления запроса о выдаче заключения, содержащего данные, позволяющие идентифицировать работодателя, заказчика работ (услуг) в регистре получателей услуг осуществляет сверку данных, указанных в запросе о выдаче заключения, и данных, содержащихся в регистре получателей услуг.

В соответствии с пунктом 5 Порядка оформления и выдачи заключения подготовка предложений о привлечении и об использовании иностранных работников осуществляется на основании обобщения и анализа:

а) центром занятости населения, в который работодатель, заказчик работ (услуг) подавал сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест:

данных о фактах и сроках подачи работодателем, заказчиком работ (услуг) сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, на которые предполагается привлечение иностранных работников;

соответствия заявленных ранее сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям и потребности в привлечении и использовании иностранных работников;

сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;

сведений о направлении к работодателю, заказчику работ (услуг) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в соответствии с поданными сведениями о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям;

сведений о ходе замещения свободных рабочих мест, результатах собеседования граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, с работодателем, заказчиком работ (услуг) о трудоустройстве на свободные рабочие места, причинах отказа в приеме на работу, причинах, по которым кандидатуры были отклонены;

сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на закрепленной за центром занятости населения территории субъекта Российской Федерации;

сведений, содержащихся в регистре получателей услуг, о рабочих местах, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) представлял заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на текущий год;

иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников;

б) иными центрами занятости населения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации:

данных, подтверждающих факт отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, перечисленным в запросе о подготовке предложений;

сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников;

сведений об отказе работодателя, заказчика работ (услуг) от привлечения для работы российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах или в другой местности и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

данных о спросе и предложении рабочей силы, ситуации на рынке труда, уровне безработицы на территории субъекта Российской Федерации, на которой центр занятости населения осуществляет свою деятельность;

иной информации, позволяющей подготовить объективные предложения о привлечении и об использовании иностранных работников.

В силу пункта 6 Порядка оформления и выдачи заключения запросы о подготовке предложений, предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка, в центры занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, не направляются при осуществлении формирования и обновления регистра получателей услуг в режиме реального времени на уровне субъекта Российской Федерации. В указанном случае работник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно обобщает и анализирует информацию, указанную в пункте 5 настоящего Порядка.

В течение десяти рабочих дней с момента поступления запроса о выдаче заключения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений о привлечении и об использовании иностранных работников, поступивших от центров занятости населения, или на основании самостоятельно проведенного анализа информации, указанной в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется подготовка заключения, форма которого предусмотрена приложением N 5 к настоящему Порядку, с учетом указанных в пункте 8 настоящего Порядка случаев принятия решения о целесообразности или нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 7).

На основании п. 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 октября 2014 г. N 795н) заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям, выдается органом исполнительной власти субъекта РФ в случаях:

- отсутствия в регистре получателей услуг сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест, по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- если срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее 1 календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения;

- наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан);

- наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в приеме на работу российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки, включая проживающих в другой местности;

- наличия отказа работодателя, заказчика работ (услуг) в привлечении на работу российских граждан, проживающих в трудоизбыточных регионах и имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки;

- отсутствия в перечне профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников на очередной год, утвержденном в установленном порядке, рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, кроме случаев, когда привлекаются иностранные работники, на которых в соответствии с законодательством РФ квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются;

- наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.

В силу пункта 6 Порядка №795н запросы о подготовке предложений, предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка, в центры занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, не направляются при осуществлении формирования и обновления регистра получателей услуг в режиме реального времени на уровне субъекта Российской Федерации. В указанном случае работник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно обобщает и анализирует информацию, указанную в пункте 5 настоящего Порядка.

Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что для оформления заключения о целесообразности либо нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников работник органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании обновленного регистра получателей услуг обязан провести анализ и обобщение информации, в том числе касающейся сведений о наличии в регистре получателей услуг данных о гражданах, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию и уровень профессиональной подготовки по профессиям, специальностям, должностям, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) планирует привлечение иностранных работников, а также сведений о направлении к работодателю, заказчику работ (услуг) граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в соответствии с поданными сведениями о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям.

Между тем в материалы дела Министерством не представлено доказательств, проведения полного анализа и обобщения информации для выдачи мотивированного заключения о нецелесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Данных доказательств не представил также и Центр занятости населения.

Основанием выдачи заключения, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям явилось наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 8 Порядка № 795 н).

Вместе тем доказательства о соответствии граждан, состоящих на учете в качестве безработных и представленных Министерством в качестве удовлетворения потребностей общества, требованиям заявителя, предъявляемым к кандидатам не представлено.

Довод Министерства о завышенных требований заявителя к кандидатам не принимается, поскольку именно заявитель как субъект предпринимательской деятельности вправе устанавливать требованиям к кандидатам при приеме на работу и оценка данных требований не входит в компетенцию Министерства.

Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о несоответствии оспариваемого заключения требованиям действующего законодательства.

Данная правовая позиция приведена также в постановлении Восемнадцатого апелляционного суда от 25.02.2020 № 18АП-19876/2019.

Оценивая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.

Между тем, как следует из материалов дела, заявление о привлечении и использовании иностранного работника подавалось обществом на срок с 31.12.2019 по 30.12.2020, таким образом, на дату принятия решения указанный срок истек, на основании чего, суд считает, что в данном случае необходима только констатация факта незаконности оспариваемого заключения.

По правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заинтересованное лицо в полном объеме, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 4 000 руб., подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным заключение Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края о привлечении и об использовании иностранных работников от 13.01.2020 № 753, как несоответствующее Закону Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Система» (ОГРН <***>, ИНН <***>) государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Система» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова