ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-16489/18 от 07.05.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                    Дело № А78-16489/2018

16 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме мая 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи  Бронниковой Е. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Телушкиной Ю. А., рассмотрел в открытом судебном заседании  дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Спецмаш" (ОГРН 1167536056160, ИНН 7528006028)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Балейскому районному отделу судебных приставов

о признании неподлежащим исполнению постановления №75270009649 от 08.10.2018 Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Забайкальскому краю о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Ландо В. В., представителя по доверенности от 01.10.2018,

от налогового органа – Савватеевой Н. С., представителя по доверенности от  11.01.2019, Шестаковой Н. В., представителя по доверенности от  11.01.2019,

от Балейского районного отдела судебных приставов - не было, извещено,

от УФССП по Забайкальскому краю - не было, извещено,

установил, что общество с ограниченной ответственностью "Спецмаш" обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, которым просит признавать неподлежащим исполнению постановление №75270009649 от 08.10.2018 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению протокольным определением от  18.02.2019.

В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержал, указав на следующее. По мнению заявителя в отношении него применялась двойная процедуры взыскания: на счетах ООО "Спецмаш" находились поручения № 25166 и 25167 от 03.10.2018 на списание и перечисление денежных средств в бюджет до 26.11.2018 (по ст. 46 НК РФ), а также одновременно на основании постановления №75270009649 от 08.10.2018 было возбуждено исполнительное производство  от 15.10.2018 (ст. 47 НК РФ) в отношении общества. Заявитель считает, что одновременное применение процедур взыскания не может быть законным, поскольку это может повлечь двойное взыскание.

Представители налогового органа не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в  отзыве и дополнении к нему.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Относительно довода инспекции о несоблюдении обществом досудебного порядка спора путем обжалования постановления №75270009649 от 08.10.2018 в вышестоящий налоговый орган суд отмечает следующее.

В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»  также дано разъяснение, где указано, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом (п. 64, 65).

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.

В пункте 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47 Налогового кодекса, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

В связи с чем, довод инспекции о несоблюдении обществом досудебной порядка обжалования, судом отклоняется.

По существу спора суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО "Спецмаш" 25.07.2018 сдана налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года с общей суммой налога к уплате в размере 18 517 784 руб., которая уплачивается по следующим срокам 25.07.2018 года в размере 6 172 594 руб., 27.08.2018 года в размере 6 172 594 руб., 25.09.2018 года в размере 6 172 596 руб. (т. 1 л.д. 101-104).

Затем, 01.08.2018 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация №1 по НДС за 2 квартал 2018 года с общей суммой налога к уплате в бюджет 17 544 347 руб.,  с уменьшением на сумму 973 437 руб. и составила по сроку 25.07.2018 года в сумме 5 848 115 руб., по сроку 27.08.2018 года в сумме 5 848 115 руб., по сроку 25.09.2018 года в сумме 5 848 115 руб. (т. 1 л.д.106-109).

В связи с тем, что сумма налога по второму сроку уплаты налогоплательщиком не уплачена  в полном объеме,  налоговой инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено требование об уплате налога, сбора, пени № 33919 по состоянию на 30.08.2018 года, которым налогоплательщику предложено уплатить  сумму налога в размере 5 848 115 руб. до 27.09.2018 (т. 1 л.д. 110-111).

Факт направления требования подтвержден квитанцией о приеме  по ТКС.

В связи с тем, что налогоплательщиком сумма налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года по второму сроку уплаты не уплачена после выставления требования добровольно до 27.09.2018 года, то  налоговой инспекцией на основании ст. 46 НК РФ принято решение №16728от 03.10.2018 года о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (т. 1 л.д. 114). Также были выставлены на счета плательщика поручения № 25166 и № 25167 от 03.10.2017  на списание и перечисление денежных средств.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Пунктом 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 НК РФ должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Налоговый орган решение по ст. 46 НК РФ вынес в установленный срок.

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Таким образом, прежде чем перейти к последующей процедуре взыскания по ст. 47 НК РФ, налоговый орган должен убедиться в том, что у налогоплательщика имеется факт недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах.

Порядокнаправления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа,

На основании п. 5 ст. 76 НК РФ Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех днейпосле дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данный порядок установлен Положением ЦБ РФ «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (утв. Банком России 06.11.2014 N 440-П, Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2014 N 34911) и Приказом ФНС России от 29.11.2011 N ММВ-7-6/901@ (ред. от 25.12.2014) "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения задачи "Передача в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представление банками информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (Федеральный информационный ресурс "Банк-Обмен") (далее - Приказ).

Весь учет документооборота в налоговом органе ведется в системе Электронной обработки данных (ЭОД), которая является прикладным программным комплексом ФНС России и разработкой ФНС.

В соответствии с п. 1.4. Положения взаимодействие уполномоченной организации ФНС России, ЦИТ Банка России, подразделений информатизации ТУ Банка России, банков, подразделений Банка России в соответствии с порядком направления в банк документов налоговых органов, а также порядком направления банком в налоговый орган документов банка, установленными настоящим Положением, осуществляется путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений (далее - сообщения), содержащими составленные в электронной форме документы налогового органа, документы банка, а также извещения, квитанции, подтверждения, уведомления.

Согласно п. 1.5. Положения условия взаимодействия уполномоченной организации ФНС России и ЦИТ Банка России определяются регламентом взаимодействия, включающим, в том числе, порядок использования средств криптографической защиты информации и порядок обеспечения информационной безопасности при использовании средств криптографической защиты информации при обмене сообщениями.

Пунктом 1.7. Положения предусмотрено, что направление в банки (филиалы банков), подразделения Банка России, а также банками (филиалами банков), подразделениями Банка России через Банк России сообщений осуществляется с применением средств криптографической защиты информации, принятых к использованию в Банке России. Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации (далее - КА).

Согласно п. 4.3.1. Приказа электронный документ, поступивший из ИФНС России посредством WEB-сервиса, автоматически обрабатывается. В случае выявления ошибок WEB-сервисом формируется перечень ошибок для отправки в ИФНС России и обработка прекращается.

При успешной обработке ЭД автоматически формируется зашифрованный файл в соответствии с требованиями Положения и Описания форматов "Налог" для отправки в ЦИТ Банка России. Зашифрованный файл включается в состав архивного файла (приложение 6 к Регламенту). Архивный файл включается в состав сводного архивного файла для ТУ Банка России (приложение 7 к Регламенту) (пункт 4.3.2. Приказа)

Принятый ЭД загружается в базу данных и пересылается в налоговый орган, которому он предназначен, а сведения заносятся в электронный журнал регистрации (п. 4.5.2.).

В целях установления наличия или отсутствия денежных средств на счетах общества (т. 2 л.д. 5) налоговым органом произведен электронный документооборот с банком, что подтверждается выкопировкой  скриншота базы данных АИС налог "Выписки банков о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах" (т. 2 л.д. 11).

Так, из данной выписки скриншота следует, что по состоянию на 03.10.2018 на действующих 4 расчетных счетах налогоплательщика денежных средств, достаточных для уплаты суммы налога не было.

Остаток денежных средств по расчетному счету 40702810804003038346 на составил "0" рублей, по расчетному счету 40702810904000038278 - "0" рублей, по расчетному счету 40702156074000000077 - 732,52 юаня, по расчетному счету 40702810474000001983 - 59119,56 руб.

Из указанных остатков на счетах следует, что по состоянию на 03.10.2018 денежных средств у налогоплательщика было не достаточно для  уплаты налога.

При этом, довод общества о том, что  им ставиться под сомнение электронный документооборот с банком о направлении запроса и получению ответа в тот же день (03.10.2018) по наличию денежных средств, является надуманным и судом отклоняется, поскольку такой процесс путем электронного обмена предусмотрен законодательством. Кроме того, ни на 03.10.2018 или другую последующую дату у общества в любом случае отсутствовали  достаточные денежные средства. При этом, получение ответа с банка путем электронного обмена в ту же дату направления  запроса не может  нарушать прав и интересов налогоплательщика, поскольку выполнен в срок не превышающий трех дней по п. 5 ст. 76 НК РФ.  Суд также отмечает, что в ходе судебного разбирательства представителем  общества не  заявлялось о фальсификации каких-либо документов.

В связи с отсутствием денежных средств на счетах общества, налоговый орган перешел к последующей процедуре взыскания по ст. 47 НК РФ.

На основании приказа УФНС России по Забайкальскому краю от 09.03.2017 №2.1-14/68ПД «Об утверждении Регламента о порядке взаимодействия Межрайонной ИФНС России №2 по г. Чите и Межрайонных ИФНС России по Забайкальскому краю по взысканию задолженности за счет имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ» Межрайонной ИФНС России №2 по г. Чите на основании пункта 1 статьи 47 НК РФ вынесено решение №75270009588 от 08.10.2018 и постановление №75270009649 от 08.10.2018 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, которое направлено в Балейское РОСП и возбуждено исполнительное производство №15872/18/75040-ИП от 15.10.2018 года.

Таким образом, на момент вынесения постановления №75270009649 от 08.10.2018 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговый орган располагала исчерпывающей информацией о недостаточности денежных средств на счетах общества для уплаты налога.

На основании указанного постановления №75270009649 от 08.10.2018 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика службой судебных приставов Балейского районного отдела 15.10.2018 возбуждено исполнительное производство в отношении ООО "Спецмаш".

20.11.2018 налоговым органом направлен запрос в Балейский ОССП от №2.4-35/07575 с просьбой сообщить выносились ли постановления об аресте денежных средств на счетах налогоплательщика по исполнительному производству №15872/18/75040-ИП от 15.10.2018 года (т. 1 л.д. 129).

На данный запрос получен ответ от Балейского ОССП от 23.11.2018 №75040/18/57080 в котором указано, что вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника лишь 23.11.2018 года (т. 1 л.д. 130-132). В связи с чем, налоговым органом 26.11.2018  (понедельник) принято решение №324 о приостановлении действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в соответствии с п. 4.1 ст. 46 НК РФ (т. 1 л.д. 133).

Ссылка общества на то, что неисполнение налоговым органом обязанности по отзыву поручений в период возбуждения исполнительного производства нарушает его права и законные интересы, подлежит отклонению, поскольку отзыв поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества.

Кроме того, материалы дела не содержат документов, подтверждающих факт двойного взыскания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку налоговым органом соблюдена процедура обращения взыскания, установленная ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ.  Суд также отмечает, что по состоянию на 12.03.2019 обществом произведено полное погашение задолженности.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований  обществу с ограниченной ответственностью "Спецмаш" отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 21.11.2018, отменить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Бронникова