ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-16592/17 от 26.12.2017 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                      Дело № А78-16592/2017

27 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2017 года

Решение изготовлено в полном объёме декабря 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Полутовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к публичному акционерному обществу "Нефтемаркет" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.12.2017, ФИО2, представителя по доверенности от 29.06.2017;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО3, представителя по доверенности от 12.09.2017.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите (далее- Межрайонная ИФНС России №2 по г.Чите, налоговый орган, Заявитель) обратился с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Нефтемаркет» (далее- ПАО «Нефтемаркет», общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Представители заявителя поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, указывают на то, что собранным административным материалом подтверждается состав вмененного обществу правонарушения.

         Представитель ПАО «Нефтемаркет» заявленные требования оспорил, по доводам, изложенным в отзыве на заявление (л.д.64-65) и дополнении к нему (представленному в судебном заседании 26.12.2017), указав на отсутствие в действиях общества состава и события вмененного административным органом правонарушения.

         Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон,  арбитражный суд приходит к следующему.

         Публичное акционерное общество «Нефтемаркет» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 24.09.2002 за ОГРН <***>.

         Как установлено материалами дела, на основании распоряжения заместителя Межрайонной ИФНС России №2 по г.Чите от 25.11.2017 №2 (л.д.11-12), проведена внеплановая выездная проверка ПАО «Нефтемаркет» на предмет соблюдения Федерального закона от 11.11.2003 года №138-ФЗ «О лотереях».

         Решением Прокуратуры Железнодорожного района г.Читы от 26.10.2017 согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества (л.д.20).

По результатам проверки составлен Акт №1 от  31.10.2017 (л.д.13-16), которым установлено, что обществом проведена лотерея без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.

         Актом проверки установлены следующие обстоятельства, 03.05.2017 генеральным директором ПАО «Нефтемаркет» ФИО4 подписан Приказ №149В о проведении рекламной акции «Юбилейная заправка», утверждено Положение «Об организации и проведению рекламной акции ПАО «Нефтемаркет» «Юбилейная заправка». Согласно, утвержденного Положения, период проведения акции с 15.05.2017 по 15.09.2017, определен список 43 автозаправочных станции, принимающие участие в Акции.

         03.05.2017 разработаны и утверждены руководством ПАО «Нефтемаркет» Правила стимулирующей рекламной акции, организатором выступает ПАО «Нефтемаркет». В акции участвуют покупатели, приобретающие в установленный настоящими правилами период за наличный расчет или по банковской карте любой товар АЗС ПАО «Нефтемаркет». Желающие принять участие в акции сохраняют кассовые чеки. Наполненные чеки с любой суммой на каждые 2 000 руб. покупатель предъявляет на АЗС общества, в пункте выдачи билетов. Оператор АЗС проверяет кассовые чеки на соответствие правилам акции и на каждые полные 2000 руб. выдает покупателю билет, который участвует в розыгрыше. Покупатель заполняет все необходимые реквизиты билета, состоящего из двух частей, одна часть остается у покупателя и сохраняется им для предъявления  Организатору в случае объявления победителем участника розыгрыша, вторая часть билета (корешок) с заполненными реквизитами сбрасывается покупателем в специальный ящик. Определение победителей осуществляется путем поочередной выемки незаинтересованными лицами билетов из специальной емкости с последующей их демонстрацией и оглашением номера билетов. Выдача призов производиться по 30.11.2017 включительно.  

02.11.2017 на основании материалов проверки должностным лицом Межрайонной ИФНС России №2 по г.Чите в отношении ПАО «Нефтемаркет», в присутствии законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.14.27  КоАП РФ (л.д.7-10), выразившегося в проведении лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.

         На основании статьи 202 АПК Российской Федерации административный орган обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении ПАО «Нефтемаркет» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Таким образом, при рассмотрении дел по правилам & 1 главы 25 АПК Российской Федерации в предмет судебного исследования входят такие вопросы, как наличие или отсутствие события административного правонарушения, правильность квалификации административным органом совершенного юридическим лицом правонарушения, наличие предусмотренных законом оснований для привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения.

Частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей  во время  совершения правонарушения) за проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определена Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ, Закон о лотереях).

Из содержания статьи 2 Закона N 138-ФЗ следует, что лотерей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.

Под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

К лотерейному оборудованию относится устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях", вступившим в силу с 30.01.2014 (далее - Закон N 416-ФЗ), проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей прекращается до 1 июля 2014 года.

Таким образом, 30.01.2014 из Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" исчезло понятие "стимулирующая лотерея" (до этого момента организатор такого мероприятия обязан был получать специальное разрешение у контролирующих органов).

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ указано, что проведение стимулирующих лотерей прекращается с 01.07.2014.

В Письме Минэкономразвития РФ от 07.04.2014 N Д09и-451 "О проведении стимулирующих мероприятий" (доведено Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598), сообщается, что нормативное правовое регулирование правоотношений, связанных с проведением стимулирующих лотерей, было правомерно исключено из указанного выше закона, проведение подобных рекламных акций должно быть предметом правового регулирования Закона о рекламе.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объектами рекламирования считаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно поправкам Федерального закона N 416-ФЗ больше не используется термин "стимулирующая лотерея", вместо него законодатель использует словосочетание "конкурс, игра или иное подобное мероприятие".

Если объектом рекламирования является само стимулирующее мероприятие (именно к нему привлекается внимание), то распространение в СМИ и иными способами информации о розыгрыше призов, конкурсе и пр. следует отнести к рекламе.

Как следует из материалов дела, ПАО «Нефтемаркет» проводит конкурс среди своих клиентов, направлено, на побуждение, в том числе и потенциальных потребителей (неопределенного круга лиц) к приобретению товаров АЗС (получению услуг) за счет возможности получения приза.

В настоящем случае, услуги потребителю уже оказаны (в частности товар-бензин уже приобретен), условием участия в розыгрыше призов является внесение платы за товар в определенных суммах в установленные сроки.

Следовательно, данная акция стимулирует существующих клиентов АЗС и будущих клиентов приобретать товар ПАО «Нефтемаркет». В этом состоит существенное отличие лотереи от стимулирующего мероприятия (конкурса, игры), призы разыгрываются среди потребителей ПАО «Нефтемаркет», уже приобретших товар и направлено на привлечение потенциальных потребителей.

Статья 10 Федерального закона №138-ФЗ определяет обязательные нормативы лотереи. К ним, в частности, относится требование о том, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

В Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" мероприятие, проведенное ПАО «Нефтемаркет»  определяется как конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в котором, является приобретение определенного товара (ст. 9 данного Закона).

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58) уточнено понятие стимулирующего мероприятия и конкретизирован объем информации, обязательной к размещению в рекламе таких мероприятий.

Разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ (часть первая статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

В пункте 27 Постановления N 58 указано, что нормы статьи 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара в силу ст. 9 Закона о рекламе, должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом указание на источник информации должно быть сделано таким образом, чтобы потребитель имел безусловное понимание, что получит из этого источника весь объем информации о проводимой акции.

Таким образом, Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения соответствующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.

По смыслу ст. 9 Закона о рекламе ее действие направлено на защиту круга лиц - потребителей рекламы от получения ими информации, способной вводить таких потребителей в заблуждение относительно сроков проведения соответствующего мероприятия и порядка участия в нем, с тем чтобы не порождать у таких потребителей иллюзии возможного участия в стимулирующем мероприятии, срок на проведение которого или на оформление участия в котором уже окончен.

Нарушение вышеназванных требований квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу, что проводимое обществом мероприятие не является лотереей. Оно является мероприятием, предполагающим розыгрыш приза, для привлечения потенциальных потребителей товара ПАО «Нефтемаркет».

Фактически проведенным мероприятием являются действия общества, побуждающие потребителей к приобретению товаров (получению услуг) за счет возможности получения приза.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании вышеизложенного, суд полагает недоказанным административным органом факта наличия в действиях ПАО "Нефтемаркет" нарушений действующего законодательства о лотереях.

        Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, заявленное налоговым органом требование удовлетворению не подлежит.

        В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

   Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

   В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении публичного акционерного общества «Нефтемаркет»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Перевалова