ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1660/16 от 27.04.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                 Дело № А78-1660/2016

29 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме апреля 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шакарян Г.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзи" (основной государственный регистрационный номер 1027501005730, ИНН 7529007747)

к Контрольно-счетной палате муниципального района "Борзинский район" (основной государственный регистрационный номер 1097505000108, ИНН 7529011655)

о признании недействительным представление № 5 (без даты), вынесенное Контрольно-счетной палатой муниципального района "Борзинский район" в части: обязания директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г.Борзи" Истоминой О.А. возместить выплаты стимулирующего характера в размере 94 150,60 рублей; обязания директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзи" Истоминой О.А. доплатить работникам школы заработную плату в сумме 68 614,16 рублей недоначисленную и невыплаченную в части обеспечения МРОТ, а также в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Истоминой О.А. – директора, Мясниковой Ц.Ц.-  представителя по доверенности от  09 марта 2016 года (до перерыва);

от заинтересованного лица: Моргачевой Л.А. - представителя по доверенности от 10 марта 2016 года (до перерыва).

установил:

            Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзи" (далее – заявитель, МОУДОД «Детская музыкальная школа г. Борзи», учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) к Контрольно-счетной палате муниципального района "Борзинский район" (далее – заинтересованное лицо, КСП МР «Борзинский район») о признании недействительным представление № 5 (без даты), вынесенное Контрольно-счетной палатой муниципального района "Борзинский район" в части: обязания директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г.Борзи" Истоминой О.А. возместить выплаты стимулирующего характера в размере 94 150,60 рублей; обязания директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзи" Истоминой О.А. доплатить работникам школы заработную плату в сумме 68 614,16 рублей недоначисленную и невыплаченную в части обеспечения МРОТ, а также в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. 

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление и дополнению к нему.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 09 час. 30 мин., 27.04.2016 года, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения руководителя контрольно-счетной палаты муниципального района «Борзинский район» № 07 от 10 августа 2015 года, в соответствии с планом КСП аудитором Моргачевой Л.А. проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности при исполнении бюджета за 2014 год и 7 месяцев 2015 года в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г.Борзя».

Проверка проведена с уведомлением заместителя председателя Комитета культуры администрации муниципального района «Борзинский район» Михайловой О.А. и директора Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г.Борзя» Истоминой О.А.

По результатам проведенной КСП плановой проверкой, было вынесено представление №5 по устранению нарушений, установленных проверкой финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год и 7 месяцев 2015 года.

В соответствии с оспариваемыми требованиями Представления, МОУДОД «Детская музыкальная школа г. Борзи», в лице директора обязано: 1) возместить выплаты стимулирующего характера в размере 94 150,60 рублей; 2)доплатить работникам школы заработную плату в сумме 68 614,16 рублей недоначисленную и невыплаченную в части обеспечения МРОТ.

Ссылаясь на частичную незаконность оспариваемого представления, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким представлением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования МОУДОД «Детская музыкальная школа г. Борзи» удовлетворению не подлежат.

Деятельность контрольно-счетной палаты как органа власти регулируется нормами Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Согласно части 2 статьи 9 данного закона, контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия, в том числе:

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

При этом, как указано в части 4 этой же статьи, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении, в том числе, унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В статье 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1). При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2).

Часть 1 статьи 16 этого же закона закрепляет, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые организации представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Таким образом, проведение проверки, порядок оформления ее результатов и форма реагирования на нарушения, которые были использованы Контрольно-счетной палатой МР «Борзинский район», соответствуют закону.

По результатам проверки выдано представление, которое в части оспаривается в настоящем деле.

Под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы конкретного лица.

Согласно ранее указанной части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона представления вносятся контрольно-счетными органами для их рассмотрения и принятия мер.

Названное определение характеризует представление как акт, содержащий властное предписание, то есть создающий, порождающий и изменяющий правоотношения, кроме того, поскольку он характеризуется принудительным воздействием на действие проверяемого лица, то данный акт содержит меры государственного принуждения.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Соответственно, невыполнение представления влечет негативные последствия.

По первому требованию учреждения, о признании недействительным представления, в части возмещения выплаты стимулирующего характера в размере 94 150,60 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из содержания статьи 129 Трудового кодекса следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.

К мерам стимулирующего характера статья 191 Трудового кодекса относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п.

Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Также статья 164 Трудового кодекса содержит понятие гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.

Различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.

От мер стимулирующего характера гарантии отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.

Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.

Положением о порядке и размере оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры муниципального района «Борзинский район» утверждено постановлением администрации муниципального района «Борзинский район» от 20 сентября 2013 года №1065а.

В п. 1.4 которого указано «Размер, порядок и условия оплаты труда работников Учреждений устанавливаются Работодателем в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору)».

Как усматривается из трудового договора №610 от 23 сентября 2013 года с директором муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г.Борзя» Истоминой О.А. заключен с администрацией муниципального района «Борзинский район», именуемой работодателем, в лице руководителя администрации Федотова A.M. на неопределенный срок.

Трудовым договором директору Истоминой О.А. за преподавательскую
деятельность стимулирующие выплаты не предусмотрены, преподавательская
работа осуществлялась в основное рабочее время директора.

Таким образом, все выплаты директору должны производиться по приказу Работодателя, которым является администрация муниципального района «Борзинский район».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление в части отнесения к неправомерным расходам, выплаты стимулирующего характера директору школы Истоминой О.А. в сумме 94 155,60 руб. за период с 01 января 2014 года по 01.08.2015 года по преподавательской деятельности, являются законными и обоснованными.

По второму требованию учреждения, о признании недействительным представления, в части доплаты работникам школы заработной платы в сумме 68 614,16 рублей недоначисленную и невыплаченную в части обеспечения МРОТ, судом установлено следующее.

Пунктом 12 оспариваемого представления установлено, что в нарушение ст. 133 и главы 50 Трудового кодекса РФ недоплата обслу­живающему персоналу до МРОТ составила в сумме 34864,16 руб.

Кроме того, по приказу №94 от 02.09.2014 года «Об устранении нарушений по акту ревизии» от 28.03.2014 года с работников МОУ ДОД ДМШ г.Борзя удержана заработная плата (доплата до МРОТ как неправомерно начисленная) в сумме 33750,00 руб.

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ трудовые отношения регулируются   трудовым   законодательством,   иными   нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Забайкальском крае оплата труда работников образовательных
учреждений регулируются: Законом Забайкальского края от 09 апреля
2014 г. № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных
учреждений Забайкальского края», Постановлением Правительства
Забайкальского края от 30 июня 2014 года № 382 «О базовых окладах
(базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по
профессионально-квалификационным    группам         работников государственных учреждений Забайкальского края», Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 798 от 01 сентября 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 26 августа 2014 года № 679 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края».

Постановление № 1071 от 28 июля 2014 года Администрации
муниципального района «Борзинский район» «О базовых окладах
(базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по
профессионально-квалификационным    группам         работников муниципальных учреждений муниципального района «Борзинский район».

Структура заработной платы указанных работников отвечает всем положениям, закрепленным в нормативных правовых актах краевого, отраслевого, муниципального и локального уровней. Базовые должностные оклады установлены в надлежащих размерах, компенсационные надбавки и стимулирующие - в соответствии с положениями о компенсационных и стимулирующих надбавках.

Как усматривается из материалов дела, согласно представлению по устранению нарушений, установленных ревизией по исполнению бюджетной сметы расходов в МОУ ДО ДМШ г. Борзя от 28 марта 2014 года, вынесенного Комитетом по финансам администрации Борзинского района директор был обязан восстановить 52 536,67 рублей, в связи с признанием данной суммы неправомерной доплатой до МРОТ.

На основании указанного представления директор уведомила работников о необходимости вернуть указанные суммы - согласие работников и размеры сумм были получены. Однако в ноябре 2015 года финансово-надзорный орган - Контрольно-счетная палата Борзинского района, признала данные удержания незаконными и потребовала восстановить работникам.

Согласно ответу на запрос,  от 18 апреля 2016 г. № 5-88/3, Комитет по финансам придерживается позиции, что перерасчет заработной платы в части обеспечения МРОТ производится только в судебном порядке.

Кроме этого, суд считает, что представление как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в преставлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок

В рассматриваемом случае суд установил, что формулировка оспариваемого пункта представления не соответствует принципам конкретности и исполнимости представлений контролирующего органа, поскольку не содержит перечня действий, которые заявитель должен совершить.

При таких обстоятельствах оспариваемое учреждением представление, в части доплаты работникам школы заработной платы в сумме 68 614,16 рублей недоначисленную и невыплаченную в части обеспечения МРОТ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о признании представления частично недействительным.

При таких обстоятельствах требования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г.Борзи"  частично обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г.Борзи" (основной государственный регистрационный номер 1027501005730, ИНН 7529007747), удовлетворить частично.

Признать недействительным представление № 5 Контрольно-счетной палаты муниципального района "Борзинский район", в части – недоплату по заработной плате в сумме 68 614,16 рублей - доплатить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья                                                                                           Ю.В. Судакова