ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-169/15 от 10.06.2015 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                            Дело № А78-169/2015

18 июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2015 года

Решение изготовлено в полном объёме июня 2015 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сытновой М.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»  Забайкальского края (ОГРН 1027501067758, ИНН 7530002937)

к Краснокаменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной  службы судебных приставов по Забайкальскому краю,

должник -  индивидуальный предприниматель Гаприндашвили Ростом Шотаевич,

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Федосеева Г.В., и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район"  Забайкальского края;

от Краснокаменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю – представитель не явился (извещен);

от Управления Федеральной  службы судебных приставов по Забайкальскому краю – Жалсановой Е.А., представителя по доверенности от  30.07.2014 года;

от должника – представитель не явился, извещен:

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»  Забайкальского края (далее Комитет Администрации, заявитель, взыскатель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ,  Краснокаменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной  службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия по непринятию необходимых мер к исполнению в полном объеме решения Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2012 по делу А78-9471/2011, об обязании исполнить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2012г. по делу А78-9471/2011 в части освобождения земельного участка, отнесенного к категориям земель населенных пунктов с кадастровым номером 75:09:300411:0012, общей площадью 4223 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, коммунальная часть города, путем сноса самовольно возведенных построек на указанном земельном участке, и возврата указанного земельного участка Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации МР «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края по акту приема-передачи, об обязании исполнить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2012г. по делу А78-9471/2011 в части взыскания с ИП Гаприндашвили Р.Ш. в пользу МО – администрации МР «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом неосновательного обогащения в размере 262666,87 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 40989,28 рублей, всего – 303565,15 рублей

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю требования не признал, пояснил, что все действия произведены в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве», представил отзыв.

Представитель Краснокаменского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен,  представил отзыв о несогласии с заявленными требованиями.

Представитель должника в судебное заседание не явился, пояснений не представил.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2012 по делу А78-9471/2011 взыскано с индивидуального предпринимателя Гаприндашвили Ростома Шотаевича в пользу муниципального образования - Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом (ОГРН 1027501067758, ИНН 7530002937) неосновательное обогащение в размере 262666,87 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 40989,28 руб., всего - 303656,15 руб.. кроме того суд обязал индивидуального предпринимателя Гаприндашвили Р.Ш. освободить земельный участок, отнесенный к категориям земель населенных пунктов, с кадастровым номером 75:09:300411:0012, общей площадью 4223 кв. м, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, коммунальная часть города, путем сноса самовольно возведенных построек на указанном земельном участке, и возвратить указанный земельный участок комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

19.06.2012 судебным приставом-исполнителем Краснокаменского РОСП было возбуждено исполнительное производство № 12904/12/48/75 в отношении должника Гаприндашвили Р.Ш. на основании исполнительного листа от 25.05.2012, выданного арбитражным судом Забайкальского края по делу №А78-9471/2011.

            В связи с неисполнением решения Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2012 по делу А78-9471/2011,  Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»  Забайкальского края обратился в суд с заявлением    о признании незаконным бездействия по непринятию необходимых мер к исполнению в полном объеме указанного решения арбитражного суда Забайкальского края.

Согласно части 1 статьи 198 и статье 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу части 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) должностного лица службы судебных приставов могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1, 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - подразделения судебных приставов).

В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу статьи 13 Закона о судебных приставах, судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов организаций.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Соответственно, под бездействием следует понимать несовершение судебным приставом-исполнителем действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на него Законом об исполнительном производстве либо иным нормативным актом.

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения, применяемые к должнику в целях исполнения исполнительного документа, предусмотрены статьями 64, 68 Федерального закона N 229-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 68 указанного Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии со статьей 68 Федерального закона N 229-ФЗ к должнику применяются следующие меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В силу статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Таким образом, закон предусматривает ряд мер, которые должен принять пристав: составить протокол, установить новый срок для исполнения и, если участие должника необязательно, организовать исполнение.

Из материалов дела следует, что исполнения требований исполнительного документа по делу № А78-9471/2011 не требует обязательного участия должника.

Мерой принудительного исполнения в соответствии с пунктом 10.2 части 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ является принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества.

Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций определены статьей 107 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно части 3 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.

Согласно части 4 статьи 107 Закона об исполнительном производстве снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

В соответствии с частью 5 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение требования о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества.

В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов (часть 6 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ). Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 указанной статьи в целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.

В целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника (часть 9 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ).

Таким образом, в целях исполнения исполнительных документов, выданных на основании решения арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-9471/2011 судебный пристав-исполнитель обязан был руководствоваться положениями статей 68, 107 АПК РФ, и, соответственно, в том числе, принять меры направленные на снос строения, указанного в исполнительных документах и дальнейшую передачу земельного участка Комитету. Снос и передачу произвести при участии понятых и по результатам соответствующих действий составить соответствующий акт, а при необходимости, описи имущества, принять меры по хранению описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов. В целях принудительного сноса спорного объекта, судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию либо предложить взыскателю (Комитету) произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.

 Как следует из материалов дела, в период ведения исполнительного производства (с 19.06.2012), судебными приставами-исполнителями были совершены следующие действия по исполнению требований исполнительных документов, выданных по делу №А78-9471/2011:

03.07.2012 г. судебным приставом—исполнителем вынесено постановление о розыске должника Гаприндашвили Р.Ш. и его имущества (в рамках  иного исполнительного производства – взыскатель Игошев И.В.)

03.07.2012 г. исполнительное производство приостановлено. 03.09.2012 г. заведено розыскное дело № 1506/12 (в рамках  иного исполнительного производства – взыскатель Игошев И.В.);

18.09.2012  отобрано объяснение от должника Гаприндашвили Р.Ш.

11.03.2013 отобрано объяснение от должника Гаприндашвили Р.Ш., вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в 7-дневный срок.

14.03.2013 направлены запросы в регистрирующие и контролирующие органы.

17.04.2013 вынесено постановление о временном ограничении права выезда должника из РФ (в рамках сводного исполнительного производства)

26.09.2013 направлено уведомление в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»  Забайкальского края, о том, что взыскатель вправе совершить действия за счет ответчика с взысканием с него расходов.

27.09.2013 судебным приставом-исполнителем совершен выезд, по месту совершения исполнительных действий, установлено, что земельный участок не освобожден, о чем составлен соответствующий акт, должник отсутствовал, со слов понятых местонахождение его неизвестно.

21.10.2013 направлено письмо в администрацию г/п «Город Краснокаменск» об оказания содействия в исполнении требований исполнительного документа.

12.11.2013 направлен запрос в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»  Забайкальского края о предоставлении копии договора аренды вышеуказанного земельного участка.

19.11.2013 получен ответ из содержания которого следует, что договора нет, Гаприндашвили Р.Ш. использовал земельный участок без оформления правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов.

20.01.2014 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника.

03.02.2014 должнику вручено требование об исполнении в 7-дневный срок требований исполнительного документа, отобрано объяснение от должника, вынесено предупреждение об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ.

03.02.2014 в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП» РФ.

13.02.2014 направлено письмо в Администрацию MP,с ссылкой на ст.206 ГПК РФ о принятии решения по совершению самостоятельных действий по исполнению неимущественного требования исполнительного документа.

13.02.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

13.02.2014г. запрос в администрацию MP «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» о совершении исполнительных действий за счет ответчика с взысканием с должника в последующем необходимых расходов.

21.02.2014 судебным приставом-исполнителем совершен выезд с целью проверки исполнения решения суда, решение суда не исполнено, составлен акт.

27.02.2014 отобрано объяснение от должника, вручено требование об исполнении в срок до 27.03.2014 требований исполнительного документа.

27.02.2014  составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 ч.2 КоАП РФ.

06.03.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

25.03.2014г. отобрано объяснение от должника.

 31.03.2014  розыскное дело прекращено.

03.04.2014г. судебным приставом-исполнителем совершен выезд, по месту совершения исполнительных действий, земельный участок не освобожден, о чем составлен соответствующий акт, должник отсутствовал.

12.04.2014. с целью установления местонахождения должника осуществлен выезд по адресу г. Краснокаменск д. 9ц кв.146

18.04.2014г. с целью установления местонахождения должника осуществлен выезд по адресу г. Краснокаменск д. 508 кв.45

06.05.2014г. судебным приставом-исполнителем совершен выезд с целью проверки исполнения решения суда, решение суда не исполнено.

27.05.2014г. судебным приставом-исполнителем совершен выезд с целью проверки исполнения решения суда, решение суда не исполнено.

12.07.2014г. судебным приставом-исполнителем совершен выезд с целью проверки исполнения решения суда, решение суда не исполнено.

12.07.2014 с целью установления местонахождения должника осуществлен выезд по адресу г. Краснокаменск д. 9ц кв.146.

08.08.2014 судебным приставом-исполнителем совершен выезд с целью проверки исполнения решения суда, решение суда не исполнено.

26.09.2014 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.15 ч.2 КоАП РФ

06.10.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

28.10.2014 осуществлен выезд по адресу г. Краснокаменск д. 9ц кв.146., нахождение должника не установлено.

16.12.2014 осуществлен выезд по адресу г. Краснокаменск д. 9ц кв.146., нахождение должника не установлено.

23.12.2014 судебным приставом-исполнителем совершен выезд с целью проверки исполнения решения суда, решение суда не исполнено.

Таким образом,  из материалов дела следует, что судебный пристав-исполнитель не произвел всех соответствующих мер, предусмотренных статьей 107 Федерального закона N 229-ФЗ.

При этом в ходе совершения данных исполнительных действий должностные лица службы судебных приставов ограничивались лишь установлением того обстоятельства, что спорный объект не снесен, а земельный участок не передан.

Материалы исполнительного производства свидетельствуют о совершении должностными лицами Краснокаменского РОСП исполнительных действий, вместе с тем, последние, в нарушение требований статьи 107 Закона об исполнительном производстве, не были направлены на исполнение исполнительных документов о сносе должником спорного объекта и передаче земельного участка взыскателю.

Материалы дела не содержат каких-либо запросов, адресованных Федеральной службе судебных приставов России, направленных на согласование и выделение суммы, для сноса объекта, нет сведений о запросе организаций, которые могли осущевтить данные действия, также не представлены какие-либо документы, подтверждающие отказ ФССП России в выделении территориальному отделу службы судебных приставов денежных средств в необходимом размере.

Таким образом, с целью обеспечения принудительного сноса спорных объектов, должностными лицами Отдела только предлагалось взыскателю произвести меры принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника, иных действий, предусмотренных ст.107 Закона №229 не предпринималось.

Доказательств обратного заинтересованными лицами в материалы дела не представлено. Представитель Управления ФССП в заседании суда подтвердил, что материалы исполнительного производства представлены суду в полном объеме, каких-либо дополнительных документов для представления не имеется.

Бездействие при исполнении должностными лицами Краснокаменского РОСП своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Арбитражный суд приходит к выводу о том, что должностными лицами службы судебных приставов в период с возбуждения исполнительного производства (19.06.2012)  и до обращения взыскателя в суд с настоящим заявлением, приняты не все необходимые действия по исполнению исполнительного документа.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Данный двухмесячный срок не является пресекательным, однако отсутствие пресекательности срока не означает возможность бездействия судебного пристава-исполнителя в его течение.

В рамках рассматриваемого дела установлено, что в течение установленного законом двухмесячного срока, а также за его пределами должностными лицами Краснокаменского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю не принимались предусмотренные законом меры по принудительному исполнению исполнительных документов, выданных на основании решения Арбитражного суда Забайкальского края  по делу №А78-9471/2011.

Правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц закреплено в качестве главной задачи исполнительного производства. Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения закреплена в качестве основополагающего принципа исполнительного производства (статьи 2, 4 Федерального закона N 229-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд соглашается с заявителем в том, что должностные лица Краснокаменского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в нарушение положений Федерального закона № 229-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» не исполнили надлежащим образом свои обязанности в процессе исполнения исполнительных документов, допустив незаконное бездействие.

Относительно доводов заинтересованных лиц о пропуске заявителем срока обращения, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок на обращение с заявлением на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) установлен статьей 122 Закона N 229-ФЗ, которая предусматривает право на подачу жалобы на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. При этом лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Заявление, поданное с пропуском срока, должно быть принято, а вопрос о восстановлении срока должен решаться на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или по результатам судебного разбирательства. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом отклоняется данный довод заинтересованных лиц о пропуске заявителем срока на обжалование бездействий судебного пристава-исполнителя, поскольку в рассматриваемой ситуации бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии всех возможных мер для полного и своевременного исполнения требований исполнительных документов по взысканию суммы задолженности и возврате земельного участка, носит длящийся характер и не позволяет суду определить конкретную дату такого бездействия.

Кроме того, согласно письма Краснокаменского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 20.10.2014 (л.д.72-74) ответ на запрос о проводимых в рамках исполнительного производства действий был получен заявителем 21.10.2014. В суд с настоящим заявлением Комитет обратился 13.01.2015, то есть в рамках установленного Законом срока.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Краснокаменского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной  службы судебных приставов по Забайкальскому краю, выразившемся в неприятии мер к исполнению в полном объеме решения Арбитражного суда Забайкальского края от 24.04.2012г. по делу А78-9471/2011, как противоречащее Федеральному закону от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Обязать Управление Федеральной  службы судебных приставов по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский района» Забайкальского края (ОГРН 1027501067758, ИНН 7530002937).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.Ю. Клишина