АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-1754/2007
С2-28/65
26 июня 2007 г.
Арбитражный суд Читинской области
в составе:
председательствующего: Литвинцева А.Б.,
судей: Антипенко Г.Д., Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рубанович О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Читауголь»
к Совету муниципального района «Улетовский район»,
при участии прокуратуры Читинской области,
об оспаривании Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Улетовский район» от 24.01.2007 г. № 280
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.11.2006 г.,
ФИО2 по доверенности от 01.11.2006 г.;
от заинтересованного лица – главы администрации района ФИО3,
ФИО4 по доверенности от 09.01.2007 г.,
ФИО5 по доверенности от 08.05.2007 г.;
от прокуратуры – ФИО6 (удостоверение № 93554),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Читауголь» (далее – общество) обратилось с заявлением о признании не действующим решения Совета муниципального района «Улетовский район» от 24 января 2007 г. № 280 «Об утверждении Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район» как не соответствующего следующим нормативным правовым актам:
- статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации;
- Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»;
- Уставу муниципального района «Улетовский район»;
- статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании ст.49 АПК РФ после неоднократных уточнений заявитель просил признать не действующими: коэффициент 7/7 (село/поселок) пункта 3 таблицы № 2 «Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и виды целевого использования земель (К1)», базовый размер арендной платы – 0,31 руб./кв.м пункта 2 «строительство (любых объектов) и эксплуатация зданий» таблицы № 1 и пункт 4 раздела 111 Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Улетовский район» от 24 января 2007 г. № 280 как не соответствующие следующим нормативным правовым актам:
- Земельному кодексу Российской Федерации;
- Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»;
- Уставу муниципального района «Улетовский район»;
- пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- Гражданскому кодексу Российской Федерации;
- Федеральному закону «О защите конкуренции».
В судебном заседании представители заявителя поддержали уточненные требования в полном объеме.
Представители органа местного самоуправления в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать, ссылаясь на их необоснованность.
В отзыве на заявленные требования орган местного самоуправления указывает на то, что оспариваемые положения Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район» приняты в соответствии с действующим законодательством в рамках полномочий Совета муниципального района «Улетовский район».
Представитель прокуратуры Читинской области в судебном заседании в своем заключении указала, что оспариваемый заявителем коэффициент 7/7 (село/поселок) пункта 3 таблицы № 2 «Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и виды целевого использования земель (К1)» следует признать не действующим, поскольку органом муниципального образования не представлено доказательств его экономического обоснования, в остальной части требований следует отказать, как необоснованных.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, на основании договора аренды земельного участка № 499 от 16.09.2005 г. (свидетельство о государственной регистрации от 24.11.2005 г.) и дополнительных соглашений к договору обществу в пользование сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 958,1984 га, расположенный на землях промышленности, кадастровый номер 75:19:290101:0173, в районе п. Дровяная муниципального района «Улетовский район».
24 января 2007 г. Советом муниципального района «Улетовский район» было утверждено Положение «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район».
Пунктом 4 раздела 111 названного Положения определена формула, по которой производится расчет ежегодного размера арендной платы за земельные участки, используемые за земли промышленности, а именно:
Ар.пл.. = БАП. * К1 * Р *, где:
Ар. Площадь – годовой размер арендной платы (руб.);
Р – площадь земельного участка (кв.м);
БАП – базовый размер арендной платы (табл.№ 1);
К1 – коэффициент, учитывающий категорию арендаторов и виды целевого использования земель (табл.№2).
В таблице № 1 «Базовый размер арендной платы» в пункте 2 для граждан и юридических лиц вне черты населенных пунктов для «строительства (любых объектов) и эксплуатации зданий» базовый размер арендной платы установлен в 0,31 руб./кв.м.
В таблице № 2 «Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и виды целевого использования земель (К1)» в пункте 3 для промышленных предприятий и частных предпринимателей – вне черты населенного пункта установлен коэффициент (село/поселок) – 7/7.
Полагая, что данные положения Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район» не соответствуют федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Читауголь» обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации:
- заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных интересов или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4);
- каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (статья 65);
- дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе (пункт 1 статьи 191);
- граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 1 статьи 192).
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункты 4-6 статьи 194).
В соответствии с частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как установлено материалами дела, на предоставленный обществу в аренду земельный участок в районе п. Дровяная муниципального района «Улетовский район» государственная собственность до настоящего времени не разграничена.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся, в частности: контроль за использованием земель на территории муниципального образования (подпункт 11 пункта 2 названной статьи).
Пунктом 3 статьи 14 данного Федерального закона указано, что органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (подпункт 1 пункта 3 статьи 15 названного Федерального закона).
Статьей 25 Устава муниципального района «Улетовский район» установлены полномочия Совета муниципального района «Улетовский район».
Согласно пункту 4 указанной статьи к исключительным полномочиям Совета в частности относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Улетовский район».
Иными полномочиями Совет обладает в соответствии с федеральными законами, Уставом – Основным Законом Читинской области, законами Читинской области и настоящим Уставом (пункт 5 статьи 25 Устава).
Таким образом, принимая решение об утверждении Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район», Совет муниципального района «Улетовский район» действовал в рамках предоставленных ему законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 данной статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно разделу 1 Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район» (далее – Положение), в основу расчета арендной платы за аренду земельных участков положен базовый размер арендной платы в соответствии с зонированием и коэффициенты их увеличения (уменьшения) с учетом вида (условия) использования земельного участка, цели использования и его функционального назначения.
Карты зонирования п. Дровяная и с. Улеты утверждены решением Улетовского Собрания депутатов от 16.06.2004 г. № 289. По остальным поселениям зонирование не проведено.
Арендная плата по категориям арендаторов и видам целевого использования земель определяется с учетом деятельности хозяйствующих субъектов и их социально-экономических характеристик и с учетом практического опыта развития арендных земельных отношений в районах Читинской области.
В пункте 4 раздела 111 данного Положения определена формула, по которой производится расчет ежегодного размера арендной платы за земельные участки, используемые за земли промышленности.
Указанная формула не противоречит положениям законодательства, на соответствие которому проверяется оспариваемое Положение, и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено материалами дела, ввиду не проведения зонирования земельного участка, предоставленного обществу в аренду, Советом муниципального района «Улетовский район» за основу базового размера арендной платы для граждан и юридических лиц за земельные участки, расположенные вне черты населенных пунктов для «строительства (любых объектов) и эксплуатации зданий» принята ставка земельного налога, действовавшая до введение в действие главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, и применявшаяся для указанной категории пользователей согласно Положению «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального образования «Улетовский район», действовавшему до принятия оспариваемого Положения.
Таким образом, оставляя прежним базовый размер арендной платы за землю, органом местного самоуправления не было допущено нарушений законодательства, регулирующего отношения по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также ущемления прав и законных интересов общества при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя в обоснование заявленных требований на пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, так как его применение к отношениям, возникшим из договора аренды, не является обязательным.
Также несостоятельна ссылка заявителя на постановление Администрации Читинской области от 03.04.3007 г. N 65-А\П, поскольку указанный нормативный правовой акт принят позднее оспариваемого решения органа местного самоуправления и регулирует отношения по земельным участкам, находящимся в собственности Читинской области.
Вместе с тем органом местного самоуправления не доказана обоснованность установления коэффициента, учитывающего категорию арендаторов и виды целевого использования земель для промышленных предприятий и частных предпринимателей – вне черты населенного пункта в виде – 7/7.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О (пункт 3), в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, при определении коэффициентов, дифференцирующих размер арендной платы за землю, орган местного самоуправления должен был произвести экономическое обоснование установления размера повышающего (понижающего) коэффициента.
Как видно из таблицы № 2 оспариваемого Положения, повышающий коэффициент, учитывающий категории арендаторов и виды целевого использования земель для земельных участков вне черты населенного пункта более чем в два раза выше, чем для земельных участков в черте населенного пункта.
При этом никакого экономического обоснования такой дифференциации повышающих коэффициентов органом местного самоуправления представлено не было.
Как установлено материалами дела, при определении коэффициента, учитывающего категорию арендаторов и виды целевого использования земель для промышленных предприятий и частных предпринимателей – вне черты населенного пункта, орган местного самоуправления руководствовался только бюджетным интересом, то есть необходимостью восполнения доходной части местного бюджета, но не экономическими расчетами оценочных характеристик земельных участков.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
создание дискриминационных условий;
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования общества о признании не действующим коэффициента 7/7 (село/поселок) пункта 3 таблицы № 2 «Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и виды целевого использования земель (К1)» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования ООО «Читауголь» удовлетворить частично.
Признать коэффициент 7/7 (село/поселок) пункта 3 таблицы № 2 «Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и виды целевого использования земель (К1)» Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Улетовский район» № 280 от 24 января 2007 г. не действующим, как не соответствующий:
- Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Земельному кодексу Российской Федерации.
В остальной части требований отказать.
Признать базовый размер арендной платы – 0,31 руб./кв.м пункта 2 «строительство (любых объектов) и эксплуатация зданий» таблицы № 1 и пункт 4 раздела 111 Положения «О порядке определения размера арендной платы за землю на территории муниципального района «Улетовский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Улетовский район» № 280 от 24 января 2007 г. соответствующими:
- Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
- Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Земельному кодексу Российской Федерации.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение месяца.
Председательствующий: А.Б. Литвинцев
Судьи: Г.Д. Антипенко
Д.С. Горкин.