ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1778/16 от 14.04.2016 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-1778/2016

14 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме апреля 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Л.В. Бочкарниковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Севостьяновой,

рассмотрел, в открытом судебном заседании, в помещении арбитражного суда по адресу: 672002, <...> дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года в сумме 780,52 руб., в том числе: 475,55 руб. – пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии; 304,97 руб. – пеней,  начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 30.09.2015;

от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 29.09.2015;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в суд с требованием к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница" (далее – учреждение, ГУЗ "ККБ") за Государственное учреждение здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Забайкальского края (далее – ГУЗ «ЦККИСЛ» Забайкальского края) о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года в сумме 780,52 руб., в том числе: 475,55 руб. – пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии; 304,97 руб. – пеней,  начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица с требованиями Пенсионного фонда не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснила, что заявителем не было направлено ни одного требования, ни одного расчета задолженности как ни в ГУЗ «ЦККИСЛ» Забайкальского края, так и ни в ГУЗ "ККБ".

В судебном заседании представитель заинтересованного лица заявила ходатайство об истребовании у ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» сведений о получении от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) корреспонденции за период с 01.08.2015 по 01.110.2015 по адресу: <...>, а также просила сделать официальный запрос в почтовое отделение на предмет доставки корреспонденции от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное): кем, когда и на какой адрес направлялись заказные письма.

Суд, совещаясь на месте и руководствуясь статьёй 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, рассмотрел заявленное ходатайство и определил его отклонить, поскольку заинтересованным лицом не указаны причины, препятствующие самостоятельному получению указанных доказательств.

Рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные документы, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя и возражения заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано по адресу: 672051, <...>, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 31.12.2009 за ОГРН <***>, ИНН <***>.

Государственное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница"зарегистрировано по адресу: 672038, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.1994 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов.

Учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 1 квартал 2015 года с указанием  начисленных взносов уплачиваемых, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 124191,60 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 28789,88 руб.; за полугодие 2015 года с указанием  начисленных взносов уплачиваемых, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 137548,68 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 31886,29 руб.; за 9 месяцев 2015 года с указанием  начисленных взносов уплачиваемых, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в размере 60048,12 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 13920,25 руб.

Как следует из заявления территориального органа Пенсионного фонда учреждение уплату страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года производило несвоевременно и не в полном объеме, что повлекло начисление ему пени.

Требованием № 207S01150002068 от 19.08.2015 страхователю предложено уплатить пени, начисленные на недоимку за 1 квартал 2015 года, по страховым взносам, зачисляемым: на страховую часть трудовой пенсии в размере 45,32 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2,56 руб. в срок до 07.09.2015.

Требованием № 207S01150026029 от 06.11.2015 страхователю предложено уплатить пени, начисленные на недоимку за полугодие 2015 года, по страховым взносам, зачисляемым: на страховую часть трудовой пенсии в размере 9,04 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2,09 руб. в срок до 24.11.2015.

Требованием № 207S01150026016 от 06.11.2015 страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам за полугодие 2015 года, зачисляемым: на страховую часть трудовой пенсии в размере 8508,36 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2015 года в размере 7274,67 руб.; пени, начисленные на недоимку за полугодие 2015 года, по страховым взносам, зачисляемым: на страховую часть трудовой пенсии в размере 266,74 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 228,07 руб. в срок до 24.11.2015.

Требованием № 207S01150047485 от 28.12.2015 страхователю предложено уплатить пени, начисленные на недоимку за 9 месяцев 2015 года, по страховым взносам, зачисляемым: на страховую часть трудовой пенсии в размере 154,45 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 72,33 руб. в срок до 15.01.2016.

Учитывая, что страхователем вышеуказанные требования не исполнены Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности в размере 780,52 руб.

По  существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности  о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее - Закон 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что  организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений. Таким образом, заинтересованное лицо является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 данного Федерального закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.

Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (часть 1 статьи 25).

Исходя из анализа вышеприведенных норм, следует, что под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретных страховых взносов, а требование об уплате пеней, начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов, должно содержать в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

В направленном требовании об уплате пени должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени и ставка рефинансирования, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.

Таким образом, Пенсионный фонд должен обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у плательщика страховых взносов в соответствующем периоде имелась недоимка и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.

Материалами дела подтверждается довод заявителя о несвоевременной уплате страхователем взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

На основании реестра поступления платежей от страхователя судом проверены расчеты пени по страховым взносам.

В материалы дела Пенсионным фондом представлены доказательства в подтверждение оснований возникновения недоимки периода просрочки уплаты страховых взносов (расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года, реестры платежей, требования об уплате недоимки № 207S01150002068 от 19.08.2015, № 207S01150026029 от 06.11.2015, № 207S01150026016 от 06.11.2015, № 207S01150047485 от 28.12.2015), а также расчеты пеней за периоды с 30.01.2015 по 19.08.2015, с 16.06.2015 по 06.11.2015, с 01.04.2015 по 06.11.2015, с 30.07.2015 по 28.12.2015.

В судебном заседании представитель ГУЗ "ККБ" не согласился с суммой задолженности по уплате страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года в сумме 780,52 руб., в том числе: 475,55 руб. – пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии; 304,97 руб. – пеней,  начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Данное обстоятельство учреждение мотивирует тем, что ГУЗ «ЦККИСЛ» Забайкальского края является правопреемником Государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" с 01.02.2016; задолженность по уплате страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года в сумме 780,52 руб. ГУЗ «ЦККИСЛ» Забайкальского края по акту приема-передачи правопреемнику не передавалась.

Суд, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.02.2016 № 16 следует, что Государственное учреждение здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Забайкальского края, зарегистрировано по адресу: 672039 <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Государственное учреждение здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Забайкальского края состояло на учете в Государственном учреждении – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации с 30.03.1992.

Указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница", о чём 01.02.2016 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Государственное учреждение здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Забайкальского края 23.04.2015 в Пенсионный фонд представило расчет по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2015 года; 10.08.2015 за полугодие 2015 года; 30.10.2015 за 9 месяцев 2015 года.

До завершения реорганизации Государственное учреждение здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Забайкальского края обязанность по уплате пени не исполнило.

Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Следовательно, Государственное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница", являясь правопреемником Государственного учреждения здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" Забайкальского края, обязано уплатить пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что Государственное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница" и Государственное учреждение здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 207S01150002068 от 19.08.2015 за 1 квартал 2015 года; № 207S01150026029 от 06.11.2015 за полугодие 2015 года; № 207S01150026016 от 06.11.2015 за полугодие 2015 года; № 207S01150047485 от 28.12.2015 за 9 месяцев 2015 года не получило, отклоняются судом, поскольку согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Пенсионный фонд направил требования по почте, что подтверждается списками на отправку заказных писем от 24.08.2015 № 5134, от 11.11.2015 № 6280, 30.12.2015 № 7248. В таком случае, требование считается полученным на шестой день.

Таким образом, законом установлена презумпция получения требования. Как следует из материалов дела, требования были направлены ГУЗ «ЦККИСЛ» по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Следовательно, ГУЗ «ЦККИСЛ» обязано было обеспечить получение корреспонденции по данному адресу. Риск неполучения юридически значимых документов в данном случае относится на ГУЗ «ЦККИСЛ».

В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Оценивая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, а именно то, что факт задолженности по пеням подтверждается материалами дела, правопреемником пени не оплачены, контррасчет пени заинтересованным лицом не представлен, суд приходит к выводу, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края доказало обоснованность взыскиваемых сумм пени по страховым взносам в размере 780,52 руб. (475,55 руб. + 304,97 руб.), в связи с чем, заявленные требования по взысканию пени подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с Государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" в доход федерального бюджета.

Однако арбитражный суд, исходя из характера деятельности учреждения, его  имущественного положения и размера взыскиваемой суммы, полагает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 100 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница", зарегистрированного по адресу: 672038, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 15.08.1994 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) зарегистрированного по адресу: 672051, <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 31.12.2009 за ОГРН <***>, ИНН <***>, с зачислением в соответствующий бюджет, задолженность по уплате страховых взносов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года в сумме 780,52 руб., в том числе: 475,55 руб. – пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии; 304,97 руб. – пеней,  начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница", зарегистрированного по адресу: 672038, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 15.08.1994 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                          Л.В. Бочкарникова