АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-18427/2018
04 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме февраля 2019 года .
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края к Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, об обязании Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» в срок до 01.07.2019 года предоставить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:
от прокуратуры: ФИО1, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края (служебное удостоверение ТО № 182350 от 28 марта 2016 года) (до перерыва);
от Администрации и Кадастровой палаты: не было (извещены);
установил:
первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, об обязании Администрации в срок до 01.07.2019 года предоставить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата).
Представитель заявителя требования поддержала, указала на то, что оспариваемое бездействие Администрации по непредставлению необходимых сведений в орган кадастрового учета влечет нарушение прав неопределенного круга лиц: граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, поскольку не позволяет определить, соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях.
Администрация с заявлением заместителя прокурора согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 33), и указала, что названные сведения будут направлены в филиал Кадастровой палаты в срок до 1 июля 2019 года.
Кадастровая палата поддержала позицию заместителя прокурора по основаниям, изложенным в пояснениях (л.д. 36-37).
О месте и времени рассмотрения дела Администрация и Кадастровая палата извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Кадастровой палаты поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В судебном заседании 29 января 2019 года представителем заявителя для приобщения к материалам дела представлены дополнительные пояснения от 24 января 2019 года № 08-19-2019 и копия соглашения от 1 января 2015 года о передаче отдельных полномочий муниципального района «Хилокский район» сельскому поселению «Бадинское» по решению вопросов местного значения муниципального района «Хилокский район».
Названные документы приобщены к материалам дела.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 29 января 2019 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 31 января 2019 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.
После перерыва в судебное заседание явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена.
Заслушав доводы представителя прокуратуры (до перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, в том числе, дополнительно представленные документы, арбитражный суд установил следующее.
1 января 2015 года между Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Администрацией сельского поселения «Бадинское» заключено соглашение о передаче муниципальным районом «Хилоксикй район» сельскому поселению «Бадинское» полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, по разработке и утверждению генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки.
Решением Совета сельского поселения «Бадинское» от 11 июня 2015 года № 115 утверждены Правила землепользования и застройки на территории сельского поселения «Бадинское» муниципального района «Хилокский район» (л.д. 19, 51-92).
Прокуратурой Хилокского района Забайкальского края в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения законодательства о государственном кадастре недвижимости, в ходе которой в адрес Кадастровой палаты направлено требование от 9 ноября 2018 года № 08-21-2018 (л.д. 15) о представлении информации, передавались ли органами местного самоуправления сведения о территориальных зонах, о координатах границ указанных зон, видах разрешенного использования земельных участков, установленных для каждой территориальной зоны, а также реквизиты правовых актов об утверждении правил землепользования и застройки.
В письме от 13 ноября 2018 года № 2018/01-17/0628 Кадастровая палата пояснила, что соответствующие сведения, в том числе, от Администрации сельского поселения «Бадинское» не поступали (л.д. 16-17).
В ответе на требование прокуратуры от 12 ноября 2018 года № 08-21-2018 (л.д. 18) Администрация факт ненаправления сведений в Кадастровую палату также подтвердила.
В этой связи прокуратурой Хилокского района Забайкальского края в адрес Администрации вынесено представление от 9 ноября 2018 года № 07-21(б)-2018 об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре недвижимости (т. 1, л.д. 20-22).
В письме от 19 ноября 2018 года № 255 (л.д. 23) Администрация сообщила, что представление прокуратуры района не подлежит удовлетворению в связи с невозможностью постановки на кадастровый учет градостроительных зон, поскольку в бюджете сельского поселения «Бадинское» средств на выполнение работ по передаче сведений в Кадастровую палату о территориальных зонах, координирование границ земельных участков не имеется.
Посчитав, что Администрация поселения, располагая необходимой информацией о территориальных зонах, видах разрешенного использования, не представила в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем территориальным зонам, первый заместитель прокурора обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим причинам.
Согласно статье 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2).
При этом в соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК Российской Федерации).
Разъяснения относительно оспаривания ненормативных правовых актов, содержащиеся в настоящем постановлении, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и др.
Частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ также предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В свою очередь, 1 января 2015 года между Администрацией муниципального района «Хилокский район» и Администрацией сельского поселения «Бадинское» заключено соглашение о передаче муниципальным районом «Хилоксикй район» сельскому поселению «Бадинское» полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, по разработке и утверждению генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки.
Решением Совета сельского поселения «Бадинское» от 11 июня 2015 года № 115 утверждены Правила землепользования и застройки на территории сельского поселения «Бадинское» муниципального района «Хилокский район» (л.д. 19, 51-92).
Из части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В свою очередь, градостроительное зонирование является зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальные зоны представляют собой зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки территории сельского поселения) государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Частью 1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее – орган кадастрового учета).
Согласно статье 4 Закона № 221-ФЗ ведение ГКН осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее – кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (часть 1). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5).
В соответствии со статьей 10 Закона № 221-ФЗ в ГКН вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;
2) описание местоположения границ таких зон;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Исходя из статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки (пункт 5 части 1).
Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (часть 5).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица (часть 6).
В частности, согласно статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
С 1 января 2017 года вопросы государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), устанавливающим аналогичные обязанности органов местного самоуправления.
При этом согласно части 1 статье 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее – орган регистрации прав).
В части 3 названной статьи приведена компетенция органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 218-ФЗ предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Так, приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части: внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий; загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Статьей 8 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (часть 2). К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).
В частности, согласно пунктам 3-6 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ дополнительными сведениями об объекте недвижимости являются, в том числе: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории; сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Частью 18.1 статьи 32 названного Закона также предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8-10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, – в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14-16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица (часть 20 статьи 32 Закона № 218-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Правила № 1532).
Согласно пункту 6 Правил № 1532 в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Пунктом 31 Правил № 1532 предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.
В соответствии с пунктами 33 и 34 Правил № 1532 при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы предоставляются на электронных носителях.
Документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
До 1 января 2017 года аналогичные положения были предусмотрены пунктами 5, 16, 17, 18, 21 и 22 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71.
Ранее уже отмечалось, что решением Совета сельского поселения «Бадинское» от 11 июня 2015 года № 115 утверждены Правила землепользования и застройки на территории сельского поселения «Бадинское» муниципального района «Хилокский район» (л.д. 19, 51-92).
Так, согласно пункту 1.1 части 3 Правил землепользования и застройки территории сельского поселения «Бадинское» муниципального района «Хилокский район» территориальные зоны, установленные на территории населенных пунктов, включают девять типов зон: жилая зона (Ж); общественно-деловая зона (О), производственная зона (П), зона рекреационного назначения (Р), зона инженерной инфраструктуры (И), зона транспортной инфраструктуры (Т), зона сельскохозяйственного назначения (Сх), зона специального назначения (Сп), иные виды территориальных зон (З).
Прокуратурой Хилокского района Забайкальского края в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения законодательства о государственном кадастре недвижимости, в ходе которой в адрес Кадастровой палаты направлено требование от 9 ноября 2018 года № 08-21-2018 (л.д. 15) о представлении информации, передавались ли органами местного самоуправления сведения о территориальных зонах, о координатах границ указанных зон, видах разрешенного использования земельных участков, установленных для каждой территориальной зоны, а также реквизиты правовых актов об утверждении правил землепользования и застройки.
В письме от 13 ноября 2018 года № 2018/01-17/0628 Кадастровая палата пояснила, что соответствующие сведения, в том числе, от Администрации сельского поселения «Бадинское» не поступали (л.д. 16-17).
В ответе на требование прокуратуры от 12 ноября 2018 года № 08-21-2018 (л.д. 18) Администрация факт ненаправления сведений в Кадастровую палату также подтвердила.
В этой связи прокуратурой Хилокского района Забайкальского края в адрес Администрации вынесено представление от 9 ноября 2018 года № 07-21(б)-2018 об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре недвижимости (т. 1, л.д. 20-22).
В письме от 19 ноября 2018 года № 255 (л.д. 23) Администрация сообщила, что представление прокуратуры района не подлежит удовлетворению в связи с невозможностью постановки на кадастровый учет градостроительных зон, поскольку в бюджете сельского поселения «Бадинское» средств на выполнение работ по передаче сведений в Кадастровую палату о территориальных зонах, координирование границ земельных участков не имеется.
В тоже время данное обстоятельство (отсутствие денежных средств на проведение кадастровых работ) не является основанием для освобождения Администрации от установленной действующим законодательством обязанности по направлению в Кадастровую палату документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон, учитывая, что такой правовой акт (Правила землепользования и застройки) в сельском поселении «Бадинское» был утвержден еще 11 июня 2015 года.
Согласно части 3 статьи 41 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Администрация с заявлением заместителя прокурора согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 33), и указала, что названные сведения будут направлены в филиал Кадастровой палаты в срок до 1 июля 2019 года.
Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Администрация, располагая необходимой информацией о территориальных зонах, видах разрешенного использования, не обеспечила представление в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем территориальным зонам, в срок не более чем шесть месяцев с даты принятия Правил землепользования и застройки сельского поселения «Бадинское».
Как верно отмечено заявителем, несоблюдение Администрацией требований закона по представлению необходимых сведений в Кадастровую палату влечет нарушение прав неопределенного круга лиц: граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, поскольку не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях; препятствует устойчивому развитию и функционированию социально-экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако при поступлении документов для постановки на государственный кадастровый учет либо учет изменений, орган кадастрового учета из-за отсутствия границ территориальных зон, не может достоверно определить к какой территориальной зоне должен быть отнесен земельный участок и установить виды разрешенного использования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении в срок, установленный Законом № 221-ФЗ (положения действовали на момент возникновения соответствующей обязанности), в орган кадастрового учета документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, нарушает права и законные интересы граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, суд полагает, установленным, совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК Российской Федерации, для признания такого бездействия Администрации не соответствующим закону.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа, осуществляющего публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения в установленный судом срок.
Из буквального толкования приведенной нормы процессуального права следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемого бездействия, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по устранению допущенных нарушений. Иными словами, признав незаконным бездействие органа местного самоуправления, суд автоматически обязывает такой орган устранить допущенные нарушения.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания бездействия соответствующего органа незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
При этом суд может ограничиться восстановительной мерой общего характера либо обязать соответствующий орган совершить определенные действия.
Учитывая, что в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации обратился первый заместитель прокурора, а оспариваемое бездействие не соответствует Закону № 221-ФЗ (а на момент рассмотрения настоящего дела и Закону № 218-ФЗ) и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд считает возможным в качестве способа устранения выявленных нарушений обязать Администрацию представить в филиал Кадастровой палаты документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Обязать Администрацию муниципального образования сельского поселения «Бадинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) представить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Е.С. Сюхунбин