ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1870/11 от 26.07.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-1870/2011

28 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 28 июля 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи М.И.Анисимова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В.Бочкарниковой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (ОГРН 1067536054520)

к Государственной экологической инспекции Забайкальского края (ОГРН 1087536008658) о признании незаконными и отмене постановлений №№11-002/1-16, 11-004/1-96, 11-006/1-10 от 03 марта 2011 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Фоминой М.А. представителя Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» по доверенности от 07 июля 2011 года, Трухиной О.Г. представителя по доверенности от 07.06.2011 г. (после перерыва не было);

от заинтересованного лица: Бахаевой Т.А. представителя Государственной экологической инспекции Забайкальского края по доверенности от 07.04.2011 г.

В судебном заседании суд объявлял перерыв с 19.07.2011 года по 26.07.2011 года.

В судебном заседании суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной экологической инспекции Забайкальского края о признании незаконными и отмене постановлений №№11-002/1-16, 11-004/1-96, 11-06/1-10 от 03 марта 2011 года (всего 122 постановления), в соответствии с которыми оно привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.36 Закона Забайкальского края №198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 300 000 рублей по каждому постановлению, всего штрафных санкций 36 600 000 рублей.

Государственная экологическая инспекция Забайкальского края заявленных требований не признала, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных постановлений.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» осуществляет деятельность по покупке, переработке и реализации древесины хвойных пород. Древесина обществом закупается у других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и завозится на его приемные пункты приема как силами продавцов, так и собственными силами. Переработанный лес реализуется в КНР в рамках международного контракта с Маньчжурской компанией с ограниченной ответственностью «Инь Бянь».

Для осуществления указанной деятельности ООО «Монолит» в Министерстве промышленности и энергетики Забайкальского края зарегистрированы три пункта приема и отгрузки древесины, расположенные на территории поселка Могзон Хилокского района Забайкальского края: ул. Деповская,1 «б», ул. Мили Лиходедовой, 26, ул. Северная, 1 «б».

В целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного лесопользования Законом Забайкальского края №195-ЗЗК от 01 июля 2009 года «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» определен порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и установлены правила приема, учета и транспортировки древесины на территории Забайкальского края.

В соответствии со статьей 3 вышеназванного Закона прием древесины проводится партиями с указанием объема, породы и категории крупности принимаемой древесины (пункт 1).

Прием древесины осуществляется при предъявлении лицом, сдающим древесину, следующих документов: документа, удостоверяющего личность, товарно-транспортной накладной (пункт 2).

При сдаче древесины, заготовленной в соответствии с договором аренды лесного участка, помимо документов, указанных в части 2 настоящей статьи, необходимо предъявить копии следующих документов: договор аренды лесного участка, лесная декларация, лесорубочный билет (при наличии лесорубочного билета, срок действия которого истекает в 2009 году), акт освидетельствования заготовленной древесины (в случае если данный акт предусмотрен договором аренды лесного участка) (пункт3).

При сдаче древесины, заготовленной в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, помимо документов, указанных в части 2 настоящей статьи, необходимо предъявить копии следующих документов: договор купли-продажи лесных насаждений, акт освидетельствования заготовленной древесины (в случае если данный акт предусмотрен договором купли-продажи лесных насаждений) (пункт 4).

В случае сдачи древесины лицом, не являющимся ее заготовителем, помимо документов, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности на древесину, либо соответствующую доверенность от собственника древесины (пункт 5).

Прием древесины осуществляется с обязательным составлением на каждую партию древесины приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону края.

Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах (один - передается лицу, сдавшему древесину, второй - остается у лица, осуществившего прием древесины).

Приемо-сдаточные акты должны иметь сквозную нумерацию.

Копии приемо-сдаточных актов прилагаются к ежемесячному отчету о принятой, переработанной и отгруженной древесине и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемо-сдаточных актов по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону края.

Страницы книги учета приемо-сдаточных актов должны быть пронумерованы и прошнурованы. На обратной стороне последнего листа производится запись с указанием количества пронумерованных и прошнурованных страниц.

Запись заверяется подписями руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием древесины, лица, ответственного за прием и учет принятой древесины, и печатью.

Книга учета приемо-сдаточных актов и приемо-сдаточные акты должны храниться на пункте приема и отгрузки древесины в течение трех лет с даты внесения последней записи о приеме древесины.

Согласно приложения №2 к указанному Закону (приемо-сдаточный акт) прием древесины осуществляется с обязательным на каждую партию древесины приемо - сдаточного акта, который должен содержать дату и номер, получатель древесины, сдатчик древесины, ИНН сдатчика древесины, банковские реквизиты сдатчика древесины, документы, удостоверяющие личность, место постоянного или преимущественного проживания, реквизиты товарно-транспортной накладной, реквизиты договора аренды лесного участка, договора купли продажи лесных насаждений, в соответствии с которыми заготовлена сдаваемая древесина, место заготовки древесины (лесничество, № квартала, № лесосеки (делянки), описание древесины, объем, сумма, предупреждение об ответственности за предоставление неверных данных, подписи сторон).

Поводом для возбуждения дел об административном производстве в отношении ООО «Монолит» послужили материалы, поступившие 19 января 2011 года в Государственную экологическую инспекцию из Управления ФСБ России по Забайкальскому краю.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, из представленных обществом в Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края отчета о принятой древесине за октябрь 2010 года и приложенных к нему 16 приемо-сдаточных актов по лесоприемному пункту, расположенному в п. Могзон Забайкальского края, ул. Деповская, 1 «б», 96 приемо-сдаточных актов по лесоприемному пункту, расположенному по адресу: п. Могзон Забайкальского края, ул. М. Лиходедовой 26, 10 приемо-сдаточных актов по лесоприемному пункту, находящемуся по адресу п. Могзон Забайкальского края, ул. Северная, 1 «б» было установлено внесение недостоверных сведений о поставщике древесины ООО «Хангил».

Согласно объяснениям руководителя ООО «Хангил», копиям учетно-регистрационных документов, информацией, предоставленной Республиканским агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Республики Бурятия последнее не заключало договоров с ООО «Монолит» о поставке лесоматериалов, внесенные заявителем в ПСО сведения о сдатчике древесины, его ИНН, банковских реквизитов, реквизитов договора аренды лесного участка, договора купли продажи лесных насаждений, места заготовки древесины не соответствуют действительности. Кроме того, в данные документы не внесены сведения о лесничестве, номера квартала, лесосеки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 г. (ред. от 30.05.2011 г.), действовавшем в указанный период времени неисполнение требований закона Забайкальского края по внесению сведений в документы учета принятой и отгруженной древесины, а также внесение недостоверных сведений в указанные документы - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании материалов проверки, должностным лицом Государственной экологической инспекции Забайкальского края 24 февраля 2011 года в отношении ООО «Монолит» составлены протоколы (122) об административном правонарушении, 03 марта 2011 года руководителем ГЭИ Забайкальского края вынесены постановления №№11-002/1-16, 11-004/1-96, 11-006/1-10 о назначении административного наказания.

Оспаривая данные постановления заявитель неоднократно менял правовые обоснования заявленных требований, в окончательном варианте, признавая наличие в его действиях состава административного правонарушения, с учетом того, что Законом Забайкальского края №493-ЗЗК от 30 мая 2011 года, вступившем в законную силу 13 июня 2011 года были внесены изменения в статью 36 Закона №198-ЗЗК и установлен новый вид административного наказания – предупреждение, а также уменьшен нижний предел административного штрафа – 100 000 рублей просит применить ч.2 ст.1.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения по всем 122 постановлениям.

Проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно статье 36 ч.3 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях» №198-ЗЗК (в редакции, действовавшей на момент вынесения ГЭС Забайкальского края постановлений о привлечении к административной ответственности от 03.03.2011) неисполнение требований Закона Забайкальского края по внесению сведений в документы учета принятой и отгруженной древесины, а также внесение недостоверных сведений в указанные документы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей.

Внесение недостоверных сведений в каждый из 122 приемо-сдаточных акта образует самостоятельный состав административного правонарушения.

В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 30.05.2011 №493-ЗЗК «О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 18.05.2011 г. в пункт 3 статьи 36 Закона Забайкальского края от 2 июля 2009 года N 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» внесены изменения, и она изложена в следующей редакции: неисполнение требований закона Забайкальского края по внесению сведений в документы учета принятой и отгруженной древесины, а также внесение недостоверных сведений в указанные документы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Изменения, внесенные в данную норму, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.3 Постановления от 20.04.2006 N 4-П, императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Следовательно, непринятие мер по применению нового закона, смягчающего административную ответственность, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, является бездействием органа (должностного лица), применившего ответственность в смысле положений главы 24 АПК РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Статья 4.2 КоАП РФ определяет перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 этой же статьи 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае, общество имело возможность соблюсти порядок приема и учета принятой древесины, однако данную обязанность не исполнило.

Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При рассмотрении данного дела, суд принимает во внимание привлечение общества к административной ответственности впервые, фактическое признание вины юридическим лицом, отсутствие тяжелых последствий при совершении административного правонарушения, что является смягчающими обстоятельствами и полагает возможным и целесообразным применить к обществу размер санкций, соответствующий минимальному пределу действующих в момент вынесения решения.

Положение части 2 статьи 1.7 КоАП РФ означает, что в соответствии с новым законом подлежат применению все установленные в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается судом, включая правила назначения наказания, в том числе с учетом установленных смягчающих обстоятельств.

В целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом правоприменителем должны учитываться общие правила назначения наказания и действие законодательства во времени.

Кроме того, толкование применения обратной силы закона, смягчающего ответственность, применительно к назначенному наказанию содержится в пункте 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановления №11-002/1-16, №11-006/1-10 от 03 марта 2011 года, вынесенные Государственной экологической инспекций Забайкальского края (ОГРН 1087536008658) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (ОГРН 1067536054520) о назначении административного наказания по ч.3 ст.36 Закона Забайкальского края №198-ЗЗК в части назначенного наказания.

Снизить размер назначенного наказания ООО «Монолит» до 100 000 рублей по каждому постановлению.

Признать незаконным и отменить постановления №11-004/1-96 от 03 марта 2011 года, вынесенные Государственной экологической инспекцией в отношении общества с ограниченной ответственностью «Монолит» о назначении административного наказания по ч.3 ст.36 Закона Забайкальского края №198-ЗЗК в части назначенного наказания, применив предупреждение.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья М.И. Анисимов