ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-19631/17 от 29.11.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                Дело №А78- 31 / 7

05 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме декабря 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Шеретеко Н.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В.Шемякиной

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по иску Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889)

к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Каштак» (ОГРН 1067536052363, ИНН 7536076269)

третьи лица – Городской округ «Город Чита» в лице Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067) и  Комитета по управлению имуществом администрации городского округа

«Город Чита» (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390)

о взыскании 1583,40 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца – Поповой   Н.В., представителя по доверенности от 09.01.2018г.;

от ответчика – не было;

от третьих лиц – не было.

В судебном заседании суд установил:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» обратилось  с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющей организации «Каштак» о возмещении расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в размере 3169,54 руб. и процентов за предоставленную рассрочку с 01.04.2015г. по 01.11.2017г. в размере 517,15 руб.

Определением суда от 27.12.2017г. рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Городской округ «Город Чита» в лице Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита».

Определением суда от 20.02.2018г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В порядке ст.49 АПК РФ истец уточнил требования по иску и заявил о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в размере 1233,96 руб., процентов за предоставленную рассрочку с 05.02.2015г. по 05.11.2017г. в размере 349,44 руб.

Ответчик и третьи лица извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со ст.156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.

По заявлению  истца  ПАО «ТГК №14»  произвело установку общедомового узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме №3 по адресу: г.Чита,мкр.ДОС (Каштак), что подтверждено актом от  05.02.2015г. Согласно выписке из  ЕГРН квартира №41 в данном доме  является муниципальной собственностью ГО «Город Чита». Расхода на установку прибора учета пропорционально  доли в праве общей собственности на имущество в сумме 1233,39 руб. за период с 05.02.2015г. по 05.11.2017г. подлежат взысканию с управляющей организации  ООО УО «Каштак» на основании ст.13 Федерального закона №261-ФЗ, п.38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме №491 от 13.08.2006г., ст.162 Жилищного кодекса РФ. За предоставленную рассрочку подлежат начислению проценты с 05.02.2015г. по 05.11.2017г. в размере 349,44 руб.

В отзыве на иск ответчик требований не признал, пояснив, что согласно ч.5 и ч.12 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. В силу закона такая обязанность возложена на собственников жилых помещений многоквартирных домов.  ООО УО «Каштак» не осуществляет сбор платы за установку ОДПУ отопления с собственников помещений в обслуживаемых многоквартирных домах и поэтому является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Спорная квартира находится в муниципальной собственности городского округа «Город Чита», истец самостоятельно осуществляет начисление сбор и взыскание платы за тепловую энергию, и обладает исчерпывающей информацией о данном жилом помещений и его собственнике.

В отзыве ответчик дополнительно указал, что  рассрочка оплаты равными долями в течение 5 лет предусмотрена только для граждан-собственников помещений в многоквартирном доме, а не для муниципального жилья. Поэтому у истца  отсутствуют основания  для взыскания процентов за предоставленную рассрочку по установке ОДПУ. Кроме того, согласно заключению специалиста ООО Экспертно-консультационный  центр «Спектр» №28-07/09-29018 общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: мкр. Гвардейский,3 (прежний адресу ДОС №3) установлен с нарушением  инструкции по монтажу и ПЭУ.

По заявлению истца общедомовой прибор учета по адресу мкр. Гвардейский, 3, смонтирован согласно проекта и «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» . и допущен в эксплуатацию. В качестве первичных документов для проведения экспертизы корректности установки приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах ООО УО «Каштак» представлены документы, не имеющие отношения к установке данных приборов учета тепловой энергии.

Ответчик  заявил  о фальсификации доказательств, представленных истцом,-  акта первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 05.02.2015г., установленного в многоквартирном доме, поскольку представленный акт генеральным директором ООО УО «Каштак» Клюхиным Д.А. не подписывался,  в связи с чем заявил о проведении судебной почерковедческой экспертизы.

При рассмотрении дела истцом на обозрение суда был представлен подлинный акт от 05.02.2015г., и  истец возражает против  исключения из числа доказательств акта первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 05.02.2015г.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что подлинный акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 05.02.2015г. находится в материалах дела №А78-9028/2018, которое в настоящее время рассматривается в Арбитражном суде апелляционной инстанции.

В данном случае при разрешении спора правовой оценке подлежат  доказательства, представленные  сторонами в обоснование обстоятельств возникновения обязательства по оплате расходов на установку общедомового прибора учета. Поскольку данные обстоятельства имеются правовой характер и относятся к компетенции суда,  и учитывая, что в материалы дела ответчиком представлено заключение специалиста по установленному прибору учета, оснований для  назначения почерковедческой экспертизы не имеется.

С учетом изложенного заявление истца о фальсификации доказательств оставлено судом без удовлетворения.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

ООО Управляющая организация «Каштак» осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г.Чита, Каштак, ДОС д.3  (новый адрес: мкр. Гвардейский, 3)

 Согласно выписке выписка из Единого государственного реестра недвижимости в указанном многоквартирном доме расположена квартира №41, находящаяся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита».

ПАО "Территориальная генерирующая компания №14" обратилось с требованием о взыскании с управляющей организации расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии в размере 1233,96 руб. за период с 05.02.2015г. по 05.11.2017г. 

Как следует из материалов дела, согласно акту от 05.02.2015г, подписанным представителями  ПАО «ТГК-14» и  подрядной организацией- АО «НВТ-Автоматика»,  в  многоквартирном доме Каштак, ДОС 3 введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный за счет средств ПАО  «ТГК 14». (т.1 л.д.34-35)

Доводы ответчика о том, что данный акт не подписывался  генеральным директором ООО УО «Каштак», не опровергает сам факт установки  общедомового прибора учета. 

 В данном случае ответчиком представлено заключение специалиста ООО Экспертно-консультационный центр «Спектр» №28-07/09-29018, согласно которому  тепловой узел установлен в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: мкр. Гвардейский,3 в г.Чите  с приложением акта обследования от 10.09.2018г.

Из материалов дела следует, что оплата установки прибора учета тепловой энергии производилась ПАО «ТГК 14» по договору лизинга от 01.07.2013 № 0039, заключенного с ООО «Базис Групп».

С учетом соглашения о досрочном прекращении  договора лизинга от 29.08.2016г. оплаченная стоимость общедомового прибора учета, установленного в доме, составляет 325236,10 руб.

В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно подпункту «ж» пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пункте 11 Правил №491 предусмотрено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В соответствии с  ч.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Согласно представленным документам общедомовой прибор учета тепловой энергии установлен за счет средств ПАО «ТГК 14», являющегося ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Поскольку прибор учета установлен для определения общего количества тепла, поступившего в многоквартирный дом, он в силу своего функционального назначения, вне зависимости от порядка его установки и оплаты, становится общим имуществом собственников многоквартирного дома.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики № 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015г, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.

Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, пункты 24, 26 Правил № 491).

Поскольку ООО Управляющая организация «Каштак» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, именно оно обязано оплачивать расходы на установку прибора учета по требованию ресурсоснабжающей организации.

 Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.09.2018г.  общая  площадь многоквартирного дома – 4231,2 кв.м.

Поскольку размер расходов, приходящийся на квартиру, определяется в соответствии с установленной пропорцией, согласно расчету размер расходов на установку прибора учета, приходящуюся на квартиру №41 площадью 30,1 кв.м., составляет 2313,67 руб.

В силу части 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

По состоянию на 05.11.2017г  размер обязательств по оплате применительно к квартире №41 составляет 1233,96 руб.

Из материалов дела не усматривается, что расходы на установку приборов были включены с состав тарифа на оплату услуг по содержанию общего имущества.

 Согласно статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств местного бюджета.

Таким образом, в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

По смыслу приведенных норм оплата собственниками помещений расходов на установку прибора учета в порядке рассрочки фактически осуществляется на условиях коммерческого кредитования. В этой связи проценты, предусмотренные частью 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ, представляют собой плату за предоставленный коммерческий кредит. 

Поскольку расчет процентов производится по ставке, действующей на дату их начисления, при взыскании суммы процентов в судебном порядке за период до принятия решения суда, подлежит применению ставка на день его вынесения. 

Данный механизм расчета процентов позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №3 (2016).

По расчету истца сумма процентов за пользование коммерческим кредитом (2313,67 руб.) с 05.02.2015г по 05.11.2017г за весь период пользования с учетом применяемой ставки 7,5% составляет 349,44 руб.

По заявлению ответчика многоквартирный дом п.Каштак ДОС 3 был включен в муниципальную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов, распложенных на территории  городского округа «Город Чита» на 2008-2011 годы» утвержденную решением Думы городского округа «Город Чита» от 24.01.2008г. №3,  поэтому на основании  ч.1 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ исключает обязательство собственников устанавливать  общедомовые приборы учета.

Истцом представлен в материалы дела акт обследования от 28.01.2015г., согласно которому установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома в п.Каштак, ДОС 3.   

Согласно п.1,2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые,   передаваемые,   потребляемые   энергетические  ресурсы   подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Данным пунктом также предусмотрено, что требования статьи 13 Закона об энергосбережении в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

При этом из содержания указанной нормы не усматривается запрет на установку общедомовых приборов учета в ветхих и аварийных домах, а лишь указывает на  отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №2 (06.07.2016) указывается на возможность оснащения ветхих и аварийных объектов приборами учета и возможность использования показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

Следовательно, сам факт установки прибора учета на жилых домах, признанных ветхими и аварийными, не свидетельствует о недостоверности учета тепловой энергии.

Возражения ответчика о том, что  общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме  установлен с нарушением  инструкции по монтажу и ПЭУ судом не принимаются.

В заключении специалиста ООО Экспертно-консультационный  центр «Спектр» №28-07/09-29018 указано, что общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, в том числе по адресу: мкр. Гвардейский,3, установлены с нарушением  инструкции по монтажу и ПЭУ Данные нарушения (при наличии вторичных условий, таких как осадок ПЭП и электромагнитные помехи) могут повлиять на показания  приборов.

В соответствии с п.64 и  п.66 «Правил учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденных Постановлением Правительства №1034 от 18.11.2013г для ввода объекта узла учета  в эксплуатацию необходимо представить проект узла учета тепловой энергии, согласованный с теплоснабжающей организацией, и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя документы- схема трубопроводов (начиная от границы балансовой  принадлежности)  с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими   клеймами поверителя; базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав           узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток). При приемке узла учета  проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам.

Из представленного заключения следует, что ООО УО «Каштак» для проведения экспертизы были  предоставлены акты приемки-передачи тепловых узлов от 28.09.2015г.,  акты приемки автоматики тепловых пунктов от 01.06.2015г., проекты реконструкции тепловых пунктов жилых домов, технические условия на реконструкцию системы теплоснабжения.

Поскольку  проект узла учета тепловой энергии и паспорт узла учета не были предметом исследования специалиста, оснований для признания установленного  в 2015 году общедомового прибора учета тепловой энергии с нарушением требований действующих  правил не имеется.  

На основании изложенного требования истца о взыскании задолженности 1233,96 руб. и  процентов в размере 349,44 руб. обоснованы материалами дела и подлежат удовлетворению на основании ст.307,309,310 Гражданского кодекса РФ.

 Расходы по госпошлине относятся на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Каштак» (ОГРН 1067536052363, ИНН 7536076269) в пользу Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889)  основной долг в сумме 1233 руб. 96 коп., проценты  в размере 349 руб. 44 коп. и расходы по госпошлине 2000 руб., всего  3583 руб. 40 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Доступ к судебным актам по делу № А78-19631/2017, выполненным в форме электронных документов, может быть получен на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

Судья                                                                                    Н.Ю. Шеретеко