АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-1988/2007
С2-28/71
25 июня 2007 г.
Арбитражный суд Читинской области
в составе:
судьи Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рубанович О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации городского округа «Город Чита»
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области,
третье лицо – ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие»,
об оспаривании ненормативных правовых актов
при участии:
от заявителя – Пляскиной Т.И. по доверенности от 06.06.2007 г.;
от заинтересованного лица – Епифанцевой С.Ю. по доверенности от 23.05.2007 г.;
от третьего лица – не явился,
установил:
Администрация городского округа «Город Чита» обратилась с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области (территориальное управление Росимущества по Читинской области) (далее – управление) о признании недействительными:
- распоряжения от 28.02.2007 г. № 347;
- распоряжения от 22.03.2007 г. № 513.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие» (далее – предприятие).
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать.
В отзыве на заявленные требования управление ссылается на то, что оспариваемые распоряжения вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», приказу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи».
ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие» в судебное заседание не явилось, известив арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
В отзыве на заявленные требования предприятие указывает, что оспариваемые распоряжения приняты управлением законно и обоснованно.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, территориальным управлением Росимущества по Читинской области 28 февраля 2007 г. было издано распоряжение № 347 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие», в собственность муниципального образования городского округа «Город Чита».
Согласно приложению к распоряжению, в собственность муниципального образования городского округа «Город Чита» передаются объекты, расположенные в г. Чите:
- квартира № 1 в двухквартирном жилом доме (за исключением приватизированных квартир), ул. Баргузинская, 57;
- дом деревянный (за исключением приватизированных квартир), ул. 3-я Каштакская, 40;
- квартира № 3 в жилом доме (за исключением приватизированных квартир), ул. Красноярская, 30;
- жилой дом (за исключением приватизированных квартир), ул. Уссурийская, 14, кв.2.
Распоряжением территориального управления Росимущества по Читинской области № 513 от 22 марта 2007 г. утвержден акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие», передаваемого в собственность муниципального образования городского округа «Город Чита».
Не согласившись с данными распоряжениями территориального управления Росимущества по Читинской области, администрация городского округа «Город Чита» обратилась в суд с указанным заявлением.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установить, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Установить, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Установить, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 г. № 241 установлено, что территориальные органы принимают решения в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями по месту расположения такого имущества, в том числе о передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов жилищного фонда (жилые помещения, многоквартирные дома), за исключением специализированного жилищного фонда, указанного в пункте 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, по форме согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" в пункту 1 установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, а именно:
а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;
и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;
л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Как установлено материалами дела, 27.02.2006 г. руководителем ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие» в адрес Федерального агентства геодезии и картографии было направлено письмо о согласии на передачу, указанного в оспариваемых распоряжениях, недвижимого имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения в муниципальную собственность, а также пакет документов подтверждающих, что данное недвижимое имущество находится в федеральной собственности, а именно: выписки из реестров федерального имущества от 09.03.2006 г. и передаточный акт № 85 от 16.02.1999 г.
20.12.2006 г. руководителем Федерального агентства геодезии и картографии в адрес Федерального агентства по управлению федеральным имуществом было направлено письмо с пакетом документов на находящегося в ведении ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие» имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
26.01.2007 г. Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в адрес территориального управления Росимущества по Читинской области направило письмо о рассмотрении обращения Федерального агентства геодезии и картографии о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность жилого фонда предприятия.
Таким образом, принимая оспариваемые распоряжения, территориальное управление Росимущества по Читинской области действовало в соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, и в рамках делегированных ему полномочий.
Следовательно, требования заявителя о недействительности оспариваемых постановлений являются необоснованными.
Ссылки заявителя в обоснование требований на письмо Минрегиона РФ от 20.12.2006 N14316-РМ/07 и постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 арбитражный суд находит несостоятельными, поскольку данные документы относятся к регулированию иных отношений, а именно порядку передачи общего имущества в многоквартирных домах собственниками жилых помещений при выборе способа управления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Администрации городского округа «Город Чита» к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительными:
- распоряжения № 347 от 28.02.2007 г.;
- распоряжения № 513 от 22.03.2007 г.,
отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.
Судья: А.Б. Литвинцев.