АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78- 9 / 5
27 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2015 года
Решение изготовлено в полном объёме августа 2015 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи О. В. Герценштейн,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Е. А. Ильиной
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 23 696 507,43 руб. - денежных средств за утерю вещи, находящейся на хранении по договорам от 25.09.2012 г.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации;
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности №105-14-304 от 25.07.2015 г.;
от ответчика – представители не явились (ходатайство от 26.08.2015 о рассмотрении дела в отсутствие представителя);
от третьего лица 1 – ФИО2, представителя по доверенности № 6 от 31.12.2014;
от третьего лица 2 – ФИО2, представителя по доверенности № 212/2/95 от 21.01.2015;
от третьего лица 3 – представитель не явился (уведомление №00399);
от третьего лица 4 – представитель не явился (уведомление №00400);
от третьего лица 5 – представитель не явился (уведомление №00401, ходатайство от 07.08.2015 о рассмотрении в отсутствие представителя).
Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации сельского поседения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" о взыскании 22 760 412,16 руб. - денежных средств за утерю вещи, находящейся на хранении по договорам от 25.09.2012 г.
Определением суда от 01.04.2015 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассмотрению приняты уточненные исковые требования о взыскании с ответчика 23 696 507,43 руб. - денежных средств за утерю вещи, находящейся на хранении по договорам от 25.09.2012 г., к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 21.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального района «Оловяннинский район», Министерство территориального развития Забайкальского края и Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Ясная».
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, представил в материалы дела договор № 26-НП на поставку жидкого топлива (мазут топочный М-100 (ТКМ-16), договор на поставку твердого топлива (уголь) от 01.07.2011.
Также представитель истца уточнил организационно-правовую форму. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц правильным наименованием истца следует считать акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Уточнение наименования принято судом к рассмотрению в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика не явились, ходатайством от 26.08.2015 просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве на иск исковые требования не признали в полном объеме, считают, что топливо использовано ответчиком правомерно.
В представленном в материалы дела отзыве на иск ответчик указал, что в соответствии с распоряжением Правительства России от 15 апреля 2011 года ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд министерства обороны России и подведомственных ему организаций. С ОАО «РЭУ» Министерством обороны заключен государственный контракт на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны организаций. В рамках этого контракта ОАО «РЭУ» обязуется обеспечить надежное теплоснабжение и безопасность эксплуатации оборудования, проверять техническое состояние и готовность вверенных объектов теплоснабжения к отопительному сезону, берет на себя ответственность за бесперебойную подачу тепла на подведомственные объекты и обязуется отслеживать их надлежащее состоянии. В сельском поселении «Яснинское» ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» обслуживал и эксплуатировал две котельных, котельную с инвентарным номером 1267, производящую тепловую энергию на жидком топливе - мазут топочный, и котельную очистных сооружений с инвентарным номером 1283, производящую тепловую энергию на твердом топливе - уголь. Протокольным решением от 28 июня 2012 года совещания Правительства РФ «О ходе передачи недвижимого имущества неиспользуемых Министерством обороны России военных городков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а так же подготовки передаваемых объектов к осенне-зимнему отопительному сезону 2012-2013 годов», состоявшегося 26 июня 2012 года было определено, что объекты энергоснабжения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, передаваемые Министерством обороны России в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность после 1 июля, могут передаваться только с представлением принимающей стороне паспортов готовности указанных объектов к работе в предстоящий осенне-зимний период, а так же разрешений на их эксплуатацию. 04 июля 2012 года, без согласования с муниципалитетом, Министром обороны РФ был подписан приказ № 1729 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края». В перечень переданных объектов вошла и котельная инв. № 1267 военного городка № 24 (п. ст. Ясная). 09 июля 2012 года ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» ЭРТС № 8 направил в адрес администрации сельского поселения «Яснинское» уведомление о том, что с 09.07.2012 года согласно приказа Министра обороны РФ № 1729 от 04.07.2012 г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края» на территории военного городка № 24 и площадок № 6, 13 филиал ОАО «РЭУ» «Забайкальский» ЭРТС № 8 прекращает осуществление оказания услуг теплоснабжения. За время эксплуатации котельной инв. № 1267 военного городка № 24 ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» ремонтов котлов, насосов, систем тепло- и водоснабжения не проводил. Подготовкой котельной к отопительному сезону не занимался. С мая по сентябрь месяцы здание котельной было отключено от электроснабжения. Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору готовность котельной к предстоящему отопительному сезону оценивалась как нулевая. Были запрещены к эксплуатации два котла из восьми, кроме того отсутствовала техническая документация. По сути, ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» бросило котельную без подготовки к отопительному сезону 2012 - 2013 годов, самоустранившись от выполнения обязательств по контракту, игнорируя решение совещания Правительства РФ от 28 июня 2012 года «О ходе передачи недвижимого имущества неиспользуемых Министерством обороны России военных городков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а так же подготовки передаваемых объектов к осенне-зимнему отопительному сезону 2012-2013 годов» и решение совещания по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне - зимнему периоду 2012 - 2013 годов военных городков Ясная и Степь, которое было проведено 04 сентября 2012 года Министерством территориального развития Забайкальского края и на котором присутствовали директор ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» ФИО3 и его заместитель ФИО4 С 14 октября 2011 года на территории сельских поселений «Яснинское» и «Степнинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края действовал режим чрезвычайной ситуации введенный Постановлением № 29 Губернатора Забайкальского края направленный на предотвращение срыва отопительных сезонов 2011 - 2012 годов и 2012 - 2013 годов, нормальное прохождение передачи имущества Министерства обороны РФ в краевую и муниципальную собственность. 01 июня 2012 года администрацией сельского поселения «Яснинское» создано МУП «ЖКХ Ясная» для организации работ по жилищно - коммунальному обеспечению населения сельского поселения. Вновь созданное предприятие физически не успевало до начала отопительного сезона 2012 -2013 годов заключить договоры на поставку жидкого топлива для мазутной котельной инв. № 1267, отапливающей жилой городок с населением более 5000 человек, и угля для угольной котельной инв. № 1283, отапливающей очистные сооружения жилого городка, привести в порядок, в соответствии с требованиями и нормативами, подъездные железнодорожные пути по которым осуществляется подвоз к котельной жидкого топлива и ремонтом которых ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» не занимался на протяжении всего срока эксплуатации котельной. Поэтому Совет сельского поселения «Яснинское» 13 сентября 2012 года принял Решение № 41 «О начале отопительного сезона 2012 - 2013 годов» в котором отражено, что для отопления сельского поселения «Яснинское» использовать топочный мазут и уголь, находящиеся на ответственном хранении Администрации сельского поселения «Яснинское», в количестве 1680,105 тонн и 73,819 тонн соответственно, на основании протокольного решения от 28 июня 2012 года совещания Правительства Российской Федерации «О ходе передачи недвижимого имущества неиспользуемых Минобороны России военных городков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также подготовки передаваемых объектов к осенне-зимнему отопительному сезону 2012-2013 годов», состоявшегося 26 июня 2012 года и протокольного решения от 04 сентября 2012 года совещания, проведенного Министерством территориального развития Забайкальского края «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов военных городков Ясная и Степь», то есть использовать те энергоносители, за счет которых ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» и так должно было отапливать жилой городок и очистные сооружения в осеннее-зимний период 2012 -2013 годов.
Кроме того, ответчик указал, что между администрацией сельского поселения «Яснинское» и ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» договор об ответственном хранении топочного мазута марки М - 100 и угля ДК не заключался. ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» 09 июля 2012 года бросило котельную инв. № 1267 с хранилищами мазута и запасом мазута в них, а так же котельную инв. № 1283 с запасом угля ДК. Письменная форма сделки (договор) об ответственном хранении переданного имущества oт ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» в администрацию сельского поселения «Яснинское» не заключалась, об устной форме сделки на сумму 22 760412,16 рублей, что значительно превышает менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, речи так же не велось. Лишь 25 сентября 2012 года с представителем ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» администрацией сельского поселения «Ленинское» были подписаны акты приема - передачи товарно-материальных ценностей на ответственное хранение (топочного мазута марки М - 100 в количестве 1680,105 тонн и угля ДК в количестве 73,819 тонн). Однако сторонами договора ответственного хранения могут быть только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, ибо сама сущность договора предусматривает его возникновение только в процессе осуществления предпринимательской деятельности на условиях повышенной ответственности хранителя. Существующая практика свидетельствует, что ответственное хранение распространено только в хозяйственных отношениях организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей. Отношения по ответственному хранению в силу ст. 514 ГК РФ или Закона "О государственном материальном резерве" могут возникнуть только с участием указанных субъектов или даже только с участием специализированных коммерческих организаций. Администрация сельского поселения «Яснинское» не является специализированной коммерческой организацией и не осуществляет предпринимательскую деятельность. Согласно п. 1 статьи 901 ГК РФ хранитель не отвечает за утрату, недостачу или повреждение имущества, если они произошли вследствие непреодолимой силы. Администрация сельского поселения «Яснинское», Совет сельского поселения «Яснинское», действуя в режиме чрезвычайной ситуации, возникшего не по вине администрации поселения и Совета поселения, а исключительно по вине Министерства обороны РФ и, в частности - ОАО «РЭУ» филиала «Забайкальский», в начале отопительного сезона 2012 - 2013 годов не могли допустить срыва отопительного сезона, обречь на замерзание население городка, включая две школы, два детских сада, ГСУСО «Пансионат Яснинский». В связи, с чем и было принято решение об использовании находившегося на хранении жидкого и твердого топлива.
Прибывший в судебное заседание представитель Министерства обороны РФ и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» позицию, изложенную в отзывах на иск, поддержал, пояснил, что ответчиком было зарегистрировано право собственности на котельную, следовательно, объект был принят, иск считает обоснованным, доказательств передачи паспортов готовности объектов к отопительному сезону не представил.
Остальные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
23.06.2015 г. в суд от третьего лица 4 (Министерства территориального развития Забайкальского края) поступили письменные пояснения.
В пояснениях указано следующее. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1470-р военный городок «Ясная» исключен из перечня, имеющих жилой фонд закрытых военных городков. Приказом Министерства обороны РФ от 02 ноября 2011 г. № 2067 переданы объекты недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Яснинское», кроме котельной с технологическим оборудованием. Данная котельная была передана приказом Министерства обороны РФ от 04 июля 2012 г. № 1729. В соответствии с решениями, принятыми на совещании Правительства Российской Федерации по вопросам подготовки к осеннее - зимнему периоду 2012-2013 г.г., объекты Министерства обороны РФ, подлежащие к передачи в муниципальную собственность после 01 июля 2012 г., могут передаваться только при наличии паспортов готовности указанных объектов к работе в осенне-зимний период 2012-2013 г.г., оформленных в установленном порядке и с денежным сопровождением, предусматривающем затраты на их текущее содержание.
ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» 04 сентября 2012 г. в одностороннем порядке производит перерегистрацию своих имущественных прав на котельную в муниципальную собственность сельского поселения «Яснинское». Финансовых средств на содержание, приведение в надлежащее состояние, изготовления технической и правоустанавливающей документации на объекты военного городка не поступало. Таким образом, котельная в течение 2-х месяцев (с 04.07.2012 по 04.09.2012) не эксплуатировалась и передана в администрацию без предоставления паспорта готовности к отопительному сезону.
В соответствии с инструкцией по оценке готовности муниципальных образований, предприятий и организаций, обеспечивающих энергоснабжение населения и объектов социальной сферы, к работе в осенне-зимний период (утв. Минэнерго РФ от 28 августа 2001 г.) при передаче организациями, участвующими в производстве, передаче, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, независимо от организационно-правовой формы и вида собственности одним из условий должно быть наличие плановых запасов основного и резервного топлива. При выполнении всех условий содержащихся в вышеуказанной инструкции выдается паспорт готовности к работе в осенне-зимний период.
Приказом Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 г. № 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключение источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» установлен норматив запаса топлива на котельных, который рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива, и должен составлять не менее 35-ти дневного запаса исходя из расчета наиболее холодного периода времени.
По данным ОАО «РЭУ» письмом от 31 мая 2012 г. за исх.№ 01-15/608 годовой расход мазута на котельной составляет 16 200 тонн. Даже без учета холодного периода времени запас топлива на котельной должен составлять 1153 тонны, с учетом невыбираемого остатка (160 тонн) - 1713 тонн. При передаче котельной остаток составлял 1600 тонн или 93%.
Состояние котельной на момент передачи администрации было крайне неудовлетворительное, что подтверждается актом проверки прокуратуры Забайкальского края проведенной 07 августа 2012 года совместно с Государственной жилищной инспекцией Забайкальского края.
В соответствии с протоколом совещания по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов военных городков Ясная и Степь от 04 сентября 2012 Филиал ОАО «РЭУ» - «Забайкальский» в соответствии с действующим контрактом должен был обеспечить исполнение функций единственного поставщика тепловой энергии в соответствии с государственным контрактом в том числе: обеспечить подготовку котельной №1267 к отопительному сезону и обеспечить прохождение отопительного сезона военного городка «Ясная».
01.07.2015 г. от третьего лица 5 (МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Ясная») поступил отзыв на иск.
В отзыве третьим лицом 5 указано следующее. Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Ясная» осуществляет свою деятельность по предоставлению коммунальных услуг населению и прочим потребителям посредством котельной инв. №1267. Объекты коммунального хозяйства, в том числе котельная №1267, были переданы в эксплуатацию МУП «ЖКХ Ясная» администрацией сельского поселения «Яснинское» на основании акта приема-передачи от 04 июля 2012 г.
По итогам совещания Правительства РФ «О ходе передачи недвижимого имущества неиспользуемых Минобороны России военных городков в собственность, а также подготовки передаваемых объектов к осенне-зимнему отопительному сезону 2012-2013 годов», состоявшегося 26 июня 2012 г. были приняты решения: производить передачу жилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры, объектов социального и коммунально-бытового назначения Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, управление и распоряжение которыми осуществляет Минобороны России, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в состоянии, пригодном к эксплуатации, с финансовыми средствами на их текущее содержание и в строгом соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», а также Федерального закона от 8 декабря 2011 г. №423-Ф3 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; определить, что объекты энергоснабжения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, передаваемые Минобороны России в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность после 1 июля, могут передаваться только с представлением принимающей стороне паспортов готовности указанных объектов к работе в предстоящей осенне-зимний период, а также разрешений на их эксплуатацию. В нарушение указанных требований объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, мазутная котельная инв.№1267 и угольная котельная инв.№1283 переданы в администрацию сельского поселения «Яснинское», далее, соответственно, в МУП «ЖКХ Ясная» в ненадлежащем техническом состоянии, без соответствующей технической документации. Ремонтные работы по подготовке объектов к осенне-зимнему отопительному сезону 2012-2013 годов производились силами и за счет средств МУП «ЖКХ Ясная». Кроме того, с мая по сентябрь месяцы 2012 г. здание котельной было отключено от электроснабжения, что препятствовало выполнению ремонтных работ оборудования котельной. Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между МУП «ЖКХ Ясная» и ОАО «Российские железные дороги» был подписан 05.12.12 г., т.к. подъездные железнодорожные пути, по которым осуществляется подвоз к котельной жидкого топлива не соответствовали установленным нормам. Соответственно, МУП «ЖКХ Ясная» не имело возможности обеспечить нормативный запас топлива на отопительный период. В соответствии с распоряжением №53 от 21.09.2012 г. исполняющего обязанности руководителя администрации сельского поселения «Яснинское» 25.09.2012 г. было произведено включение систем отопления.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц 3,4,5.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителя истца и третьих лиц – 1 и 2 ответчика, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
25 сентября 2012 года между ОАО «РЭУ» филиал «Забайкальский» (далее «Поклажедатель») и администрацией сельского поселения Яснинское (далее «Хранитель») подписаны акты приема-передачи товарно-материальных ценностей, согласно которым хранитель принял на хранение имущество, принадлежащее поклажедателю: Мазут топочный марки М-100 (№1267)- в количестве 1680,105 тонн (л.д. 64, т. 1) и уголь ДК в количестве 73,819 тонн (л.д. 65, т. 1).
Данный акт подписан уполномоченными лицами - и.о. руководителя администрации сельского поселения Яснинское - ФИО5 и нач. ЭРТС №8- ФИО6, действующий по доверенности от имени ОАО «РЭУ».
11 февраля 2015 года ОАО «РЭУ» направило уведомление о расторжении договора хранения ТМЦ от 25.09.2012г. и просило в течении 7 дней с момента получения настоящего уведомления возвратить ОАО «РЭУ» принятые на хранение ТМЦ:
-Мазут топочный марки М-100 (№1267) - в количестве 1680.105 тонн.
-Уголь ДК - в количестве 73,819 тонн.
Ответ на указанное обращение в адрес АО «РЭУ» не поступил, между тем имеется ответ на ранее направленное обращение от 26.09.2014, согласно которому ответчик отказывается возвращать переданный ему на хранение товар ввиду его утраты.
На основании пункта 1 статьи 901 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Размер ответственности хранителя определен статьей 902 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, если законом или договором хранения не предусмотрено иное: за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей.
Стоимость утраченного товара на 01.04.2015 составляла:
- Мазут топочный марки М-100 (№1267) - в количестве 1680,105 тонн, средней стоимостью 13 934,18 рублей за тонну, итого 23 410 885,48 рублей.
- Уголь ДК - в количестве 73.819 тонн, стоимостью 3 869,22 рубля за тонну, итого 285 621,95 рублей.
Итого размер ущерба составил 23 696 507, 43 рублей.
Поскольку стоимость утраченного товара не была возмещена в добровольном порядке АО «РЭУ» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с рассматриваемым иском.
Суд, рассмотрев заявленные требования, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем (пункт 1, 2 статьи 889 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормами статей 161 и 887 Кодекса предусмотрено, что договор хранения, заключенный юридическими лицами между собой и гражданами, должен быть совершен в простой письменной форме. По смыслу статьи 887 Кодекса простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.
Оценив представленные в материалы дела акты от 25.09.2012, суд приходит к выводу о наличии между сторонами отношений по хранению.
Согласно статье 904 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель обязан по первому требованию поклажедателя возвратить принятую на хранение вещь, хотя бы предусмотренный договором срок ее хранения еще не окончился.
В силу пункта 1 статьи 900 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличиванием.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 902 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 Кодекса, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.
В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
Как следует из материалов дела и не отрицалось представителями ответчика в ходе судебных заседаний, акты приема-передачи ТМЦ на ответственное хранение были действительно подписаны, топливо было использовано во время отопительного сезона 2012-2013 годов.
Поскольку ответчик не возвратил истцу имущество, переданное последним на хранение, то суд полагает обоснованными требования поклажедателя о взыскании стоимости утраченного топлива, как возникших у истца убытков.
Таким образом, судом установлен факт нарушения ответчиком обязательств по возврату мазута топочного марки М-100 (№1267) в количестве 1680,105 тонн и угля ДК - в количестве 73.819 тонн, переданных ответчику на хранение.
В обоснование размера понесенных убытков истец представил непосредственно акты приема-передачи ТМЦ на ответственное хранение, бухгалтерскую справку от 01.04.2015 о стоимости мазута марки М-100 за одну тонну и угля за одну тонну (л.д. 131, т. 1).
Ответчиком стоимость топлива не оспорена, доказательств иной стоимости не представлено.
Исследовав представленные документы, суд считает доказанным факт причинения истцу убытков в предъявленной сумме. Исковые требования подлежат удовлетворению полностью.
Доводы ответчика о том, что котельная № 1267 была передана в муниципальную собственность без паспорта готовности указанного объекта к работе в предстоящий осенне-зимний период, а так же разрешений на их эксплуатацию, не означает, что ответчик не обязан возвратить топливо поклажедателю.
04.09.2012 было зарегистрировано право собственности сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловянинский район» на котельную, расположенную на станции Ясная, в/г 24, о чем в дело представлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 9, т. 3). Согласно данному свидетельству основанием регистрации права явился приказ Министра обороны РФ № 1729 от 04.07.2012 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края», согласно которому в перечень переданных объектов вошла и котельная инв. № 1267 военного городка № 24 (п. ст. Ясная).
Ссылка ответчика на решение совещания Правительства РФ от 28 июня 2012 года «О ходе передачи недвижимого имущества неиспользуемых Министерством обороны России военных городков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а так же подготовки передаваемых объектов к осенне-зимнему отопительному сезону 2012-2013 годов» и решение совещания по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне - зимнему периоду 2012 - 2013 годов военных городков Ясная и Степь, которое было проведено 04 сентября 2012 года Министерством территориального развития Забайкальского края, а также на введенный Постановлением № 29 Губернатора Забайкальского края с 14 октября 2011 года на территории сельских поселений «Яснинское» и «Степнинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края режим чрезвычайной ситуации, направленный на предотвращение срыва отопительных сезонов 2011 - 2012 годов и 2012 - 2013 годов, нормальное прохождение передачи имущества Министерства обороны РФ в краевую и муниципальную собственность, также не освобождает ответчика от возмещения истцу стоимости использованного топлива.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцу при обращении с иском была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, о чем указано в определении от 03.03.2015.
Исковые требования удовлетворены, однако ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем расходы по оплате госпошлины распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с администрации сельского поселения "Яснинское" муниципального района "Оловяннинский район" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 23 696 507 рублей 43 копейки – стоимости товарно-материальных ценностей (мазута топочного марки М-100 в количестве 1680,105 тонн и угля ДК в количестве 73,819 тонн), переданных по актам от 25.09.2012 на ответственное хранение.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья О.В. Герценштейн