АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-2069/2016
04 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2016 года
Решение изготовлено в полном объёме апреля 2016 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Бочкарниковой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Высоцкой Ю.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию "Центральная районная аптека" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края по доверенности от 01.04.2016;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2, директора Муниципального унитарного предприятия "Центральная районная аптека";
установил:
Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее – заявитель, административный орган, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Центральная районная аптека" (далее – предприятие, МУП "Центральная районная аптека") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая отсутствие возражений сторон на переход из предварительного судебного заседания в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Представитель административного органа в судебном заседании требования о привлечении МУП "Центральная районная аптека" к административной ответственности поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Свои требования заявитель мотивирует тем, что предприятие осуществляет лицензируемый вид деятельности (фармацевтическая деятельность) с нарушением лицензионных требований и условий.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на нарушение пункта 1 Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419, форма журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ за 2015 год не соответствует утвержденной.
В нарушение пункта 2 Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419, регистрация операций, связанных с оборотом Калия перманганата по адресу осуществления деятельности 674676, <...> микрорайон, (магазин «Универсам»), комнаты №1, №416 не осуществляется.
В нарушение Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419, в «Журнале регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ за 2016 год» предприятием не заполняются графы 4,10,11,12,16,17, в графе 3 не указан номер операции по приходу, а указана дата, в графе 5 не указано наименование приходного документа, в графе 7 не указаны инициалы и отсутствует подпись ответственного.
Представитель МУП "Центральная районная аптека" с требованиями согласилась частично по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель предприятия полагает, что в аптеке, расположенной по адресу осуществления деятельности: 674676, <...> микрорайон, нежилое помещение № 1 в здании ОТЦ в 2015 года журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ велся заведующей отделом запасов ФИО3 В данном журнале имеются незначительные отклонения от установленной формы (графы поменяны местами).
МУП "Центральная районная аптека" считает, что незначительное изменение граф в журналах регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ без структурного изменения их формы не образует состав административного правонарушения.
Представитель предприятия пояснила, что данное нарушение было устранено.
В 2016 году МУП "Центральная районная аптека" заведен журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с формой, установленной Правилами ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 419.
По факту отсутствия журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в аптечном пункте, расположенном по адресу: 674676. <...> микрорайон, (магазин «Универсам»), комнаты № 1, № 416, представитель МУП "Центральная районная аптека" пояснила следующее.
Ответственной за ведение данного назначена фармацевт аптечного пункта ФИО4, которая на момент проверки отсутствовала, поскольку работала во 2 смену с 13-00. Журнал находился в металлическом шкафу, ключи от которого находились у лица, ответственного за ведение и хранение журнала, то есть у ФИО4
На основание графика учета рабочего времени фармацевтов, работающих в данном аптечном пункте, утвержденного директором МУП «Центральная районная аптека», в первую смену работала фармацевт ФИО5, поэтому она не могла предоставить в момент проверки журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, так как не являлась ответственной за его ведение. Оснований передавать ФИО5 ключи от сейфа, где хранился данный журнал, не было.
По факту того, что в аптеке, расположенной по адресу осуществления деятельности: 674676, <...> микрорайон, нежилое помещение № 1 в здании ОТЦ нарушены Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 419, представитель МУП "Центральная районная аптека" пояснила, что журнал учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ на момент проверки был заполнен частично, а именно, в журнале был заполнен приход, а данные по расходу ещё не были внесены (графы 16-17), что не является нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 419, из которого следует, что запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется.
Кроме этого, в Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.09.2014 № 25-4/10/2-6691, сказано, что учет лекарственных препаратов, таких как Калия перманганат (в концентрации 45% или более) при обращении до 10 кг в месяц, осуществляется по "упрощенным" требованиям (запись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных веществ производится ежемесячно, и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется).
В письме Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 N 6811-ВС также указано, что приобретение прекурсоров рекомендуется оформлять в день приема отметкой в приходной части журнала регистрации операций (графы 3 - 5). В случае если расход (отпуск, реализация или использование в медицинских и научных целях, в экспертной деятельности) за месяц таких прекурсоров, как перманганат калия, не превышает 10 кг, ежедневная отметка в журнале регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, не производится. В графе 14 расходной части журнала отмечается общий расход за месяц.
В журнале были заполнены графы прихода, только в графе 3 (номер операции по приходу) был внесен № приходной накладной «П-66» и дата прихода 22.01.2016, а в графе 4 дата не указана, в графе 7 указана фамилия ответственного, а инициалы и подпись отсутствовали.
Кроме того, представитель предприятия указывает, что МУП «Центральная районная аптека» в аптеке, расположенной по адресу осуществления деятельности: 674676, <...> микрорайон, нежилое помещение № 1 в здании ОТЦ был заведен новый журнал учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
В судебном заседании представитель МУП «Центральная районная аптека» пояснила, что нарушения устранены в полном объеме, просила совершенное правонарушение признать малозначительным, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявление о привлечении МУП «Центральная районная аптека» к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Для осуществления фармацевтической деятельности МУП «Центральная районная аптека» получена лицензия № ЛО-75-02-000808 от 16.02.2016 года.
Как установлено материалами дела, в Министерство здравоохранения Забайкальского края поступила информация об осуществлении фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности Муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека», а именно нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 22 декабря 2011 года № 1081.
В период с 8-30 по 17-00 01.02.2016 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Забайкальскому краю) была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека» по адресу осуществления деятельности: 674676, <...> микрорайон, (магазин «Универсам»), комнаты №1, №416; 674674, <...> магазин 5-го микрорайона, комнаты №2а, №14а, 674676, <...> микрорайон, нежилое помещение №1 в здании ОТЦ.
Проверка проводилась на основании распоряжения (приказа) Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю от 20.01.2016 № П75-13/16, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утвержденным приказом руководителя Управления Росздравнадзора по Забайкальскому краю от 08.12.2015 г. № П75-696/15 «Об утверждении ежегодного плана контрольно-надзорных мероприятий Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю на 2016 год» с целью государственного надзора за соответствием лекарственных средств установленным обязательным требованиям к их качеству, государственного надзора за соблюдением требований к уничтожению лекарственных средств, государственного контроля за обращением медицинских изделий, государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, государственного контроля за соблюдением ограничений при осуществлении профессиональной деятельности.
В ходе проверки установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется с грубым нарушением лицензионных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», а именно нарушается подпункт «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности:
Нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности - не соблюдение аптечной организацией, имеющей лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
При проведении проверки выявлено наличие лекарственного препарата, подлежащего предметно-количественному учету, а именно Калия перманганат, порошок для приготовления раствора для наружного применения 3,0 г., входящий в Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV), утвержденный постановлением Правительства российской Федерации от 30.06.1998 №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Данный лекарственный препарат включен в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.04.2014 №183н:
В нарушение пункта 1 Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419 Форма журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ за 2015 год не соответствует утвержденной.
В нарушение пункта 2 Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419, регистрация операций, связанных с оборотом Калия перманганата по адресу осуществления деятельности 674676, <...> микрорайон, (магазин «Универсам»), комнаты №1, №416 не осуществляется.
В нарушение Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419, в «Журнале регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ за 2016 год» не заполняются графы 4,10,11,12,16,17, в графе 3 не указан номер операции по приходу, а указана дата, в графе 5 не указано наименование приходного документа, в графе 7 не указаны инициалы и отсутствует подпись ответственного.
01.02.2016 Комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю составлен протокол осмотра помещений и анализа предоставленных документов МУП «Центральная районная аптека».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1, частью 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с Перечнем должностных лиц Министерства здравоохранения Забайкальского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1 и частями 2, 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 30 декабря 2015 года №2205, консультантом отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Забайкальского края ФИО1, в отношении МУП «Центральная районная аптека» составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2016 №4/2016.
На основании части 6 статьи 28.3 КоАП РФ и статьи 202 АПК РФ Министерство здравоохранения Забайкальского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Центральная районная аптека» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 7 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности; объективной стороной - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъект правонарушения - лицо, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.
Пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Фармацевтическая деятельность МУП «Центральная районная аптека» осуществляется на основании лицензии № ЛО-75-02-000808 от 16.02.2016, выданной Министерством здравоохранения Забайкальского края на срок - бессрочно.
Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081).
Согласно пункту 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 данного Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения N 1081 предусмотрено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соблюдать правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В рассматриваемом случае, заявителем при проверке установлены и зафиксированы в процессуальных документах административного дела невыполнение предприятием лицензионных требований и условий (перечислены выше), которые согласно названному Положению следует квалифицировать как грубые.
Относительно первого нарушения, вменяемого административным органом, судом из материалов дела, объяснений представителя предприятия установлено, что данное нарушение имело место быть. Вместе с тем, представитель пояснил, что фактически журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ за 2015 год велся, но с незначительными отклонениями от установленной формы (графы поменяны местами).
После проведения проверки данное нарушение было устранено, предприятием заведен новый журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с формой, установленной Правилами ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 419.
По второму эпизоду, административным органом вменяется предприятию нарушение, выразившееся в не осуществлении предприятием регистрации операций, связанных с оборотом Калия перманганата по адресу осуществления деятельности: 674676, <...> микрорайон, (магазин «Универсам»), комнаты №1, №416.
По данному нарушению, представитель предприятия в судебном заседании пояснила, что на момент проверки в аптечном пункте, расположенном по адресу: 674676. <...> микрорайон, (магазин «Универсам»), комнаты № 1, № 416 журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ был, однако он находился в металлическом шкафу, ключи от которого находились у лица, ответственного за ведение и хранение журнала, то есть у фармацевта аптечного пункта ФИО4, которая на момент проверки отсутствовала, так как работала во 2 смену с 13-00. На основании графика учета рабочего времени фармацевтов, работающих в данном аптечном пункте, утвержденного директором МУП «Центральная районная аптека», в первую смену работала фармацевт ФИО5, поэтому ФИО5 не могла предоставить в момент проверки журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, так как не являлась ответственной за его ведение. Оснований передавать ФИО5 ключи от сейфа, где хранился данный журнал, не было.
Из материалов дела следует, что предприятием не заполняются в журнале учета операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ графы 4,10,11,12,16,17, в графе 3 не указан номер операции по приходу, а указана дата, в графе 5 не указано наименование приходного документа, в графе 7 не указаны инициалы и отсутствует подпись ответственного.
По данному факту представитель предприятия нарушения признает, однако указал на следующее.
В Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.09.2014 № 25-4/10/2-6691, сказано, что учет лекарственных препаратов, таких как Калия перманганат (в концентрации 45% или более) при обращении до 10 кг в месяц, осуществляется по "упрощенным" требованиям (запись в журнале регистрации о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных веществ производится ежемесячно, и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется).
В письме Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 N 6811-ВС также указано, что приобретение прекурсоров рекомендуется оформлять в день приема отметкой в приходной части журнала регистрации операций (графы 3 - 5). В случае если расход (отпуск, реализация или использование в медицинских и научных целях, в экспертной деятельности) за месяц таких прекурсоров, как перманганат калия, не превышает 10 кг, ежедневная отметка в журнале регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, не производится. В графе 14 расходной части журнала отмечается общий расход за месяц.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ведение указанных журналов действительно не соответствовало требованиям Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419.
Данное нарушение подтверждено материалами дела.
Суд считает правильным вывод Министерства здравоохранения Забайкальского края о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в части установления факта несоблюдения Правил ведения правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 №419.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).
В рассматриваемом случае суд считает, что в действиях МУП «Центральная районная аптека» не установлено наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, о чем свидетельствует отсутствие таких доказательств в материалах дела, нарушение касалось документооборота, носит устранимый характер, и было предприятием устранено. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ, представленные доказательства, пришел к выводу, что выявленное нарушение может квалифицироваться как малозначительное, поэтому статья 2.9 Кодекса в данном случае подлежит применению.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию «Центральная районная аптека» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
В силу малозначительности, освободить Муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от административной ответственности ограничившись устным замечанием.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Судья Л.В.Бочкарникова