672000,г.Чита, ул. Выставочная 6
www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita/ru
г.Чита Дело №А78-2223/2007
20 июня 2007 года С2-24/79
Судья Горкин Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным предписания № ЧИ 0105 об устранении нарушений пожарной безопасности, вынесенного отделом государственного пожарного надзора г.Читы ГУ МЧС России по Читинской области, в части пунктов 12, 13, 15,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 04.06.2007; ФИО2, представителя по доверенности от 05.06.2007,
от заинтересованного лица: не было,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее УФНС) обратилось в суд с иском, уточненным в соответствии со ст.49 АПК РФ, о признании недействительным предписания № ЧИ 0105 об устранении нарушений пожарной безопасности, вынесенного отделом государственного пожарного надзора г.Читы ГУ МЧС России по Читинской области, в части пунктов 12, 13, 15.
Пожарный надзор своего представителя в судебное заседание не направил, уведомлен о месте и времени его проведения надлежащим образом. Судебное заседание проводится в отсутствие уведомленной стороны в соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ.
Представитель УФНС заявленные требования поддержал, пояснив, что указанными пунктами обжалуемого предписания установлено демонтировать металлическую дверь на лестничном марше 2-го этажа, демонтировать турникет, установленный на пути эвакуации первого этажа, демонтировать помещение охраны, размещенное под лестничным маршем на первом этаже. Вместе с тем, в соответствии со статьями 32, 84, 102 Налогового кодекса РФ информация, подлежащая обработке и хранению в налоговом органе, является налоговой тайной. В связи с этим ФНС России разработана Концепция информационной безопасности налоговых органов, введенную в действие Приказом ФНС России от 29.08.2006 № САЭ-3-27/559. Концепция предусматривает физическую защиту конфиденциальности информации путем ограничения доступа посторонних лиц на территорию, где она обрабатывается. Таким образом, требование органа пожарной надзора, содержащиеся в обжалуемом предписании, исполнены быть не могут.
Кроме того, нормативными документами (ГОСТами) установлены требования турникета, подлежащего демонтажу согласно обжалуемого предписания, требованиям пожарной безопасности.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Отделом государственного пожарного надзора г.Читы в соответствии с п.3 главы II Положения об отделе была проведена проверка противопожарного состояния помещений УФНС, по результатам которой было вынесено предписание № ЧИ 0105. Данным предписанием установлено следующее:
П.12. Демонтировать металлическую дверь, установленную на лестничном марше 2-го этажа. Основание: ППБ 01-03 п.52 п.53.
П.13. Демонтировать турникет, установленный на пути эвакуации первого этажа. Основание: ППБ 01-03 п.53.
П.15. Демонтировать помещение охраны, размещенное под лестничным маршем на первом этаже. Основание: ППБ 01-03 п.40.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", установлено следующее.
Статья 1.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Статья 2.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 регистрационный номер 4838, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", установлено следующее.
40. В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;
52. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
53. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
В ходе судебного разбирательства УФНС представлен план эвакуации здания, из которого следует, что металлическая дверь на марше второго этажа, а также турникет, указанный в обжалуемом предписании, находятся на пути эвакуации сотрудников УФНС.
Исходя из представленных снимков металлической двери, подлежащей демонтажу, пояснений, данных представителями УФНС, указанная металлическая дверь навешана на металлические шарниры, открывается свободно по направлению выхода из здания, запоры на двери обеспечивают людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запора изнутри без ключа.
Таким образом, данная дверь соответствует требованиям Правил пожарной безопасности.
На турникет, подлежащий демонтажу согласно обжалуемому предписанию, УФНС представлено руководство по эксплуатации, согласно которого он соответствует ГОСТу 15150-69 – машины, приборы и другие технические изделия. Данный ГОСТ включен в числе прочих в ГОСТ Р 51241-98 – средства и системы контроля и управления доступом. ГОСТ Р 51241-98 содержит указание, что изделия данного стандарта соответствуют ГОСТу 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
Таким образом, указанный в пункте 13 обжалуемого предписания турникет соответствует предъявляемым нормам законодательства РФ требованиям к пожарной безопасности.
Кроме того, согласно схеме эвакуации здания, оно имеет три эвакуационных выхода, на одном из которых установлен турникет. Согласно руководства по эксплуатации турникета его пропускная способность в режиме свободного прохода составляет 60 человек в минуту. Согласно представленной УФНС справки фактическая численность его работников составляет 154 человека. Следовательно, данный турникет в случае необходимости способен пропустить всех работников УФНС в течении 2,5 минут.
Также УФНС представлен сертификат пожарной безопасности ССПБ.RUОП002.В01585 на панель ламинированную на основе древесноволокнистых плит из которых изготовлено помещение охраны, размещенное под лестничным маршем на первом этаже. Из данного сертификата усматривается, что панели изготовлены из материала умеренногорючего, умеренновоспламеняемого, с высокой дымообразующей способностью, высокоопасным по токсичности продуктов горения.
В связи с изложенным, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
При подаче заявления в суд УФНС была уплачена госпошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 26.04.2007 № 331. Вместе с тем, в соответствии со ст.333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Таким образом, поскольку УФНС обратилось в суд с заявлением о защите государственных интересов, госпошлина уплате не подлежала. Тем самым, госпошлина подлежит возврату заявителю на основании ст.333.40 НК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным предписание № ЧИ 0105 об устранении нарушений пожарной безопасности, вынесенного отделом государственного пожарного надзора г.Читы ГУ МЧС России по Читинской области Управлению Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, в части пунктов 12, 13, как несоответствующее Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденным Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313.
В остальной части заявленных требований отказать.
Возвратить Управлению Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу государственную пошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца.
Судья Горкин Д.С.