ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2357/09 от 18.08.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-2357/2009

21 августа 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме 21 августа 2009 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Шеретеко Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Муниципального унитарного предприятия "Калганское автотранспортное предприятие"

к Министерству территориального развития Забайкальского края и Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края

о взыскании 198238 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца – не было

от ответчика 1– ФИО1, представитель по доверенности от 14.10.08г.

от ответчика 2 – ФИО2, представитель по доверенности от 16.01.09г.

Муниципальное унитарное предприятие "Калганское автотранспортное предприятие" обратилось с требованием о взыскании с Комитета инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области убытков в размере 198238 руб. за оказанные услуги по перевозке пассажиров на основании государственного контракта №1-АТ от 11.12.2006г. за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г.

Определением суда от 17.06.09 г. в порядке ст.48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика1 на Министерство территориального развития Забайкальского края.

Определением суда от 30.06.09 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 4 части 1 Федерального закона от 08.02.2009 №6-ФЗ «О создании арбитражного суда Забайкальского края» дело рассмотрено Арбитражным судом Забайкальского края.

Истец о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, заявил о рассмотрении дела без участия его представителя.

В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело в судебном заседании подлежит рассмотрению в отсутствие истца.

По заявлению истца на основании государственного контракта №1-АТ от 11.12.2006г. предприятие в период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. оказывало услуги по перевозке пассажиров в межмуниципальном (междугородном) сообщении автомобильным транспортом общего пользования на территории Читинской области по маршруту «Калаг-Краснокаменск». Согласно п.1.2 контракта ответчик обязан был осуществить частичную оплату в пределах средств, выделенных Комитетом по финансам Читинской области на основании Закона Читинской области «Об областном бюджете на 2007 год». В соответствии с п.2.1 контракта сумма выделяемых средств на оплату данных услуг составила 510000 руб. В 2008г. ответчик произвел оплату на сумму 311762 руб., не возмещены убытки в сумме 198238 руб.

В судебном заседании представитель ответчика1 исковые требования не признала, суду пояснила, что государственный контракт от 11.12.2006г. №1-АТ на осуществление регулярных маршрутных перевозок пассажиров автомобильным транспортом был заключен в интересах Читинской области. В соответствии с п.1.2 контракта заказчик поручает муниципальному предприятию организацию социально-значимых перевозок по маршруту «Калга-Краснокаменск» в период с 01.01.07г. по 31.12.07г. и осуществляет частичное возмещение убытков в пределах средств, выделенных Комитетом по финансам Читинской области в соответствии с Законом Читинской области «Об областном бюджете на 2007г.» В соответствии с п.2.2 контракта возмещение убытков производится в соответствии с постановлением Администрации Читинской области от 11.11.2005г. №290-А/п «Об утверждении порядка компенсации убытков, образовавшихся в результате выполнения социально-значимых перевозок на территории Читинской области» по мере исполнения областного бюджета. Согласно п.3 указанного порядка организациям пассажирского транспорта на основании заключенных договоров компенсируются убытки, образовавшиеся в результате разницы между фактическим тарифом и согласованным, в пределах средств, предусмотренных законом Читинской области об областном бюджете на текущий финансовый год. Порядком определены обязательные условия для компенсации убытков организациям пассажирского транспорта, в том числе по социально значимым и предоставление отчетов, по форме, утвержденной постановлением. Комитет принимал и проверял отчеты предприятия по убыткам пассажирского предприятия, и по их результатам составлялись бюджетные заявки, которые предоставлялись в Комитет по финансам Читинской области. При этом Комитетом производилось возмещение убытков предприятию в пределах средств, поступающих на указанные цели. Истцу были частично возмещены убытки в сумме 311762 руб., не возмещено 198238 руб. В соответствии с Законом Читинской области «Об областном бюджете на 2007 год» бюджетные назначения на предоставление безвозмездных перечислений государственным и муниципальным предприятиям составили 4355 тыс. руб. Согласно приложения №3 к Закону «Об исполнении областного бюджета на 2007г.» фактические бюджетные назначения составили 3789460 руб.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно п.3 ст.308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Министерство финансов не является стороной по государственному контракту от 11.12.06г. Согласно п.5 ст.161 БК РФ бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим денежным обязательствам. До настоящего времени Министерством территориального развития не перерегистрирован государственный контракт от 11.12.2007 г., сумма задолженности по которому составляет 198238 руб. Финансирование будет осуществляться только после перерегистрации государственного контракта по мере поступления заявки и при наличии бюджетных средств.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

11 декабря 2006 г. между Комитетом инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области, правопреемником которого является Министерство территориального развития Забайкальского края, от имени Читинской области (заказчик) и Муниципальным унитарным предприятием «Калганское автотранспортное предприятие» (исполнитель) заключен государственный контракт №1-АТ на осуществление регулярных маршрутных перевозок пассажиров в межмуниципальном (междугородном) сообщении автомобильным транспортом общего пользования на территории Читинской области по социально-значимым маршрутам.

Согласно пункту 1.2 государственного контракта от 11.12.06 г. заказчик поручает организацию социально-значимых перевозок по маршруту с.Калга-г.Краснокаменск в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года и осуществляет частичное возмещение убытков в пределах средств, выделенных Комитетом по финансам Читинской области в соответствии с Законом Читинской области «Об областном бюджете на 2007 год», исполнитель берет на себя обязательства по осуществлению социально значимых перевозок по данному маршруту.

Цена государственного контракта включает частичное возмещение убытков в пределах средств, выделенных Комитетом по финансам Читинской области в соответствии с Законом Читинской области «Об областном бюджете на 2007 год» и составляет 510000 руб. по данному социально-значимому маршруту (п.2.1 контракта).

Согласно пункта 2.2 контракта возмещение убытков производится в соответствии с постановлением Администрации Читинской области от 11 ноября 2005 года № 290-А/п «Об утверждении порядка компенсации организациям пассажирского транспорта убытков, образовавшихся в результате выполнения социально-значимых перевозок на территории Читинской области» по мере исполнения областного бюджета.

Постановлением Администрации Читинской области от 22 марта 2005 года N 87-А/П утвержден Перечень социально значимых маршрутов по перевозке пассажиров и багажа на территории Читинской области, в том числе Калга – Краснокаменск.

В соответствии со ст.7 Закона Читинской области «Об организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Читинской области» от 19.01.2005 г. №630-ЗЧО на территории Читинской области создаются благоприятные финансово-экономические условиям деятельности пассажирского транспорта посредством компенсации организациям пассажирского транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, убытков, возникших в результате решений органов государственной власти Читинской области, в том числе в результате выполнения социально-значимых перевозок.

Согласно ст.9 указанного закона убытки организаций пассажирского транспорта, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, образовавшиеся в результате установления мер социальной поддержки граждан при осуществлении перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законом Читинской области и выполнения социально-значимых перевозок, компенсируются за счет средств бюджета Читинской области в объемах, предусмотренных законом Читинской области об областном бюджете

на очередной финансовый год.

Законом Читинской области «Об областном бюджете на 2007 год» установлены расходы на социально-значимые пассажирские перевозки в размере 4355 тыс. руб.

Согласно Приложения №3 к Закону Читинской области «Об исполнении областного бюджета за 2007 год» от 26.09.08 г. №47-ЗЧО распорядителю бюджетных средств предоставлены денежные средства в размере 3789,5 тыс. руб.

Порядок компенсации организациям пассажирского транспорта убытков, образовавшихся в результате выполнения социально-значимых перевозок на территории Читинской области» утвержден постановлением Администрации Читинской области от 11 ноября 2005года № 290-А/п, согласно которому организациям пассажирского транспорта на основании заключенных договоров (соглашений) компенсируются убытки, образовавшиеся в результате разницы между фактическим тарифом и согласованным, в пределах средств, предусмотренных законом Читинской области об областном бюджете на текущий финансовый год.

В соответствии с установленным Порядком МУП «Калганское АТП» ежемесячно предоставляло в Комитет отчеты по организации пассажирского транспорта установленной формы.

Согласно отчетов за период январь-декабрь 2007 г. суммы убытков за перевозку пассажиров по маршруту Калга-Краснокаменск составила 543781 руб.

Как видно из материалов дела, Комитет (ныне Министерство регионального развития) осуществлял проверку отчетов и предоставлял заявки на финансирование в Комитет по финансам Читинской области, правопреемником которого является Министерство финансов Забайкальского края.

В 2007 года истцу возмещены убытки в сумме 311762 руб. согласно платежным поручениям № 245 от 28.03.07 г. на сумме 43490 руб., № 249 от 28.03.07г. на сумму 40826 руб., № 340 от 08.05.07 г. на сумму 43125 руб., № 685 от 24.08.07 г. на сумму 135657 руб., № 711 от 30.08.07 г. на сумму 48664 руб.,

22 февраля 2008 г. Комитет инвестиционной политики направлял в Комитет по финансам Читинской области заявку на выделение денежных средств для компенсации убытков за организацию пассажирских перевозок МУП «Калганское АТП» в сумме 198238 руб. Однако данные денежные средства из бюджета Читинской области заказчику выделены не были.

В данном случае в Законе Читинской области «Об организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Читинской области» от 19.01.2005 г. №630-ЗЧО предусмотрена компенсация убытков автотранспортному предприятию в рамках реализации пассажирских перевозок в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

В соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ.

В соответствии с п.16,17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п.4 ст. 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

На основании нормы статьи 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные юридическому лицу, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием..

При изложенных обстоятельствах сумма убытков 198238 руб. подтверждена материалами дела и подлежит взысканию с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны на основании ст.16 ГК РФ, в иске к Министерству регионального развития подлежит отказать.

Госпошлина по иску относится на ответчика по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ответчик освобожден от уплаты госпошлина согласно п.1.1 ч.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны в пользу Муниципального унитарного предприятия «Калганское автотранспортное предприятие» убытки в размере 198238 руб.

В иске к Министерству территориального развития Забайкальского края отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Н.Ю. Шеретеко