ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2402/10 от 31.05.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-2402/2010

07 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 07 июня 2010 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью фирмы “Кварц” к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае о признании незаконными и отмене постановлений от 16.04.2010 №№ 76-10/150, 76-10/153, 76-10/154, 76-10/155, 76-10/156, 76-10/157, 76-10/158, 76-10/159, 76-10/160 и 76-10/171 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: Иванченко Е.П. – представителя общества с ограниченной ответственностью фирмы “Кварц” по доверенности от 16.03.2010, Шапошнокова С.П. – представителя общества с ограниченной ответственностью фирмы “Кварц” по доверенности от 16.03.2010;

от административного органа: Борисовой Е.В. – представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае по доверенности от 12.01.2010 – начальника юридического отдела, Шариковой Н.П. – представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае по доверенности от 12.04.2010 – начальника отдела.

Общество с ограниченной ответственностью фирма “Кварц” (далее – ООО фирма “Кварц”, фирма “Кварц” или общество) обратилось в суд с заявлениями к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (далее – административный орган или Управление) с требованием о признании незаконными и отмене постановлений от 16.04.2010 №№ 76-10/150, 76-10/153, 76-10/154, 76-10/155, 76-10/156, 76-10/157, 76-10/158, 76-10/159, 76-10/160 и 76-10/171 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 20.04.2010 дела по данным заявлениям объединены в одно производство, объединённому делу присвоен номер № 78-2402/2010.

Представители ООО фирмы “Кварц” заявленные требования в заседании поддержали в полном объеме, указали на отсутствие события административного правонарушения, пояснив, что обществом совершены бартерные сделки, и поэтому оно не может нести ответственности за нарушение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Представители административного органа заявленные требования не признали, указав на то, что обществом осуществлены сделки с применением валютных операций, и поэтому совершены правонарушения, предусмотренные частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Порядок привлечения общества к административной ответственности Управлением не нарушен, обстоятельства, указывающие на малозначительность, отсутствуют.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

ООО фирма “Кварц” в качестве юридического лица зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Обществом 01.01.2008 заключен внешнеэкономический контракт № HLDN-168-10 со смешанной формой расчетов с Dongning JIXIN industry and trade (group) Co., Ltd (КНР). В соответствии с контрактом китайская сторона поставляет на условиях DAF Маньчжурия, DAF Забайкальск товары общей стоимостью 31 032 166 долларов США (овощи, фрукты, рис, керамический кирпич, плитка из мрамора, комплекты деталей памятников из мрамора), российская сторона осуществляет оплату 50% стоимости поставленных товаров (15 516 083 $ США) банковским переводом иностранной валюты и 50% поставкой товаров (отходы и лом черных и легированных металлов). Период поставки товаров с 01.01.2008 по 01.01.2011, оплата импортированных товаров должна быть произведена не позднее 180 дней с момента получения товара российской стороной.

Стороны по контракту заключили ряд дополнительных соглашений к нему:

- соглашениями № 1 от 02.01.2008, № 3 от 15.01.2008, № 4 от 01.02.2008, № 5 от 01.04.2008, № 6 от 02.04.2008, № 7 от 04.04.2008, № 8 от 10.04.2008, № 9 от 01.05.2008, № 10 от 10.05.2008, № 10а от 15.05.2008, № 11 от 01.06.2008, № 12 от 05.06.2008, № 14 от 16.06.2008, № 15 от 20.06.2008, № 16 от 16.07.2008, № 18 от 30.08.2008, № 20 от 01.10.2008, № 21 от 01.11.2008, № 22 от 02.11.2008, № 23 от 01.12.2008, № 24 от 05.12.2008, № 25 от 01.02.2009, № 26 от 05.02.2009, № 28 от 11.03.2009, № 29 от 30.03.2009, № 30 от 10.04.2009, № 31 от 25.06.2009, № 33 от 15.07.2009, № 34 от 01.10.2009 внесены изменения в спецификацию импортируемых товаров при неизменной общей сумме контракта:

- соглашением № 2 от 03.01.2008 контракт дополнен наименованием китайской стороны на русском языке: “Дунинская торгово-промышленная компания корпорации с ограниченной ответственностью “Цзисинь””;

- соглашением № 13 от 15.06.2008 общая сумма контракта увеличена до 46 182 166 $ США, при этом стоимость экспортируемых товаров составляет 23 091 083 $ США;

- соглашением № 17 от 20.07.2008 условия контракта дополнены следующим содержанием: “...цены устанавливаются для каждой поставляемой товарной партии, согласуются путем телефонных переговоров и закрепляются в отгрузочной спецификации и инвойсе...”;

- соглашением № 19 от 01.09.2008 внесены изменения в спецификацию экспортируемых товаров при неизменной общей сумме контракта (часть отходов и лома черных металлов заменена на орех кедровый);

- соглашением № 27 от 10.03.2009 общая сумма контракта увеличена до 80 022 166 $ США, при этом стоимость экспортируемых товаров составляет 40 011 083 $ США;

- соглашением № 32 от 05.07.2009 внесено изменение в адрес китайского партнера;

- соглашением № 35 от 01.12.2009 изменены банковские реквизиты китайской стороны;

- соглашением № 36 от 10.12.2009 общая сумма контракта увеличена до 118 098 166 $ США, при этом стоимость экспортируемых товаров составляет 59 049 083 $ США.

В соответствии с контрактом № HLDN-168-10 в Борзинском ОСБ № 4178 16.01.2008 оформлен паспорт сделки № 08010007/1481/1705/2/0, который был переоформлен 24.01.2008, 20.06.2008, 13.03.2009, 21.12.2009 на основании дополнительных соглашений № 2 от 03.01.2008, № 13 от 15.06.2008, № 27 от 10.03.2009, № 36 от 10.12.2009, соответственно.

В рамках исполнения обязательств по контракту в 2008-2009 годах китайской стороной поставлены товары стоимостью 39 384 984,82 $ США, российская сторона произвела оплату за импортированные товары в размере 4 594 137,1 $ США.

В ходе проведения Управлением проверки валютного законодательства, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 было установлено следующее.

В счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 38654,53 $ США, 18842,61 $ США и 25936,77 $ США оформленный по грузовым таможенным декларациям (далее – ГТД) №№ 10617010/120309/0001077, 10617010/120309/0001086 и 10617010/120309/0001089 соответственно.

Исходя из положений пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций” (далее Положение ЦБ РФ № 258-П)и даты выпуска товара таможенным органом – 12.03.2009, справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 27.03.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/150309/0001120, 10617010/150309/0001121 и 10617010/150309/0001124 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 18131,10 $ США, 8767,50 $ США и 27749,98 $ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 30.03.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/160309/0001130 и 10617010/160309/0001141 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 35931,72$ США и 17384,70$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 31.03.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/170309/0001145 и 10617010/170309/0001152в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 35457,34 $ США и 18677,02$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 01.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/180309/0001157, 10617010/180309/0001160 и 10617010/180309/0001163 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 44473,77 $ США, 23439,81 $ США и 41127,76$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 02.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/190309/0001169, 10617010/190309/0001174, 10617010/190309/0001175, 10617010/190309/0001182, 10617010/190309/0001186 и 10617010/190309/0001187 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 32830,53 $ США, 16912,16 $ США, 49677,35 $ США, 23739,10 $ США, 17640,21 $ США и 6977,40$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 03.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/200309/0001193, 10617010/200309/0001194 и 10617010/200309/0001201 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 11333,91 $ США, 23238,80 и 8496,96$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 04.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/180309/0001164, 10617010/210309/0001212, 10617010/210309/0001219, 10617010/210309/0001221, 10617010/210309/0001224 и 10617010/210309/0001225 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 10585,23 $ США, 38965,13 $ США, 7284,45 $ США, 18316,56 $ США, 9268,50 $ США и 18890,10$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 05.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/220309/0001232, 10617010/220309/0001233 и 10617010/220309/0001242 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 28813,60 $ США, 9321,79 и 8732,43$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 06.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

По ГТД №№ 10617010/020409/0001438, 10617010/020409/0001442, 10617010/020409/0001445, 10617010/020409/0001450, 10617010/020409/0001451 и 10617010/020409/0001454 в счёт исполнения обязательств по контракту № HLDN-168-10 на территорию Российской Федерации ввезен товар стоимостью 62095,58 $ США, 18707,34 $ США, 21316,45 $ США, 17282,74 $ США, 9624,21 $ США и 10828,74$ США соответственно.

Справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, следовало представить в уполномоченный банк не позднее 17.04.2009. ООО фирма “Кварц” данную обязанность не исполнила.

02.03.2010 должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае Перелыгиной Л.В. в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещённого о времени и месте, в отношении ООО фирмы “Кварц” составлены протоколы № 76-10/150, № 76-10/153, № 76-10/154, № 76-10/155, № 76-10/156, № 76-10/157, № 76-10/158, № 76-10/159, № 76-10/160 и № 76-10/171 соответственно об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Данными протоколами зафиксированы факты нарушения обществом пункта 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”) и совершение правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

На основании протоколов об административных правонарушениях 16.03.2010 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае Беляевым В.Н. были вынесены постановления №№ 76-10/150, 76-10/153, 76-10/154, 76-10/155, 76-10/156, 76-10/157, 76-10/158, 76-10/159, 76-10/160 и 76-10/171 соответственно о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере по 40 000 рублей.

Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями об их отмене.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьёй 23.60 КоАП РФ Органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее статус определен Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациям.

Компетенция Территориальных управлений на рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства установлена пунктом 5 Положения о Территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н.

Протоколы об административных правонарушениях от 02.03.2010 № 76-10/150, № 76-10/153, № 76-10/154, № 76-10/155, № 76-10/156, № 76-10/157, № 76-10/158, № 76-10/159, № 76-10/160 и № 76-10/171 составлены и вынесены обжалуемые постановления о привлечении общества к административной ответственности от 16.03.2010 №№ 76-10/150, 76-10/153, 76-10/154, 76-10/155, 76-10/156, 76-10/157, 76-10/158, 76-10/159, 76-10/160 и 76-10/171должностными лицами в соответствии с полномочиями, предоставленными им КоАП РФ.

Согласно оспариваемым постановлениям общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счёта и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной данного состава правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счёта и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно части 4 статьи 5 данного Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 № 1950-У справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ № 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению ЦБ РФ № 258-П, является формой учета по валютным операциям.

Положением ЦБ РФ № 258-П утвержден Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в банк паспорта сделки (ПС).

Согласно пункту 2.1 названного Положения (в редакции проверяемого периода), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее – подтверждающие документы).

В соответствии с пунктом 2.2 Положения ЦБ РФ № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее – справка о подтверждающих документах).

Указанные в пункте 2.2 настоящего Положения документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” (пункт 2.3 Положения).

В соответствии с пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ № 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в том числе 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы – графа “D”), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

Как следует из материалов дела, общество по ГТД №№ 10617010/120309/0001077, 10617010/120309/0001086, 10617010/120309/0001089, 10617010/150309/0001120, 10617010/150309/0001121, 10617010/150309/0001124, 10617010/160309/0001130, 10617010/160309/0001141, 10617010/170309/0001145, 10617010/170309/0001152, 10617010/180309/0001157, 10617010/180309/0001160, 10617010/180309/0001163, 10617010/190309/0001169, 10617010/190309/0001174, 10617010/190309/0001175, 10617010/190309/0001182, 10617010/190309/0001186, 10617010/190309/0001187, 10617010/200309/0001193, 10617010/200309/0001194, 10617010/200309/0001201, 10617010/180309/0001164, 10617010/210309/0001212, 10617010/210309/0001219, 10617010/210309/0001221, 10617010/210309/0001224, 10617010/210309/0001225, 10617010/220309/0001232, 10617010/220309/0001233, 10617010/220309/0001242, 10617010/020409/0001438, 10617010/020409/0001442, 10617010/020409/0001445, 10617010/020409/0001450, 10617010/020409/0001451, 10617010/020409/0001454 не представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, по мнению административного органа, обществом нарушен установленный порядок представления форм учёта и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Как следует из доводов общества, им по спорным ГТД совершены внешнеторговые бартерные сделки.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (далее – Федеральный закон “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”) под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 44 Федерального закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частями 2, 3, 6 и 7 статьи 45 Федерального закона “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” В документе, оформляющем внешнеторговую бартерную сделку, должны указываться:

1) дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;

2) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара. В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (далее - встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из Российской Федерации товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров.

Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для осуществления текущих валютных операций и исчисляемые с даты фактического пересечения экспортируемыми из Российской Федерации товарами таможенной границы Российской Федерации, с момента оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств.

Превышение сроков, предусмотренных в части 2 настоящей статьи, и выполнение иностранным лицом обязательства по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, допускаются только при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств.

При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы Российской Федерации представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.

Пунктом 1.1 внешнеэкономического контракта от 01.01.2008 № HLDN-168-10 со смешанной формой расчетов, заключенного обществом с Dongning JIXIN industry and trade (group) Co., Ltd (КНР), установлена оплата китайских товаров 50 % товарами производства Российской Федерации (наименование, количество цены, коды см. спецификацию № 2) и 50% безналичным перечислением валюты.

Спецификацией № 2 к контракту от 01.01.2008 № HLDN-168-10 определены наименование товаров, коды ТН ВЭД, единицы измерения, количество, цена и сумма в долларах США.

Также обществом в материалы дела представлены акты сверок от 31.03.2009 и от 30.04.2009 по контракту от 01.01.2008 № HLDN-168-10, согласно которым за поставленный китайской стороной по спорным ГТД товар оплата не производилась, а китайская сторона выражает свое согласие на оплату этого товара путем встречной поставки российских товаров.

Материалы административного дела не содержат и Управлением суду не представлены какие-либо доказательства полного или частичного использования обществом денежных и (или) платежных средств при расчете за товар, ввезенный по ГТД №№ 10617010/120309/0001077, 10617010/120309/0001086, 10617010/120309/0001089, 10617010/150309/0001120, 10617010/150309/0001121, 10617010/150309/0001124, 10617010/160309/0001130, 10617010/160309/0001141, 10617010/170309/0001145, 10617010/170309/0001152, 10617010/180309/0001157, 10617010/180309/0001160, 10617010/180309/0001163, 10617010/190309/0001169, 10617010/190309/0001174, 10617010/190309/0001175, 10617010/190309/0001182, 10617010/190309/0001186, 10617010/190309/0001187, 10617010/200309/0001193, 10617010/200309/0001194, 10617010/200309/0001201, 10617010/180309/0001164, 10617010/210309/0001212, 10617010/210309/0001219, 10617010/210309/0001221, 10617010/210309/0001224, 10617010/210309/0001225, 10617010/220309/0001232, 10617010/220309/0001233, 10617010/220309/0001242, 10617010/020409/0001438, 10617010/020409/0001442, 10617010/020409/0001445, 10617010/020409/0001450, 10617010/020409/0001451, 10617010/020409/0001454.

Учитывая указанное, суд пришел к выводу, что административным органом не доказано совершение обществом валютных операций в связи с ввозом товара по данным ГТД, а, следовательно, не доказано событие правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ – несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчетности по валютным операциям.

На основании изложенного суд пришёл к выводу об отсутствии в данном случае в действиях общества состава административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

По мнению административного органа доказательством того, что по рассматриваемым ГТД предусмотрены расчеты в иностранной валюте, являются: отсутствие паспорта внешнеторговой бартерной сделки, указание при декларирование товаров сведений о паспорте сделки № 08010007/1481/1705/2/0, оформленного в соответствии с требованиями Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 № 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспорта сделок” и указание в графе 28 ГТД кода, указывающего на перемещение товара на возмездной основе по договору купли-продажи товаров.

Данные доводы административного органа отклоняются судом по следующим основаниям.

Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок, особенности их осуществления, в том числе определяющие обязательность оформления паспорта внешнеторговой бартерной сделки до осуществления такой сделки и представления паспорта внешнеторговой бартерной в таможенные органы при декларировании товара, порядок заполнения ГТД определяются ТК РФ, Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок” и Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 04.09.2007 № 1057. Совершение сделок обществом с полным или частичным использованием денежных и (или) платежных средств при расчете за товар или использованием в качестве расчета обмена товарами является выбором и правом общества. Нарушение требований данных актов при декларировании товара, учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, не доказывает полное или частичное использованием обществом денежных и (или) платежных средств, то есть осуществление валютных операций в связи с ввозом товара по спорным ГТД, и может свидетельствовать о нарушении актов таможенного, но не валютного законодательства,

На основании изложенного суд пришёл к вводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае от 16.04.2010 №№ 76-10/150, 76-10/153, 76-10/154, 76-10/155, 76-10/156, 76-10/157, 76-10/158, 76-10/159, 76-10/160 и 76-10/171, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью фирмы “Кварц”, о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконными и отменить полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко