ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2576/2009 от 28.05.2009 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-2576/2009

28 мая 2009 года

Арбитражный суд Читинской области

в составе судьи Горкина Д.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Визиревой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора Могойтуйского района Забайкальского края

о привлечении к административной ответственности предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

при участии

от заявителя: ФИО2 (удостоверение № 135305);

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не было,

Прокурор Могойтуйского района Забайкальского края обратился с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании, начатом 21.05.2009, объявлялся перерыв до 15-30 28.05.2009.

После возобновление судебного заседания присутствовавшая в нем до перерыва предприниматель ФИО1 не явилась, судебное заседание проводится в её отсутствие в соответствии с ч.5 ст.163 АПК РФ.

Представитель прокуратуры поддержала заявленные требования.

Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил.

На основании материалов проверки прокурором Могойтуйского района в отношении предпринимателя ФИО1 10.04.2009 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившимся в нарушении требований подпункта 10.2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, предприниматель ФИО1 на территории п.Могойтуй и края осуществляет продажу, доставку и установку (монтаж) пластиковых окон в отсутствие на данный вид деятельности специального разрешения (лицензии).

На основании статьи 202 АПК РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

В соответствии с подпунктом 101.2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 (ред. от 07.11.2008) "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" утверждено Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Согласно данному Положению, настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения).

Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (далее именуется - деятельность по строительству зданий и сооружений) включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

В соответствии с Временным классификатором работ и услуг в составе видов деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, согласованному Госстроем РФ 11.08.2001, раздел «Строительство зданий и сооружений 1, 2 уровней ответственности» общестроительные и строительно - монтажные работы при возведении несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений (высотой до 15 м, 40 м, 100 м, свыше 100 м) включают, в том числе монтаж легких ограждающих конструкций, в том  числе оконных и дверных блоков, пространственных конструкций из алюминиевого профиля и профиля ПВХ, стеклопластика, иных полимерных и комбинированных материалов.

Таким образом, в силу вышеназванных норм обязательному лицензированию подлежит деятельность, в том числе и по монтажу (установке) пластиковых окон только при осуществлении общестроительных и строительно-монтажных работ при возведении несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений (высотой до 15 м, 40 м, 100 м, свыше 100 м).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из представленных материалов не усматривается, что предприниматель ФИО1 осуществляет установку (монтаж) пластиковых окон связанную со строительством зданий и сооружений, доказательств этого прокуратурой не представлено.

Также указанное выше постановление о возбуждении административного дела от 10.04.2009 было вынесено в отсутствии предпринимателя ФИО1, о чем свидетельствует отобранная у неё подпись от 15.04.2009, доказательств уведомления её о месте и времени вынесения постановления прокуратурой не представлено.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г № 5960 разъяснено следующее.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола. Тем самым указанное лицо лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Также из материалов дела следует, что установка пластиковых окон производилась предпринимателем ФИО1 в течении 2008 года. Сама ФИО1 также пояснила, что в 2009 году ею работы по установке пластиковых окон не производились. Следовательно, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ к моменту вынесения решения судом, а также вынесения прокуратурой постановления о возбуждении административного от 10.04.2009, срок привлечения к административной ответственности истек.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Могойтуйского района Забайкальского края о привлечении к административной ответственности предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                               Горкин Д.С.