АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-2596/2013
25 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2013 года
Решение изготовлено в полном объёме 25 июня 2013 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Страмиловой Ю.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АристократЪ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене решения №04/3-15-125 от 20.03.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, директора общества с ограниченной ответственностью "АристократЪ";
от заинтересованного лица – ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2013.
Общество с ограниченной ответственностью "АристократЪ" (далее заявитель, ООО "АристократЪ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения №04/3-15-125 от 20.03.2013, которым заявителю было отказано в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи «Кено-лайт».
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просила отказать, представил отзыв.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО «АристократЪ» 12.02.2013 года обратилось в Министерство финансов Забайкальского края с заявлением о выдаче разрешения на проведение негосударственной, региональной, тиражной лотереи «Кено-Лайт», проводимой в обычном режиме, сроком на 5 лет, приложив соответствующий пакет документов.
Рассмотрев полученное обращение, Министерство финансов Забайкальского края приняло решение от 20.03.2013 об отказе ООО «АристократЪ» в выдаче разрешения на проведение лотереи «Кено-Лайт».
Полагая, что такое решения уполномоченного органа являются незаконным и нарушающими его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 11.11.2003№ 138-ФЗ «О лотереях» (далее -Закон «О лотереях») определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Статьей 2 Закона о лотереях определено, что:
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 2 статьи 2 Закона о лотереях);
розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4 статьи 2 Закона о лотереях);
лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (за исключением лотерейных билетов для всероссийской государственной лотереи) (пункт 5 статьи 2 Закона о лотереях);
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту) (пункт 6 статьи 2 Закона о лотереях).
Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (пункт 1 статьи 3 Закона о лотереях).
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о лотереях разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
В соответствии с п. 9.9. Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12, Министерство финансов Забайкальского края в области организации региональных лотерей осуществляет выдачу разрешений на проведение региональных лотерей либо принимает решение об отказе по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона о лотереях заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи.
К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы: условия лотереи; нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах); макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков; правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша; технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи; описание и технические характеристики лотерейного оборудования; засвидетельствованные в установленном порядке копии учредительных документов заявителя; порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов; порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов; порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Пунктами 4 и 5 статьи 6 Закона о лотереях предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований: несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона; представление заявителем недостоверных сведений; наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов; возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).
Заявитель вправе обжаловать решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При обращении в Министерство финансов Забайкальского края с заявлением о выдаче разрешения на проведение лотереи ООО «АристократЪ» приложены:
Условия лотереи (Приложение 1);
Нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах) (Приложение 2);
Макет лотерейной квитанции (Приложение 3);
Порядок идентификации лотерейной квитанции при выплате, передаче или предоставлении выигрыша (Приложение 4);
Технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период её проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи, проведение лотереи и с расчётом предполагаемой выручки от проведения лотереи (Приложение 5);
Описание и технические характеристики лотерейного оборудования (Приложение 6);
Копия устава общества и свидетельства ОГРН/ИНН (приложение 7);
Порядок учёта распространённых и нераспространённых лотерейных квитанций (Приложение 8);
Порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространённых лотерейных квитанций Приложение 9);
Порядок изъятия нераспространённых лотерейных билетов (Приложение 10);
Порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении срока получения выигрышей Приложение 11);
Бухгалтерский баланс и справка Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите об отсутствии задолженности по налогам и сборам (Приложение 12);
Письма ФПС России № АС42/22076 от 25.12.12 и № АС-4-2/1461 от 04.02.2013 (Приложения 13,14 ).
Согласно статье 6 Закона «О лотереях», к заявлению должен прилагаться, кроме прочего, макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесённых на него скрытых надписей, рисунков или знаков.
Статьей 2 Закона о лотерии установлено, что под лотерейным билетом понимается документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи.
Требования, предъявляемые к лотерейному билету, определены статьей 12 названного Закона и являются обязательными, предусмотрены следующие обязательные реквыизиты:
1) номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
2) наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер региональной лотереи;
3) наименование лотереи;
4) номер лотерейного билета;
5) наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;
7) размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
8) фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а ^ также сроки и источники опубликования официальных результатов
розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
10) информация о месте и сроках получения выигрышей.
Согласно макету оборотной стороны лотерейной квитанции, представленный заявителем (Приложение 3) содержит условия лотереи, согласно которым: «Участник по своему усмотрению делает лотерейную ставку, на игровом поле в лотерейной программе, состоящей из набора цифр от 1 до 80 путём выбора любых цифр на поле, в количестве от 1 до 10 чисел (далее-активных чисел). В розыгрыше участвуют двадцать шаров полученных случайным образом с помощью ПО».
В макете лотерейной квитанции, поле для указания «активных чисел», отсутствует. Содержится поле, обозначенное заявителем «выбранные шары», содержащее шесть пар нечитаемых знаков (крестиков).
Таким образом, однозначно определить является ли это поле местом для фиксации «активных чисел» - ставки; шесть пар нечитаемых знаков (крестиков) - это место для шести или двенадцати чисел (по условиям их может быть от 1 до 10), невозможно. Если это поле для фиксации участвующих в розыгрыше шаров, то количество знаков не соответствует количеству шаров (по условиям лотереи в розыгрыше участвуют двадцать шаров). Кроме того, не представляется возможным однозначно определить, что представляет собой выигрышная игровая комбинация.
Согласно п. 13 Условий лотереи, для лотереи предусмотрены лотерейные квитанции пяти серий А,Б,В,Г,Д, для каждой из которых предусмотрены лотерейные ставки 50рублей, 100 рублей, 200 рублей, 300 рублей и 500 рублей.
При этом представленное Приложение № 3 содержит макет только одной лотерейной квитанции без указания конкретной серии и размера лотерейной ставки.
Согласно Приложению 3 организатор лотереи относит лотерейную квитанцию к полиграфической продукции защищенной от подделок (наличие закодированной информации, гильоширного рисунка, спец.краски и прочее.). Приложением 6 предусмотрено, что лотерейная квитанция распечатывается кассиром, реализующим лотерейные квитанции.
Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012г. № 965 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, согласно которому производство такой продукции - законченный цикл полиграфических работ, включающий разработку оригинал-макета, изготовление фотоформ и пр.
Представленный макет лотерейной квитанции выполнен организатором лотереи самостоятельно, не содержит, предусмотренных условиями лотереи, способов защиты, а также указания на типографию, обладающую соответствующей лицензией.
Оценив представленные в дело документы, арбитражный суд считает, что доказательств соответствия аналога лотерейного билета требованиям ст. 12 Закона о лотереях как при подаче заявления, так и на момент рассмотрения дела в суде не представлено, иного суду в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 24 Закона о лотереях определено, что под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о лотереях целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
В силу п. 1, 3 ч. 2 ст. 8 Закона о лотереях, в условия лотереи, утвержденные организатором лотереи, должны включаться цели проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений, а также конкретных мероприятий и объектов).
В соответствии с п. 3.1 Условий (Приложение 1), целью проведения лотерей является извлечение прибыли и получение дополнительных средств в виде целевых отчислений от лотереи для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, а также лотерейного рынка Забайкальского края как одного из источников финансирования социальной сферы.
В соответствии с п.3.3 Условий получателем целевых отчислений от Лотереи являются: социально значимые объекты и мероприятия (в том числе мероприятия, направленных на развитие здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, туризма), а также осуществления благотворительной деятельности. Определение социально значимых объектов и мероприятий производится организатором лотереи и определяется на конкурсной основе.
Арбитражный суд считает, что вышеуказанные сведения сформулированы не конкретно, как это предусмотрено положениями ст. 8 Закона о лотереях, что исключает возможность контроля за целевым использованием выручки от проведения лотерей, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 4 ФЗ Закона о лотереях.
Согласно части 4 статьи 12.1 Закона о лотереях лотерейное оборудование подлежит обязательной регистрации в установленном порядке.
На основании п. 9 ст. 12.1 Закона о лотереях лотерейное оборудование подлежит обязательному подтверждению соответствия (декларированию соответствия или обязательной сертификации) требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование.
Как следует из материалов дела, описание и технические характеристики лотерейного оборудования (Приложение 6) не содержат сведений о регистрации, а также о подтверждении соответствия (декларировании соответствия или обязательной сертификации) лотерейного оборудования используемого при проведении лотереи «Кено-Лайт».
В соответствии со ст. 8, 12 Закона о лотереях, условия лотереи должны содержать сведения сроки проведения лотереи, лотерейные билеты должны содержать дату и место проведения розыгрыша призового фонда.
Заявление о выдаче разрешения на проведение лотереи, а также прилагаемые документы (Приложения 1-14) не содержат сведений о конкретных датах дате и месте проведения розыгрыша тиражей.
В соответствие с п. 2 «Технические характеристики» (Приложение 6), используемое лотерейное оборудование представляет собой электронный эмулятор лототрона - специальная компьютерная программа...состоящая из генератора случайных чисел, и блока визуализации...
Данное описание соответствует понятию игрового автомата, приведённому в п. 18 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Статья 6 Закона о лотереях в пунктах 1 и 2 части 4 предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:
1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона;
2) представление заявителем недостоверных сведений.
При установленных обстоятельствах арбитражный суд считает, что у уполномоченного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешений на проведение лотереи "Кено-Лайт", решение соответствуют Федеральному закону от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях" и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АристократЪ" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Забайкальского края об отмене решения №04/3-15-125 от 20.03.2013, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Ю.Ю. Клишина