АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-2603/2019
29 мая 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2019 года
Решение изготовлено в полном объёме мая 2019 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улько К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «Сильвер Стоун» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене решения Читинской таможни о классификации товара РКТ-10612000-18/000122 от 13.11.2018,
о признании незаконным и отмене решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 13.11.2018,
при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «СК-Альянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 15.02.2019 года;
от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 11.01.2019 года, ФИО3 – представителя по доверенности от 11.01.2019 года;
от третьего лица: не было, уведомлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Сильвер Стоун» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Читинской таможни о классификации товара от 13.11.2018 № РКТ-10612000-18/000122, решения Читинской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 13.11.2018.
Определением арбитражного суда от 22.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общества с ограниченной ответственностью «СК-Альянс».
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании, начатом 22.05.2019, объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 29.05.2019, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель заявителя требования уточнила, представив письменное заявление о поддержании только требования о признании незаконным решения от 13.11.2018 № РКТ-10612000-18/000122.
Представитель заявителя указала, что спорный товар был правомерно отнесен декларантом к товарной подсубпозщии 8421392009; спорный товар не отвечает ни одному из признаков, перечисленных в примечании 7 к товарной группе 59, таким образом, данный товар неправомерно отнесен Читинской таможней к товарной подсубпозщии 5911909000 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии со ст. 1.1 ГОСТ 31826-2012 «Оборудование газоочистительное и пылеулавливающее. Фильтры рукавные. Пылеуловители мокрые. Требования безопасности. Методы испытаний» данный стандарт распространяется на рукавные фильтры. Согласно ст. 4.1 ГОСТ 31826-2012 фильтры рукавные должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003, который распространяется на производственное оборудование. Все государственные стандарты, распространяющие свое действие на рукавные фильтры, относят такие фильтры к категории «производственного оборудования». В связи с чем, товар № 1 следует классифицировать под кодом 8421392009 ТН ВЭД ЕАЭС.
При декларировании обществом в таможенный орган была представлена декларация о соответствии спорного товара требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Декларация о соответствии № RU Д-СКАЛ16.В.76362 от 01.06.2017 принята на основании протокола испытаний № 00721-02/2017-06 от 01.06.2017, согласно указанным документам ввезенный обществом товар является оборудованием. Кроме того, данный товар мог являться частью какого-то оборудования.
Представители таможенного органа требования не признали, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, дополнительные документы по делу не представило, извещено надлежащим образом в соответствии с главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил.
08.05.2017 на Читинский таможенный пост Читинской таможни с
использованием электронной формы декларирования представителем ООО «СК-
Альянс» от имени и по поручению ООО «Сильвер Стоун» подана декларация на
товары (далее ДТ) № 10612050/080517/0006409 для помещения под таможенную
процедуру «выпуск для внутреннего потребления» двух товаров, в том числе
товара № 1 - «рукав фильтровальный, Ф 165x6000 мм, материал - политетрафторэтилен (тефлон, фторопласт), используется в промышленных помещениях для очистки окружающего воздуха. Физические характеристики ткани: тип материала - PTFE, поверхностный вес 750 г/м2, толщина 1,2 мм». Количество -1940 штук, цена - 677874 китайских юаней, производитель товара - «SHANGHAINASAVELINDUSTRIALDEVELOPMENTCO., LTD», условия поставки - DAP Маньчжурия;
Поставка товара произведена на основании внешнеторгового контракта от 21.12.2016 № NSV2016122103 (с дополнительным соглашением №2 от 05.04.2017), заключенного между ООО «Сильвер Стоун» (покупатель) и компанией «SHANGHAINASAVELINDUSTRIALDEVELOPMENTCO., LTD» (Китай) (продавец), на условиях поставки DAP Маньчжурия (Китай).
Декларантом, лицом, ответственным за финансовое урегулирование согласно графам 14, 9 ДТ является ООО «Сильвер Стоун» (далее - Общество, декларант).
Согласно сведениям графы 54 ДТ, таможенное декларирование производилось руководителем Забайкальского отделения ООО «Ск-Альянс» ФИО4, действующим на основании доверенности № 49/2016, во исполнение договора таможенного представителя с декларантом от 16.02.2017 № 116/ТПСКА/ЗО, заключенного между ООО «Сильвер Стоун» (декларант) и ООО «СК-Альянс» (таможенный представитель).
В соответствии с графой 33 ДТ классификация товара № 1 была осуществлена Обществом в товарной подсубпозиции 8421 39 200 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Центрифуги, включая центробежные сушилки; оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей или газов: оборудование и устройства для фильтрования или очистки воздуха: прочие). Ставка ввозной таможенной пошлины составила 0%.
По результатам таможенного контроля заявленный декларантом классификационный код товара был подтвержден. Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой 08.05.2017.
В период с 10.08.2018 по 09.10.2018 на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) отделом таможенного контроля после выпуска товаров Читинской таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Сильвер Стоун» по вопросу контроля достоверности заявленных сведений о классификационном коде товара: «Рукав фильтровальный...», задекларированного по декларации на товары № 10612050/080517/0006409 (товар № 1).
В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров и получения дополнительных сведений о классификационном коде ввезенного товара в адрес ООО «Сильвер Стоун» направлено Требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 13.08.2018 №08-20/14211.
По результатам анализа документов, представленных ООО «Сильвер Стоун» при декларировании товара по ДТ № 10612050/080517/0006409, а также представленных Обществом в таможенный орган после выпуска товара в рамках таможенной проверки, таможенным органом было установлено нарушение ООО «Сильвер Стоун» требований статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Основных правил интерпретации 1 и 6, выразившееся в том, что ООО «Сильвер Стоун» неверно классифицировало декларируемый по ДТ № 10612050/080517/0006409 товар № 1 - «рукав фильтровальный...» в товарной подсубпозиции 8421 39 200 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Данный вывод отражен в акте камеральной таможенной проверки №10612000/210/091018/А000018 от 09.10.2018.
На основании акта камеральной таможенной проверки и в соответствии со статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «О таможенном регулировании») 13.11.2018 таможней принято решение о классификации товара № РКТ10612000-18/000122.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, действующего с 01.01.2018) таможней 13.11.2018 года принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Решения направлены письмом таможни № 08-20/19649 14.11.2018 обществу и получены им 21.11.2018 (согласно почтовому уведомлению).
В связи с принятым решением по классификации товара, ставка таможенной пошлины изменилась с 0% на 5%. В результате изменения классификационного кода товара, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащая уплате декларантом составила 1 331 255, 99 рублей (к доначислению 328 636,42 руб.).
Не согласившись с приведенными решениями таможенного органа Общество обратилось в арбитражный суд.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя ФИО1 требования уточнила, в пределах полномочий, предоставленных доверенностью от 15.02.2019, поддержав только требование о признании незаконным решение таможенного органа от 13.11.2018 № РКТ-10612000-18/000122, от требования о признании незаконным решения Читинской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 13.11.2018, фактически отказалась, дело в данной части подлежит прекращению в соответствии со ст.150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Читинской таможни закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 1).
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов (пункт 2).
Порядок принятия таможенным органом решений по результатам проведения таможенной проверки устанавливается законодательством государств - членов о таможенном регулировании (пункт 10).
В соответствии с частью 1 и 28 статьи 237 Федерального закона «О таможенном регулировании» результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной (выездной) таможенной проверки.
На основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Федерального закона о таможенном регулировании.
Согласно статье 218 Федерального закона «О таможенном регулировании» по результатам проведения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии с частью 2 статьи 226 настоящего Федерального закона или таможенной проверки в соответствии с частью 28 статьи 237 настоящего Федерального закона принимается решение, в том числе в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, - если в указанном случае ТК ЕАЭС принятие иных решений не предусмотрено.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС, действовавшего до 31.12.2017, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза.
Аналогичные положения содержатся в статье 20 ТК ЕАЭС и статье 15 Федерального Закона «О таможенном регулировании».
Контроль правильности классификации товаров осуществляется как до, так и после выпуска товаров.
Согласно статье 51 ТК ТС Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54) и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Аналогичные положения закреплены в статье 19 ТК ЕАЭС.
ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее - Конвенция о ГС), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация с 1 января 1997 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372).
Статьей 7 Конвенции установлено, что Комитет по ГС «разрабатывает Пояснения, Классификационные решения и прочие рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы; разрабатывает рекомендации с целью обеспечения единообразных интерпретаций и применения ГС».
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС применяются в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21 (далее - Рекомендация).
Согласно Рекомендации Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 с 1 января 2015 года для целей классификации товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ГС.
В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности при классификации товаров, Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 принято «Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (далее - Положение). Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь:
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatismutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В пункте 7 Положения, определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (Правило 1 ОПИ ТЕ ВЭД), а при определении субпозиции учитывается также и примечания к субпозициям (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Согласно сведениям, имеющимся в графе 31 ДТ рукав фильтровальный используемый в промышленных помещениях для очистки окружающего воздуха изготовлен из ткани. Материал-политетрафторэтилен (тефлон, фторопласт), тип материала - PTFE.
В представленной при декларировании товара технической документации имеется информация, что ткань PTFE (политетрафторэтилен) - химическое название тефлона или фторопласта. Как указала представитель таможенного органа, на сегодняшний день это лучший фильтровальный материал, обладающий лучшей комбинацией свойств, как химических, так и термических. PTFE имеет очень высокую стойкость к химическим реагентам; щелочам, кислотам, растворителям и окислителям, а также широкий диапазон рабочих температур до +260 С. Комбинация этих свойств сделали материал востребованным во всех отраслях промышленности. При погружении в те же самые условия эксплуатации, что и другие ткани, срок службы фильтрующего материала PTFE больше в 1-3 раза. Материал из PTFE обладает свойством водоотталкивания, поэтому нет необходимости нанесения специальных обработок.
По требованию о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 13.08.2018 №08-20/14211 ООО «Сильвер Стоун» были представлены фотографии и техническое описание товара.
Согласно представленной документации, фильтровальные рукава являются частью рукавного фильтра и подвешиваются внутри корпуса. Загрязненный воздух проходит через ткань фильтровальных рукавов. Именно рукавный фильтр является оборудованием, а фильтровальные рукава - его частью, которая использоваться отдельно не может.
Данное изделие, исходя из заявленных сведений в графе 31 ДТ и информации, имеющейся в технической документации (Основные направления использования фильтровальных материалов;химическая и фармацевтическая промышленность, производство гипса, извести и клея, асфальтные заводы, заводы по сжиганию биомасс, угольные ТЭЦ, черная и цветная металлургия), используется как фильтровальный мешок для очистки воздуха, с применением других устройств, -рукавных фильтров, а также, например, как мешки для пылесосов, фильтровальных мешков для воздухоочистительной установки и т.д., в графе 31 ДТ отсутствует указание на то, что ввозимый товар является оборудованием.
Аналогичный товар по своему описанию содержится в пояснениях к товарной позиции 5911 ТН ВЭД ЕАЭС (Текстильные материалы и изделия для технических целей, упомянутые в примечании 7 к данной группе) как относящийся к разделу (Б) указанных пояснений «Текстильные изделия, используемые для технических целей» к категории «Мешки для пылесосов, фильтровальные мешки для воздухоочистительной установки, масляные фильтры для двигателей и т.д.) (пункт 9).
В соответствии с примечанием 1 (д) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС (Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности) в него не включаютсяконвейерные ленты или приводные ремни, или бельтинг, из текстильных материалов (товарная позиция 5910) или другие изделия из текстильных материалов для технических целей (товарная позиция 5911).
В соответствии с примечанием 7 к группе 59 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 5911 включаются следующие товары, которые не включаютсяни в какие другие товарные позиции раздела XI:
(а) текстильные изделия в куске, разрезанные до нужной длины или просто
нарезанные в виде прямоугольников, включая квадраты, кроме изделий товарных
позиций 5908 - 5910, а именно:
(i) текстильные материалы, войлок или фетр и ткани с войлочной подкладкой,
с покрытием или дублированные резиной, кожей или другим материалом, обычно
применяемые для игольчатых лент, и аналогичные материалы, используемые для
прочих технических целей, включая узкие вельветовые ткани, пропитанные резиной, для покрытия ткацких навоев;
(ii) ситоткань;
(iii) ткани фильтровальные, используемые в прессах для отжима масла или для
аналогичных целей, из текстильного материала или человеческого волоса;
(iv) плоские ткани с многочисленными основными или уточными нитями,
валяные или неваляные, пропитанные или непропитанные, или с покрытием или без
покрытия, используемые в машиностроении или для других технических целей;
(v) текстильные материалы, армированные металлом, используемые для технических целей;
(vi) шнуры, тесьма плетеная и аналогичные изделия с покрытием или без покрытия, пропитанные или непропитанные или армированные или не армированные металлом, используемые в промышленности как уплотнительные или прокладочные материалы;
(б) текстильные изделия(кроме изделий товарных позиций5908 - 5910),
используемые для технических целей(например, текстильные материалы и
войлок или фетр, бесконечные или с соединительными приспособлениями, применяемые в бумагоделательных или аналогичных машинах (например, для целлюлозы или асбестоцемента), прокладки, уплотнения, полировальные диски и другие части машин).
Согласно вышеизложенного, в соответствии с примечанием 7(6) к группе 59 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 5911 ТН ВЭД ЕАЭС включаются текстильные изделия(кроме изделий товарных позиций 5908-5910), используемые для технических целей(например, текстильные материалы и войлок или фетр, бесконечные или с соединительными приспособлениями, применяемые в бумагоделательных или аналогичных машинах (например, для целлюлозы или асбестоцемента), прокладки, уплотнения, полировальные диска и другие части машин).
Таким образом, в соответствии с ОПИ 1 и последующем применении ОПИ 6, с
учетом пояснений к товарной позиции 5911 ТН ВЭД ЕАЭС, товар № 1, сведения о
котором заявлены ООО «Сильвер Стоун» в ДТ № 10612050/0805170006409, следует классифицировать в товарной подсубпозиции 5911 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Текстильные материалы и изделия для технических целей, упомянутые в примечании 7 к данной группе: прочие).
В соответствии с примечанием 7(6) к группе 59 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 5911 ТН ВЭД ЕАЭС включаются текстильные изделия(кроме изделий товарных позиций 5908 - 5910), используемые для технических целей(например, текстильные материалы и войлок или фетр, бесконечные или с соединительными приспособлениями, применяемые в бумагоделательных или аналогичных машинах (например, для целлюлозы или асбестоцемента), прокладки, уплотнения, полировальные диски и другие части машин).
Спорный товар по своему описанию более схож с таким описанием как фильтровальные мешки для воздухоочистительной установки, имеющемся в пояснениях к товарной позиции 5911 ТН ВЭД ЕАЭС, так как очевидно, что самостоятельно он не может использоваться как оборудование для фильтрования, в рассматриваемом случае газов (воздуха).
Общество описало товар, с чем согласился таможенный орган, как рукав фильтровальный, материал - политетрафторэтилен (тефлон, фторопласт), характеристики ткани, тип материала: PTFE, то таможенный орган правомерно исходил из того, что изделия из тканей фильтровальных классифицируются в частности в группе 59 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом, под тканями следует понимать любые ткани, изготовленные как из текстиля, так и иных материалов.
Декларант утверждает, что спорный товар относится к типу фильтров, указанных в пояснениях к товарной позиции 8421 ТН ВЭД ЕАЭС, а именно к мешочным фильтрам.
Эти фильтры, согласно пояснениям к товарной позиции 8421 ТН ВЭД ЕАЭС состоят из ряда мешкообразных тканевых фильтрующих элементов и часто снабжаются встряхивающим механизмом, который заставляет задержанные частицы падать на дно мешков.
В свою очередь согласно информации, изложенной в представленной технической документации, спорный товар изготовлен только из ткани типа PTFE и не отвечает таким критериям как состоящий из ряда (нескольких) фильтрующих элементов (товар состоит только из одного фильтрующего элемента - ткани типа РЕ). Также он не снабжен встряхивающим механизмом.
Данный товар, как указано в технической документации, используется для целей защиты производства и работающих людей от пыли и загрязненного воздуха.
Такие же сведения дословно заявлены и в графе 31 ДТ «Рукав фильтровальный. Материал-политетрафторэтилен (тефлон, фторопласт). Используется в промышленных помещениях для очистки окружающего воздуха. Физические характеристики ткани: тип материала: PTFE».
Как указала представитель таможни, спорный товар по своему описанию более схож с таким описанием как фильтровальные мешки для воздухоочистительной установки, имеющемся в пояснениях к товарной позиции 5911 ТН ВЭД ЕАЭС, так как очевидно, что самостоятельно он не может использоваться как оборудование для фильтрования, в рассматриваемом случае газов (воздуха).
Ссылка общества на ГОСТ 31826-2012 «Оборудование газоочистительное и пылеулавливающее. Фильтры рукавные. Пылеуловители мокрые. Требования безопасности. Методы испытаний» в данном случае, не может быть принята во внимание.
ГОСТ - государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ услуг, имеющих межотраслевое значение. ГОСТы устанавливаются на основе применения современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов и их проектов. Согласно системе ГОСТов, он подтверждает, что продукция прошла проверку и отвечает всем требованиям безопасности.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет понятие технического регламента и его назначение. Согласно данному закону технический регламент разрабатывается с целью защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
При этом, законодателем не установлено такое назначение ГОСТов и Технических регламентов ТС (ЕАЭС) как их применение при классификации товаров.
Таким образом, соответствие товара требованиям Технических регламентов ТС (ЕАЭС), равно как и соответствие ГОСТам не является определяющим при классификации товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, так как классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам ТНВЭД.
Данная позиция содержится в пункте 20 Постановления №18 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которому обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться ОПИ ТН ВЭД. а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6. 7 статьи 52 Таможенного кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
В рассматриваемом случае ГОСТ 31826-2012 «Оборудование газоочистительное и пылеулавливающее. Фильтры рукавные. Пылеуловители мокрые. Требования безопасности. Методы испытаний» устанавливает требования безопасности и методы испытаний, как в целом оборудования газоочистительного и пылеулавливающего, так и фильтров рукавных, пылеулавливателей мокрых.
Вместе с тем оборудование (производственное) представляет собой совокупность связанных между собой частей и устройств, предназначенных для выполнения определенных действий.
Так, газоочистное и пылеулавливающее производственное оборудование представляет собой совокупность частей и устройств, предназначенных для газо и/или пылеулавливания и состоящее из элементов, в частности принудительного нагнетания газа, воздуха и т.п. фильтруемой составляющей в элементы фильтрации - фильтры разного вида, включая рукав фильтровальный.
Таким образом, рукав фильтровальный, может выступать как отдельным предметом гражданского оборота, так и составной частью оборудования производственного.
Учитывая, что в данном случае общество в соответствии со сделанным им описанием товара в ДТ ввозило непосредственно рукав фильтровальный, то отнести его к оборудованию в смысле придаваемым им в товарной подсубпозиции 842139200 9 ТН ВЭД ЕАЭС нельзя, поскольку сам по себе рукав фильтровальный, судя по его описанию в ДТ, не может быть признан устройством для фильтрования, поскольку в отсутствие оборудования принудительного нагнетания фильтруемой среды данное изделие не может быть применено для своей основной функции -фильтрации фильтрования или очистки газов или воздуха.
Следовательно, данный товар не может быть отнесен как к оборудованию, так и к устройствам для фильтрования или очистки воздуха.
Соответствие товара требованиям Технических регламентов ТС (ЕАЭС) равно как и соответствие ГОСТам не является определяющим при классификации товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, так как классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам ТН ВЭД.
Кроме того, как указала представитель таможни, заявитель необоснованно ссылается на декларацию о соответствии ЕАЭС № RU Д-СКАЛ16.В.76362 от 01.06.2017 и протокол испытаний № 00721-02/2017-06 от 01.06.2017, так как при декларировании была предоставлена декларация о соответствии №TC№RUfl,-CNMO07.B.07298 от 18.05.2018, в которой указан протокол испытаний ПП-16-05-286 от 18.05.2016.
Тем самым, суд полагает решение таможни о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС №РКТ-10612000-18/000122 от 13.11.2018 в товарной подсубпозиции 5911 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС правомерным.
Относительно обращения заявителя в Евразийскую экономическую комиссию по поводу разъяснения, с какой товарной позицией ТН ВЭД ЕАЭС, суд учитывает, что согласно ч.6 ст.22 ТК ЕАЭС по предложениям таможенных органов Комиссией даются разъяснения о классификации отдельных видов товаров. Разъяснения о классификации отдельных видов товаров принимаются в виде рекомендаций Комиссии. Разъяснения о классификации отдельных видов товаров принимаются в случае, если таможенные органы, определенные в соответствии с пунктом 6 статьи 21 настоящего Кодекса, имеют единое мнение о классификации таких товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В данном случае обращения таможенного органа в Комиссию не было, было обращение участника внешнеэкономической деятельности.
Также ч.1 ст.22 ТК ЕАЭС установлено, что в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов. При выявлении Комиссией различной классификации товаров в принятых таможенными органами предварительных решениях о классификации товаров, в решениях или разъяснениях о классификации отдельных видов товаров, принятых (данных) таможенными органами в соответствии с пунктом 6 статьи 21 настоящего Кодекса, Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров по собственной инициативе. Решения о классификации отдельных видов товаров принимаются в виде решений Комиссии.
Таким образом, не установлены полномочия Комиссии по даче разъяснений и принятии решений по классификации товаров по обращению юридических лиц, участников внешнеэкономической деятельности.
Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявленном обществом с ограниченной ответственностью «Сильвер Стоун» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требовании о признании недействительным решения Читинской таможни о классификации товара от 13.11.2018 № РКТ-10612000-18/000122, как несоответствующего Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, отказать.
Производство по делу в части заявленного обществом с ограниченной ответственностью «Сильвер Стоун» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требовании о признании недействительным решения Читинской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 13.11.2018 прекратить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Д.С. Горкин