АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-2607/2017
13 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме апреля 2017 года .
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Димовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Коммунальник» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 18 июля 2016 года о внесении записи об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности и об обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник»,
при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:
от ОАО «Коммунальник»: ФИО1, доверенность № 2 от 12 января 2017 года (до перерыва);
от налогового органа: ФИО2, доверенность от 9 января 2017 года № 06-14/ (до перерыва);
установил:
Открытое акционерное общество «Коммунальник» (далее – ОАО «Коммунальник») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 18 июля 2016 года о внесении записи об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее – ООО «Коммунальник») из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в связи с прекращением деятельности и об обязании исключить из ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности ООО «Коммунальник».
Представитель заявителя требования поддержала и указала на то, что оспариваемое решение налогового органа является незаконным и необоснованным, поскольку ООО «Коммунальник» имеет кредиторскую задолженность перед ОАО «Коммунальник» в размере 22 185 699 рублей, однако в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ ОАО «Коммунальник» не имеет возможности обратиться с исковым заявлением в суд о признании ООО «Коммунальник» несостоятельным (банкротом), а также привлечь учредителей указанного Общества к субсидиарной ответственности.
Представитель инспекции с доводами ОАО «Коммунальник» не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании 10 апреля 2017 года представитель ОАО «Коммунальник» представила письменные возражения от 7 апреля 2017 года № 73-04 на отзыв налогового органа.
Названный документ приобщен к материалам дела.
На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 10 апреля 2017 года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 13 апреля 2017 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.
После перерыва в судебном заседании лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание 13 апреля 2017 года не обеспечили.
13 апреля 2017 года от налогового органа поступила копия выписки Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк № 254783.
Названный документ приобщен к материалам дела.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле (до перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражным судом установлено следующее.
ООО «Коммунальник» зарегистрировано в качестве юридического лица 2 сентября 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>.
Из справок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю от 25 марта 2016 года №№ 7-О и 7-С следует, что ООО «Коммунальник» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение последних 12 месяцев не предоставляло документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; в течение последних 12 месяцев не осуществляло движение денежных средств по банковским счетам (л.д. 77-78).
25 марта 2016 регистрирующим органом принято решение № 124 о предстоящем исключении недействующего юридического лица – ООО «Коммунальник» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из ЕГРЮЛ (л.д. 76).
Сообщение о предстоящем исключении ООО «Коммунальник» из ЕГРЮЛ было опубликовано налоговым органом в «Вестнике государственной регистрации» часть 2 № 12(575) от 30 марта 2016 года (л.д. 80).
18 июля 2016 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись № 2167536196771 о прекращении деятельности юридического лица – ООО «Коммунальник» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
21 июля 2016 года ОАО «Коммунальник» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании ООО «Коммунальник» несостоятельным (банкротом). Основанием для подачи заявления послужило наличие задолженности в размере 22 185 699 рублей, установленной судебными актами – решениями Арбитражного суда Забайкальского края по делам № А78-5138/2013 (в сумме 9 758 205,69 рублей), № А78-9853/2011 (в сумме 3 751 695,87 рублей), № А78-5137/2013 (в сумме 7 899 035,67 рублей) и № А78-9852/2011 (в сумме 776 761,85 рублей).
Однако определением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 ноября 2016 года производство по делу № А78-8473/2016 прекращено в связи с исключением сведений об ООО «Коммунальник» из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с решением налогового органа о прекращении деятельности ООО «Коммунальник», ОАО «Коммунальник» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10, от 5 июля 2011 года № 651/11 и от 16 июля 2013 года № 3372/13.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд полагает, что требования ОАО «Коммунальник» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения налогового органа закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов ОАО «Коммунальник» таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ОАО «Коммунальник» удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулирует Закон № 129-ФЗ.
Статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрен особый (административный) порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Так, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее – решение о предстоящем исключении) (пункт 2).
При этом как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 26-П, предусматривающие в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный – внесудебный – порядок исключения из ЕГРЮЛ взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, – непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Таким образом, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо вышеуказанной совокупности критериев, не устанавливает иных условий, а также обязанностей регистрирующего органа каким-либо иным образом (способом) удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организацией.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» ведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 этого Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В письме ФНС России от 09.08.2005 № ЧД-6-09/668@ «О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
В этих целях ФНС России разработаны Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с названными Методическими рекомендациями доказательством, свидетельствующим о фактическом неосуществлении юридическим лицом деятельности, является одновременное наличие в регистрирующем (налоговом) органе:
- документа соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также
- документа банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающего отсутствие операций по банковскому счету, или документа налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов (пункт 1.1).
После определения (выявления) фактически прекратившего деятельность юридического лица на основании имеющихся в регистрирующем (налоговом) органе документов, регистрирующий (налоговый) орган принимает решение (пункт 2.1).
Сведения о принятом решении вносятся сотрудником регистрирующего (налогового) органа в Журнал учета решений о предстоящем исключении.
Принятие указанного решения не сопровождается внесением записи в ЕГРЮЛ, присвоением государственного регистрационного номера (пункт 2.2).
Регистрирующий (налоговый) орган не позднее дня, следующего за днем принятия Решения, направляет сведения об указанном решении в печатный орган, публикующий сведения о государственной регистрации юридических лиц – журнал «Вестник государственной регистрации».
Для соблюдения трехдневного срока публикации решений регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». Указанные сведения публикуются в номере журнала «Вестник государственной регистрации», выходящем в среду следующей недели (пункт 3.1).
В случае если в течение трех месяцев со дня опубликования решения в регистрирующий (налоговый) орган поступило(и) заявление(я) от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, такое юридическое лицо не подлежит исключению из ЕГРЮЛ и может быть ликвидировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 3.4).
В случае не направления в течение трех месяцев со дня опубликования решения в регистрирующий (налоговый) орган заявления регистрирующий (налоговый) орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра (пункт 3.5).
По истечении 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий (налоговый) орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ (пункт 4.1).
Исключение недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ на основании документов, указанных в пункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций, а также сведений о публикации решения в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (пункт 4.2).
Ранее уже отмечалось, что из справок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю от 25 марта 2016 года №№ 7-О и 7-С следует, что ООО «Коммунальник» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение последних 12 месяцев не предоставляло документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; в течение последних 12 месяцев не осуществляло движение денежных средств по банковским счетам (л.д. 77-78).
В соответствии с выпиской Читинского отделения № 8600 ПАО Сбербанк № 254783, послужившей основанием для составления справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю от 25 марта 2016 года № 7- С, за период с 15 марта 2015 года по 15 марта 2016 года сумма операций по счету ООО «Коммунальник» (ИНН <***>) № 40702810574000030427 составила 0 рублей.
В соответствии со справкой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю № 22360 (л.д. 79) по состоянию на 24 марта 2016 года у ООО «Коммунальник» отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно справке от 25 марта 2016 года № 7-О последняя дата представления документов отчетности 25 ноября 2014 года (сведения 2-НДФЛ за 2013 год).
На основании изложенного 25 марта 2016 регистрирующим органом принято решение № 124 о предстоящем исключении недействующего юридического лица – ООО «Коммунальник» из ЕГРЮЛ (л.д. 76).
При этом инспекция уведомила заинтересованных лиц о принятом ею решении о предстоящем исключении ООО «Коммунальник» из ЕГРЮЛ путем публикации соответствующего сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» и размещения на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».
В частности, из имеющегося в материалах дела скриншота с сайта www.vestnikgosreg.ru (л.д. 80), а также из распечатки с сайта Федеральной налоговой службы http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ раздела «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» следует, что регистрирующим органом (МРИ ФНС России № 2 по г. Чите) в журнале «Вестник государственной регистрации» № 12(575) от 30 марта 2016 года под номером 786 сообщено, что им принято решение № 124 от 25 марта 2016 года о предстоящем исключении ООО «Коммунальник», ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 02.09.2009, ИНН: <***>, из ЕГРЮЛ.
Поскольку в установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ трехмесячный срок какие-либо заявления от заинтересованных лиц, указанных в пункте 3 данной статьи, в регистрирующий орган не поступили, то 18 июля 2016 года (по истечении 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения в журнале «Вестник государственной регистрации») налоговый орган правомерно исключил из ЕГРЮЛ запись об ООО «Коммунальник» (как прекратившем свою деятельность недействующем юридическом лице).
При этом доказательства того, что регистрирующим органом не соблюден установленный законом порядок исключения недействующего юридического лица из реестра, об отсутствии у кредитора (ОАО «Коммунальник») возможности своевременно заявить возражения относительно исключении такого Общества из ЕГРЮЛ, в материалы дела не представлены.
Арбитражный суд полагает, что учитывая открытость содержащейся в ЕГРЮЛ информации (при этом к сведениям о предстоящем исключении доступ не ограничен), отсутствие у регистрирующего органа обязанности информировать заинтересованных лиц иным способом (помимо предусмотренного опубликования) о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ОАО «Коммунальник» при проявлении должной осмотрительности и заботливости имело возможность отследить такую информацию, как на официальных сайтах ФНС России и журнала «Вестник государственной регистрации», так и путем обращения к соответствующим сведениям в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, ОАО «Коммунальник» в установленный законом трехмесячный срок не направило в регистрирующий орган свои возражения относительно предстоящего исключения ООО «Коммунальник» из ЕГРЮЛ, в связи с чем оно несет негативные последствия не предъявления такого требования.
Кроме того, сам факт наличия у недействующего юридического лица неисполненных обязательств перед кредиторами законодатель не отнес к обстоятельствам, препятствующим исключению его из ЕГРЮЛ (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»).
Согласно части 3 статьи 201 АПК Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение инспекции от 18 июля 2016 года об исключении юридического лица ООО «Коммунальник» из ЕГРЮЛ соответствует требованиям Закона № 129-ФЗ, в связи с чем заявленные ОАО «Коммунальник» требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Коммунальник» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 18 июля 2016 года о внесении записи об исключении Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности и об обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Е.С. Сюхунбин