АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-270/2020
02 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме июня 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Переваловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Администрации городского округа «Город Чита» в лице Управления потребительского рынка Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным отказа во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита» от 29.10.2019 №298-к и об обязании устранить допущенные нарушения законных прав и интересов заявителя,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРН <***>, ИНН <***>), Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Акционерного общества «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитета градостроительной политики Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО3 – представителя по доверенности от 06.12.2019, диплом по специальности «Юриспруденция» серии ВСВ № 0194709;
от заинтересованного лица: ФИО4 – представителя по доверенности № 6-10 от 21.01.2020, диплом бакалавра по специальности «Юриспруденция» № 107505 0159799 от 08.04.2016;
от третьего лица 1 (ИП ФИО2) – представитель не явился, извещен;
от третьего лица 2 (ПАО МРСК Сибири») – представитель не явился, извещен;
от третьего лица 3 (АО «Водоканал-Чита») – ФИО5 – представителя по доверенности № 33 от 26.08.2019, диплом специалиста КО № 35064 от 26.04.2013 по специальности «Юриспруденция»;
от третьего лица 4 (ПАО «ТГК № 14») – ФИО6, представителя по доверенности № 55 от 09.01.2020, диплома бакалавра по направлению «Юриспруденция» № 107505 0017666 от 23.06.2015;
от третьего лица 5 (Комитета градостроительной политики Администрации городского округа «Город Чита») – ФИО7, представителя по доверенности № 02 от 09.01.2020, диплом по специальности «Юриспруденция» с присуждением квалификации «Юрист» серии ОК № 32295 от 04.06.2013.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа «Город Чита» в лице Управления потребительского рынка Администрации городского округа «Город Чита» (далее – Администрация) о признании незаконным отказа во внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита», утвержденную Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от 17.05.2012 № 151, в части увеличения площади нестационарного торгового объекта (киоск), по адресу: <...>, содержащегося в Заключении комиссии по внесению изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита» № 4-2019/18 от 22 октября 2019 г. (исходящий номер письма 298-к от 29.10.2019) и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Определениями суда от 15 января 2020, 30 января 2020, 11 марта 2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее- ИП ФИО2, третье лицо-1), Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее- ПАО «МРСК Сибири», третье лицо-2), Акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Чита» (далее- АО «Водоканал-Чита», третье лицо-3), Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее- ПАО «ТГК №14», третье лицо-4), Комитет градостроительной политики Администрации городского округа «Город Чита» (далее- Комитет градостроительной политики, третье лицо-5).
Представитель предпринимателя доводы заявления поддержал и указал, что у Администрации отсутствовали основания для невнесения изменений в Схему № 151 в части увеличения площади, принадлежащего ФИО1 объекта. Кроме того, заявитель полагает, что Администрацией не доказано нахождение спорного нестационарного торгового объекта в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
Представитель Администрации с доводами предпринимателя не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (т.1, л.д.42-43), пояснил, что материалами дела подтверждается нахождение спорного нестационарного объекта в охранной зоне водоотведения, тепло- и водоснабжения, а также расположение объекта в нарушение п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017. Кроме того, постановлением Администрации ГО «Город Чита» от 19 мая 2020 №200 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита», утвержденную постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 17.05.2012 №151» строка 583 раздела «Черновский административный район городского округа «Город Чита» подраздела «Киоски» спорный нестационарный объект исключен из Схемы.
Представители третьих лиц -3, 4, 5 поддержали позицию Администрацию.
Представители третьих лиц-1,2 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении определений суда с кодом доступа к судебным актам на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/), а также отчетами о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений об отложении судебного разбирательства.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, в том числе дополнительно поступившие документы, арбитражным судом установлено следующее.
Согласно сведениям об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП по состоянию на 15 января 2020 года (т. 1, л.д. 13-14) ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28 февраля 1996 года за регистрационным номером РЛП № 3477, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя <***>.
Из заявления следует, что предпринимателю ФИО1 на праве собственности принадлежит ½ нестационарного торгового объекта (киоск), расположенного по адресу: <...> (письменные доказательства, в материалы дела представителем не представлены).
Согласно выписке из адресного реестра зданий и сооружений г.Читы от 19.12.2018 №3263 (т.1, л.д.35), земельный участок с нестационарным торговым объектом ранее имел адрес <...>, новый адрес объекта <...>.
21 марта 2019 года ФИО1 обратился в Управление потребительского рынка Администрации с заявлением о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов в отношении киоска, расположенного по адресу: <...>, в части увеличения площади нестационарного торгового объекта с 7,5 кв.м. на 24,5 кв.м. (т. 1, л.д. 44).
К заявлению предпринимателем была приложена, в том числе, Схема расположения земельного участка (т. 1, л.д. 45).
22 октября 2019 года заявление предпринимателя рассмотрено Администрацией на заседании Комиссии по внесению изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Комиссия), в ходе которого установлено, что внесение изменений в Схему невозможно по причине нахождения нестационарного торгового объекта на сетях водоотведения (канализации), в охранной зоне тепло- и водоснабжения. Также, собственник указанного объекта ФИО2 считает увеличение площади невозможным, ввиду достаточности площади для осуществления своей деятельности. Кроме того, рассматривается вопрос об исключении из Схемы торговых объектов по адресу: <...> по обращению отдела по связям с общественностью администрации городского округа «Город Чита».
По итогам заседания Комиссии составлен протокол № 4-2019/18 от 22 октября 2019 года (т. 1, л.д. 54-58).
Решение о невозможности внесения изменения в Схему № 151 в части увеличения площади нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...>, оформлено заключением Администрации от 29 октября 2019 года № 298-к (т. 1, л.д. 36, 49).
Не согласившись с названным решением Администрации, выраженным в заключении, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее – торговая деятельность) (часть 1), а целями настоящего Федерального закона являются: 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (часть 2).
В пункте 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании положений статьи 4 Закона № 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования в этой области; информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1).
Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Статьей 10 Закона № 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
В частности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7).
Подпунктами 15 и 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), в пункте 9 которых установлено, что внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном для включения объектов в такую схему.
Таким образом, разработка, утверждение, внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, действующих в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 17.05.2012 № 151 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов.
В пункте 1.2 названного постановления определен порядок рассмотрения заявлений о внесении изменений в схему
В частности, предусмотрено, что включение нестационарных объектов торговли (далее – торговые объекты) в схему осуществляется в целях достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, повышения доступности товаров для населения, размещения торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность (подпункт 1.2.1).
Субъект торговли, исполнитель услуг (далее – заявитель), желающий разместить торговый объект, подает заявление в управление потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита» (далее – управление). Информация о приеме заявлений размещается на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита».
Прием заявлений по изменению адреса, специализации, площади объекта осуществляется в соответствии с графиком работы управления. Поступившие заявления рассматриваются Комиссией в рабочем порядке в течение одного месяца со дня поступления заявления в управление (подпункт 1.2.2).
В случае, если место, указанное заявителем, предусмотрено схемой, копии заявления и прилагаемый к нему пакет документов в течение трех рабочих дней направляются собственнику земельного участка для оформления документов (подпункт 1.2.3).
В случае если место, указанное заявителем, не предусмотрено схемой, то заявление и прилагаемый пакет документов выносится на рассмотрение комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита» (далее – Комиссия). Деятельность Комиссии обеспечивается управлением (подпункт 1.2.4).
В течение семи рабочих дней после проведения очередного заседания Комиссии о принятом Комиссией решении управление извещает заявителя в письменной форме (подпункт 1.2.6).
Согласно подпункту 1.2.9 пункта 1.2 постановления Администрации от 17.05.2012 № 151 основанием отказа для внесения изменений в схему являются, в том числе, случаи размещение торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
Согласно пункту 6.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли», утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 742-ст (далее – ГОСТ Р 54608-2011), размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляют в порядке, установленном правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, с учетом региональных особенностей. Размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляется на основании правоустанавливающих документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (договоров об аренде и т.п.).
При этом пунктом 6.2 ГОСТ Р 54608-2011 предусмотрено, что не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 7 августа 2015 года № 303-КГ15-8879, в соответствии с которым наличие в границах размещения нестационарного торгового объекта охранной зоны инженерных коммуникаций является основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В свою очередь, охранные зоны инженерных сетей и коммуникаций установлены пунктом 12.35 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 820 (далее – СП 42.13330.2011).
Так, расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15 (расстояние от водопровода до фундаментов зданий и сооружений – 5 метров, расстояние от кабелей силовых всех напряжений и кабелей связи до фундаментов зданий и сооружений – 0,6 метра).
Как подтверждается материалами дела, размещение нестационарного торгового объекта (киоск) по адресу: <...> предусмотрено Схемой (в редакции от 13.01.2020г.), срока 583, подраздел «Киоски», раздел «Черновский административный район городского округа «Город Чита».
Согласно информации по субъекту предпринимательской деятельности ФИО2 принадлежит киоск с остановочным навесом по адресу: <...>.
8 октября 2019г. ФИО2 в Администрацию представлено письмо (т.1, л.д.47), согласно которого собственник объекта, ввиду достаточной торговой площади возражает против увеличение площади нестационарного торгового объекта по ул.Весенняя, 13а.
Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» 09 ноября 2005 с ИП ФИО2 и ИП ФИО1 заключен договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора №978/05 (т.1, л.д.29-30), согласно предмету которого арендодатель сдает, а арендаторы принимают в аренду земельный участок по ул.Весенняя, 13а в г.Чите, участок №1 ФИО2 – 20 кв.м., участок №2 ФИО1 – 21 кв.м. для временного размещения торговых киосков.
Администрацией представлен судебный акт по делу №А78-2630/2010 по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании с предпринимателя ФИО1 суммы неосновательного обогащения по договору №978/05 от 09.11.2005.
Судебным актом от 12.07.2010, вступившим в законную силу, суд установил незаключенность договора аренды №978/05 с ИП ФИО1 Иных доказательств наличия оформленных земельных правоотношений у ФИО1 на спорный земельный участок не имеется. Заявитель не смог пояснить, наличие потребности в увеличении площади объекта до 24,5 кв.м., в то время как договор аренды, даже если предположить, что сторонами исполнялся, заключен ФИО1 на участок площадью 21 кв.м.
Кроме того, полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и хранению топографо-геодезического фонда города Читы, сведения из которого предоставляются в рамках, установленных законодательством Российской Федерации, для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности обладает Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» на основании п. 1.1. решения Думы городского округа «Город Чита» от 22.09.2016 №124 «Об утверждении Положения о комитете градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» (далее - Положение), который является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа «Город Чита».
Как подтверждается материалами дела, ИП ФИО8 обратился в Управление потребительского рынка Администрации городского округа «Город Чита» с заявлением от 21 марта 2019г. об увеличении площади нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <...> с 7,5 кв.м. до 24,5 кв.м. К заявлению предпринимателем была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане по указанному выше адресу Комитетом был рассмотрен данный участок с координатами характерных точек границ: 661675.48 2342078.85, 661669.84 2342084.48, 661666.91 2342082.23, 661672.52 2342076.55.
Из пояснений представителя Комитета следует, что Фрагмент плана г. Читы масштаба 1:500, на котором отображен земельный участок по ул. Весенняя, 13а подготовлен ФИО9 -ведущим специалистом управления архитектуры и градостроительства комитета, имеющей соответствующее профессиональное образование (т.2, л.д.15-18).
В результате нанесения координат на топографическую основу получены границы участка, расположенные относительно инженерных сетей, либо их охранных зон. Границы охранных зон инженерных сетей нанесены на фрагмент плана при помощи металлической геодезической линейки в соответствии с СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.
При подготовке фрагмента плана г. Читы по указанному земельному участку специалист комитета градостроительной политики руководствовался топографическими материалами М 1:500, представляющими собой планшеты на жесткой основе (деревянные и металлические), выполненные в соответствии с условными знаками, принятыми для топографических планов М 1:5000, М 1:2000, М 1:1000, М 1:500 (Издательство «Недра», 1989г.), в местной системе координат, принятой для города Читы.
Представленные координаты характерных точек границ, выполненные в системе координат МСК-75, были пересчитаны в местную систему координат и наложены на топографическую основу, содержащую сведения по инженерным сетям электро-, тепло-, водо- снабжения, канализации, кабелям связи, ЛЭП и пр.
Нестационарный объект торговли - киоск по ул. Весенняя, 13а, попадает в охранную зону водоотведения (канализация), в которой действуют особые условия использования территорий (СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) (ред. от 19.12.2019) и охранную зону тепло- и водо-снабжения (СП 42.13330.2016).
В соответствии с п. 12.35 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 г. № 820 расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15.
Согласно таблицы 15 расстояние по горизонтали (в свету) от подземных инженерных сетей самотечной канализации до зданий и сооружений - 3 метра; от подземных инженерных сетей водопровода до зданий и сооружений - 5 метров.
В соответствии с пп. 2, 4 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, собственник, арендатор земельного участка имеет право возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Согласно пояснениям представителя АО «Водоканал-Чита» (т.2, л.д.19-20), организация водоотведения и водоснабжения возражает против удовлетворения требований ФИО1, поскольку спорный нестационарный торговый объект расположен непосредственно на инженерных сетях водоотведения и тепло- и водоснабжения, проложенных в одном канале.
Ответом ПАО «ТГК №14» № МО-1534 от 27.06.2019г. (т.1, л.д.93) Комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, сообщено, что нестационарный торговый объект по ул.Весенняя, 13а в г.Чите, находится в пределах охранной зоны трубопровода тепловых сетей. Место расположения нестационарного торгового объекта и расстояние от проходящих вблизи тепловых сетей определено путем наложения координатных точек, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории на карту местности в программе ZuluGis 8.0 (2019|) (т.2, л.д.43-47).
Так, на ул. Весенняя в г.Чите, в том числе в районе строения № 13а расположена тепловая сеть диаметром Ду150 мм, входящая в состав «ЭПТК тепловые сети <...>.» (энергетического производственно-технологического комплекса), находящаяся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита». ПАО «ТГК №14» обслуживает указанные тепловые сети на основании договора аренды муниципального имущества (долгосрочный) № ЧЭК-2182-18 от 20.12.2018г. (т.2, л.д.23-42).
"СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003" Таблица A3 устанавливает, допустимое расстояние по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей при диаметре труб Ду < 500 2 метра. В данном случае расстояние от строительных конструкций тепловых сетей до стены нестационарного торгового объекта составляет около 1 метра.
Нахождение нестационарного торгового объекта в охранной зоне тепловых сетей также подтверждается сведениями о наличии охранной зоны сетей теплоснабжения, содержащиеся на топографическом плане управления архитектуры и градостроительства комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита». Согласно фрагмента плана г.Читы на земельный участок по адресу <...> в масштабе 1:500 расстояние от строительных конструкций тепловых сетей до границы нестационарного торгового объекта составляет менее двух метров, что не соответствует требованиям "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003" Таблица A3.
Согласно подпункту 1.2.9 пункта 1.2 постановления Администрации от 17.05.2012 № 151 основанием отказа для внесения изменений в схему являются, в том числе, случаи размещение торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
Суд полагает, что материалами настоящего дела подтверждается расположение нестационарного торгового объекта непосредственно на инженерных сетей и коммуникациях (т.2, л.д.15).
Кроме того, заинтересованным лицом представлено постановление Администрации городского округа «Город Чита» от 19 мая 2020 №200 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита», утвержденную постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 17.05.2012 №151», строка 583 раздела «Черновский административный район городского округа «Город Чита» подраздела «Киоски» спорный нестационарный объект исключен из Схемы.
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Вместе с тем указанное не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления участка под нестационарные объекты торговли.
Исключение из схемы размещения объектов нестационарной торговли каких-либо адресов, является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
Поскольку спорное место размещения нестационарного торгового объекта исключено из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита», отказ во внесении изменений в Схему в части увеличения площади нестационарного торгового объекта не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд считает, что ФИО1 в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих незаконность принятого Администрацией решения об отказе во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлены пределы рассмотрения арбитражным судом дела в порядке главы 24 АПК РФ - суд проверяет соответствие оспариваемого решения, действие (бездействие) закону, наличие полномочий у органа, совершившего данные действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности на день их принятия (совершения).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя по правилам ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа Администрации городского округа «Город Чита» во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Чита» №298-к от 29.10.2019, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.А. Перевалова