А78-2786/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-2786/2009
28 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2009 года
Решение изготовлено в полном объёме 28 мая 2009 года
Арбитражный суд Читинской области
в составе судьи Сидоренко В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представителя Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по доверенности от 11.01.2009 № 32 – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 – индивидуального предпринимателя директора.
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – СМТУ Ростехрегулирования, Управление или административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.05.2009 до 09 часов 30 минут 28.05.2009.
Предприниматель возразил против заявленных требований, указав на отсутствие события правонарушения.
Заслушав доводы представителей заявителя и предпринимателя, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован в Едином государственном реестре.
Управлением на основании распоряжения начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю от 17.04.2009 № 13-10/36 было проведено плановое мероприятие по контролю и надзору за соблюдением предпринимателем обязательных требований к продукции нефтепродукты.
Для проверки соблюдения обязательных требований ГОСТ 305-82 “Топливо дизельное. Технические условия”, ГОСТ Р 51313-99 “Бензины автомобильные. Общие технические требования” на автомобильной заправочной станции (далее – АЗС), расположенной по адресу: <...> был произведен отбор образцов продукции, в том числе топлива дизельного. В ходе отбора был составлен акт отбора образцов от 21.04.2009, отбор производился в соответствии предпринимателя в соответствии с ГОСТом 2517-85 “Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб”.
Отобранные образцы нефтепродуктов были направлены в аккредитованный исследовательский центр ОАО “Нефтемаркет” (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.22 НП 06) для проведения исследования.
Согласно журналу испытаний дизельного топлива испытательной лаборатории ОАО “Нефтемаркет” и протоколу испытаний от 29.04.2009 № 285 испытания по данным образцам были проведены 29.04.2009, было установлено, что температура вспышки дизельного топлива марки Л-0,2-62 в закрытом тигле составляет 46?С при установленной ГОСТом 305-82 норме 62?С.
В результате проведенной проверки было установлено, что предпринимателем 21.04.2009 на АЗС, расположенной по адресу: <...> реализовывалась продукция – дизельное топливо марки Л-0,2-62, не соответствующая обязательным требованиям государственных стандартов, по заниженной температуре вспышки – пункт 2.2 ГОСТа 305-82 “Топливо дизельное. Технические условия”.
Указанные факты зафиксированы в Акте от 18.02.2009 № 22.
На основании результатов проверки 04.05.2009 государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю СМТУ Ростехрегулирования ФИО3 с участием предпринимателя был составлен Протокол № 13-68 об административном правонарушении, фиксирующий факт совершения предприниателем правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ СМТУ Ростехрегулирования обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации.
Согласно пункту 2.3 Перечня должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2004 № 246 “О должностных лицах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях”, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ, уполномочены составлять начальники отдела, заместители начальников отделов, иные должностные лица.
Протокол об административном правонарушении от 04.05.2009 № 13-68 составлен государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Забайкальскому краю СМТУ Ростехрегулирования ФИО3 в соответствии с полномочиями, предоставленными ей КоАП РФ, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, ФИО1
Частью 1 статьи 19.19 КоАП установлена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов в ходе реализации продукции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении в числе других сведений событие административного правонарушения.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела, представителем заявителя и предпринимателем в ходе судебного разбирательства, на момент проверки на АЗС, расположенной по адресу: <...> предпринимателем реализовывалось дизельное топливо марки Л-0,2%-62 (Л(летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0?С и выше, 0,2% – массовая для серы, 62 – температура вспышки по ГОСТу 305-82 “Топливо дизельное. Технические условия”).
Согласно протоколу испытаний от 29.04.2009 № 285 температура вспышки дизельного топлива марки Л-0,2-62 в закрытом тигле составила 46?С.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации “О техническом регулировании” от 27.12.2002 № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) – статья 2 указанного закона.
Пунктом 1 технического регламента “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту”, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118 (далее – технический регламент), установлено, что настоящий регламент устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.
В соответствии с пунктом 3 технического регламента “дизельное топливо” – жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.
Согласно Приложению 2 к техническому регламенту, температура вспышки в закрытом тигле дизельного топлива, за исключением дизельного топлива для арктического климата, должна быть не ниже 40?С.
Температура вспышки дизельного топлива, реализуемого предпринимателем, составляет 46?С.
При указанных обстоятельствах суд пришёл к выводу об отсутствии события нарушения предпринимателем обязательных требований государственных стандартов в виде реализации дизельного топлива с заниженной температурой вспышки.
Кроме того, как следует из положений ГОСТа 305-82 “Топливо дизельное. Технические условия”, данный стандарт также не содержит требования к дизельному топливу, реализуемому для автомобильного транспорта, по температуре вспышки не ниже 62?С.
В соответствии с пунктом 2.2 ГОСТа 305-82 “Топливо дизельное. Технические условия” по физико-химическим показателям температура вспышки дизельного топлива, определяемая в закрытом тигле, должна быть не ниже 40?С для дизелей общего назначения, а температуре вспышки не ниже 62?С должно отвечать только дизельное топливо для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.
Административным органом суду не представлено и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства в подтверждение факта реализации предпринимателем дизельного топлива марки Л-0,2%-62 для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.
Также в протоколе об административном правонарушении не содержится сведений о несоответствии реализуемого предпринимателем дизельного топлива каким-либо иным обязательным требованиям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, и о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья В.А. Сидоренко