ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2917/19 от 02.10.2019 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-2917/2019

03 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме 03 октября 2019 года

Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Высоцкой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГРК "Быстринское" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28 февраля 2019 года № 02-005/2019 года,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2) Прокуратуры Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

3) Федерального агентства по недропользованию (ОГРН <***>, ИНН <***>).

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 24.12.2018 года; ФИО2 – представителя по доверенности от 17.05.2019 года, ФИО3 – представителя по доверенности от 17.04.2019 года;

от заинтересованного лица: ФИО4 – представителя по доверенности от 08.05.2019 года, ФИО5 – представителя по доверенности от 20.05.2019 года;

третьи лица 1-3 представителей в судебное заседание на направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Общество с ограниченной ответственностью «ГРК Быстринское» (далее – Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (Росприроднадзор) от 28.02.2019 № 02-005/2019.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что обжалуемое постановление подлежит отмене, т.к. в действиях общества отсутствует состав выявленного Росприроднадзором правонарушения, поскольку:

-административным органом не было учтено, что п.5.2 условий пользования лицензии ЧИТ 12995 БЭ Обществом соблюден;

-положения раздела 5 типовой формы «Условия, определяющие виды и объемы поисковых и (или) разведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения» ... не несут в себе какого- либо смыслового значения;

-в соответствии с п/п 4.1.4.1 и 4.1.4.2 условий актуализированной лицензии ЧИТ 12995 БЭ обязательства по представлению материалов по результатам разведочных работ (в том числе технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций) на государственную экспертизу запасов обществу не установлено;

- в отсутствии обязанности общества по разработке материалов по технико-экономическому обоснованию постоянных разведочных кондиций и их представлению на государственную экспертизу невозможно утверждать, что у общества существует обязанность по неукоснительному соблюдению требований своих проектов работ по разведке месторождений в соответствующей части.

Кроме того, Росприроднадзором нарушен порядок рассмотрения дела, Росприроднадзор при проведении проверки вышел за установленные её пределы.

Представители Росприроднадзора пояснили, что обжалуемое постановление вынесено в пределах предоставленной компетенции уполномоченным на то лицом, выявленные правонарушения подтверждаются материалами дела, на основании следующего.

Обжалуемое постановление Росприроднадзора вынесено по факту нарушения недропользователем п.5.2 условий пользования недрами по лицензии ЧИТ 12995 БЭ (лицензия) в связи с не выполнением определенных утвержденным в установленном порядке проектом геологоразведочных работ (ГРР) видов и объемов работ и их сроков:

- видов работ - составление технико-экономического обоснования (ТЭО) постоянных разведочных кондиций и отчета с подсчетом запасов на основании разработанных кондиций по обоснованным параметрам составленного ТЭО;

- срок завершения работ - II квартал 2018 года.

Обоснование (вывод) об отсутствии необходимости в разработке ТЭО кондиций по результатам проведенных разведочных работ и утверждении запасов по ранее разработанным кондициям в проекте ГРР отсутствуют, подсчет запасов по кондициям, разработанным в 2006 году, проектом ГРР не предусмотрен.

Таким образом, довод ООО «ГРК «Быстринское» о выполнении предусмотренных проектом ГРР оценочных и разведочных работ в полном объеме, в подтверждении чему приведены протокол НТС от 24.12.2015 № 107, где отмечено о составлении ТЭО кондиций в случае необходимости - некорректен, проект ГРР составлен на основании иных документов (геологического задания), утвержден в соответствии с установленными требованиями на основании положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертиза».

Довод заявителя об утверждении ТКЗ Центрсибнедра запасов по представленным ООО «ГРК «Быстринское» материалам «Оперативный прирост запасов в контурах проектных карьеров Быстринского месторождения по результатам разведочных работ 2007 - 2016 годов по состоянию на 01.02.2017» (протокол от 10.03.2017 № 1427-ОП) - не обоснован нормой права и фактическими обстоятельствами и им противоречит.

Проектом ГРР, раздел 5.12.2 «Геолого-экономическая оценка», недропользователем предусмотренызатраты на технико-экономическое обоснование разработки Быстринского месторождения с учетом дополнительно выявленных промышленно значимых залежей и составление отчета с подсчетом запасов. По окончанию разведочных работ будет разработано ТЭО постоянных разведочных кондиций. Затраты приведены в табл.5.9.

Проект ГРР устанавливает, конечным результатом проведения ГРР по Дополнению № 1 к Проекту будет являться составление ТЭО постоянных разведочных кондиций и отчета с подсчетом запасов всего Быстринского месторождения по категориям С1+С2, постановившее Дополнение № 1 к «Проекту на проведение оценочных и разведочных работ на флангах и глубоких горизонтах Быстринского месторождения на 2012 - 2014 г.г. одобрить и направить на государственную экспертизу в Забайкальское территориальное отделение ФБУ «Росгеолэкспертиза» (протокол № б/н от 26.01.2016).

Фактически переоцененные на 01.02.2017 запасы по участкам Верхне-Ильдиканский и Быстринский-2 приняты на государственный баланс по оперативному изменению состояния запасов с их приростом, полученным в результате проведения геологоразведочных работ, что допускается на разведываемых и/или разрабатываемых месторождениях.

В соответствии с приказом Роснедра от 15.09.2010 № 1045 «О внесении изменений в Приказ Роснедра от 30.09.2008 № 812 «О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения состояния запасов месторождений полезных ископаемых», раздел II, объектами государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых являются, в т.ч. прирост запасов, полученный в результате проведения ГРР на разведываемых и разрабатываемых месторождениях (п.3.1) в случае суммарного прироста балансовых запасов не превышающих 50% от количества балансовых запасов, переданных недропользователю по лицензии (п.4).

Данное обстоятельство (утверждение запасов по состоянию на 01.02.2017 по оперативному приросту) не свидетельствует о выполнении предусмотренных проектом ГРР в полном объеме и их завершении. Проектом ГРР, обосновывающим рациональное использование и охрану недр, утвержденным в установленном порядке, оперативный прирост запасов не предусмотрен. Утверждение ТКЗ запасов по месторождению на 01.02.2017 по оперативному подсчету, выполненному с использованием технико-экономических показателей, обосновывающих промышленную значимость месторождения по состоянию на 2006 год, не свидетельствует о завершении ГРР на лицензионном участке в установленном порядке, в т.ч. завершении работ, предусмотренных проектом ГРР. Кроме того, принятие на государственный баланс запасов по оперативному приросту с целью скорейшего вовлечения в отработку золотосодержащих руд не является основанием для не выполнения недропользователем предусмотренных проектом ГРР работ по составлению ТЭО постоянных разведочных кондиций, переоценку запасов в соответствии с актуальными экономическими рыночными отношениями на основании обоснованных показателей. Таким образом, заявленные доводы ООО «ГРК «Быстринское» свидетельствуют о невыполнении предусмотренных проектом ГРР работ по составлению ТЭО постоянных разведочных кондиций и подсчету запасов полезных ископаемых по участку недр в соответствии с современными экономическими требованиями, нарушении условие п.5.2 лицензионного соглашения.

П.5.2 условий пользования лицензией установлены выполнение видов, объемов и сроков разведочных работ в соответствии с определенными видами, объемами и сроками, определенными утвержденными в установленном порядке проектами работ по разведке.

По поводу утверждения заявителя о нарушении Росприроднадзором порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку, разрешая только ходатайство об отложении, должностное лицо административного органа по сути дало оценку занимаемой Обществом позиции, пояснила.

Заявленное ООО «ГРК «Быстринское» ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (протокол от 18.02.2019 № 02-005/2019) от 27.02.2019 М ГРКБ/1263 исх. (ходатайство), должностным лицом принято к рассмотрению, рассмотрено в соответствии со ст.29.7 КоАП РФ.

ООО «ГРК «Быстринское» было заявлено об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, мотивировано следующими доводами:

- «Общество изначально выразило свой интерес к реализации своего права на дачу объяснений. Однако к 28.02.2019 общество, фактически лишено возможности реализовать указанное выше право в связи с отсутствием минимального необходимого периода времени для подготовки».

В соответствии со ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Как указала представитель Управления, протокол об административном правонарушении по данному делу составлен 18.02.2019, для подготовки пояснений по факту допущенного административного правонарушения юридическому лицу ООО «ГРК «Быстринское» было предоставлено 10 дней; необходимость истребования дополнительных материалов по делу и/или назначение экспертиз не возникала. Изложенный в ходатайстве довод, обосновывающий отложение рассмотрения административного дела на срок не ранее 11.03.2019, что составляет не менее 21 дня с момента возбуждения дела (18.02.2019) и противоречит установленным требованиям в части рассмотрения дела в течение 15 дней.

Кроме того, представитель Росприроднадзора дала пояснение по поводу утверждения заявителя о подмене основания назначения проверки.

Согласно п.3 ч.2 ст.10 ФЗ №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Во исполнение требования прокурора подготовлено Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 16.01.2019г.№ 4-р (далее Распоряжение).

Пунктом 6 Распоряжения установлено, что настоящая проверка проводится с целью: установления факта исполнения юридическим лицом (ООО «ГРК «Быстринское»), его руководителем и иными должностными лицами исполнения и соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности; на основании требования Прокуратуры Забайкальского края о проведении внеплановой проверки № 07-1-366-2018/630 от 28.12.2018;

- задачами настоящей проверки являются: надзор за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения, рационального использования и охраны недр ООО «ГРК «Быстринское», в т.ч. утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и технических требований в области охраны окружающей среды и природопользования при осуществлении производственной деятельности и использовании природных ресурсов.

Таким образом, цели, предмет внеплановой проверки соответствуют требованию прокуратуры о проведении проверки исполнения обществом законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

В данных ранее пояснениях прокурор поддержала мнение Росприроднадзора.

Представитель Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, участвовавший в судебном заседании 24.05.2019, в данных пояснениях, а также представленных письменных пояснениях, указал, что при применении параметров, определенных по ТЭО ГКЗ Роснедра, ООО «ГРК «Быстринское» в пределах своего предпринимательского риска приняло решение о нецелесообразности проведения в дальнейшем геологоразведочных работ, в связи с выявлением нерентабельности.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установил.

Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю (Управление) по требованию прокуратуры Забайкальского края в отношении юридического лица ООО «ГРК «Быстринское» (далее – заявитель, недропользователь) в период с 21.01.2019 по 15.02.2019 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

В результате проверки (акт проверки № АТНВЗ-014-в от 15.02.2019) установлено, ООО «ГРК «Быстринское» осуществляет пользование недрами по лицензии ЧИТ 12995 БЭ (далее - лицензия) с целевым назначением геологического изучения, разведки и добычи меди, золота, серебра и попутных полезных ископаемых на Быстринской площади, зарегистрированной 14.02.2005 сроком окончания действия 20.02.2030.

Дополнением № 1, зарегистрированным Роснедра 14.09.2014, условия пользования недрами по лицензии изменены: начало промышленной добычи медных руд установлено «не позднее 31.12.2017» вместо «не позднее 2014 года» (абз. 11 п/п 4.1); выход на проектную мощность с производительностью не менее 1 млн т руды в год установлено «не позднее 31.12.2020» вместо «не позднее 2015 года» (абз. 12 п/п 4.1).

Кроме того, условия пользования недрами изменены в порядке проведенной распорядителем недр актуализации лицензии, приняты в редакции Изменения к лицензии на пользование недрами, зарегистрированы отделом Центрсибнедра по Забайкальскому краю 10.04.2017.

Целевым назначением и видами работ определены: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств. Впоследствии условия пользования недрами по лицензии не изменялись.

Участок недр Быстринская площадь в определенных лицензией границах (лицензионный участок) имеет статус горного отвода, ограниченного на глубину 500 м ниже дневной поверхности; площадь лицензионного участка - 40,5 км2.

В результате проверки установлено, при пользовании недрами Быстринской площади по лицензии ООО «ГРК «Быстринское» (недропользователь) не обеспечено выполнение условий, предусмотренных лицензией: в нарушение п.5.2 лицензионного соглашения виды и объемы разведочных работ и сроки их проведения, определенные утвержденным в установленном порядке проектом работ по разведке месторождения, не соблюдены.

По факту пользования недрами по лицензии ЧИТ 12995 БЭ с нарушением условия п.5.2 лицензионного соглашения в отношении юридического лица ООО «ГРК «Быстринское» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, составлен протокол № 02-005/2019 от 18.02.2019. По рассмотрению материалов дела юридическое лицо постановлением № 02-005/2019 от 28.02.2019 привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Полагая вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене ООО «ГРК «Быстринское» вышестоящему должностному лицу Управления подана жалоба на постановление (исх. № ГРКБ/1460-исх от 07.03.2019).

Заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю по рассмотрению жалобы вынесено Решение по жалобе на постановление по делу № 02-005/2019 от 14.03.2019, в удовлетворении заявления об отмене постановления № 02-005/2019 от 28.02.2019 отказано.

Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ заключается в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» (далее - Закон) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей ... бланк а также ... приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11).

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (ст. 12 Закона).

Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (п. 10 ч.2 ст.22 Закона).

Таким образом, законодательством о недрах предусмотрено неукоснительное соблюдение пользователем недр условий пользования недрами, определенных (предусмотренных) лицензией (лицензионным соглашением); исключение из подлежащих неукоснительному соблюдению условий пользования недрами законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п.5.2 условий пользования недрами по лицензии ЧИТ 12995 БЭ в редакции от 10.04.2017 (лицензионное соглашение), условия, определяющие виды и объемы разведочных работ, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по разведке месторождений.

В соответствии с п.5.2 лицензионного соглашения, виды, объемы и сроки разведочных работ, определенные утвержденным в установленном порядке проектом разведки, подлежат выполнению недропользователем.

В соответствии со ст.36.1 Закона РФ «О недрах», работы по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых ...проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Таким образом, недропользователь работы по геологическому изучению и разведке участка недр обязан проводить на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В соответствии с приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352 «Об утверждении правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых» (с изменениями на 29.05.2018) (далее – Правила):

-подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих достижение цели ... геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, или разведке месторождений полезных ископаемых и решение поставленных геологических задач, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации (п.3);

-проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, финансируемых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, при осуществлении пользования недрами в соответствии с лицензией на пользование недрами, утверждается уполномоченным представителем пользователя недр и заверяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, предусмотренной частью четвертой статьи 36 1 Закона Российской Федерации «О недрах» (п. 19);

- основанием для составления дополнения к проектной документации на проведение работ ... является (п.78.3):

а) необходимость корректировки методики, комплекса, видов и объемов работ,
последовательности и сроков их выполнения, обусловленных изменившимся
представлением о геологическом строении объекта, выявленным при проведении
работ на объекте, которое не было известно на момент составления проектной
документации, или изменением макроэкономических показателей, определяющих
условия выполнения работ по геологическому изучению недр;

б) внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами;

в) изменение границ участка недр;

г) исправление технической ошибки в лицензии на пользование недрами (п.78.3);

- дополнения к проектной документации составляются и утверждаются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для составления и утверждения проектной (п. 80).

Проведение ГРР недропользователем осуществляется на основании и в соответствии с проектной документацией, имеющей заключение государственного органа о соответствии проектируемых работ установленным требованиям законодательства РФ в части рационального использования и охраны недр; изменение методики, комплекса, видов и объемов проектных работ, последовательности и сроков их выполнения является необходимостью корректировки работ; необходимость корректировки работ является основанием для составления дополнения к проектной документации, подлежащей утверждению в установленном порядке.

ООО «ГРК «Быстринское» при пользовании недрами в целях геологического изучения и разведки лицензионного участка была разработана проектная документация «Дополнение № 1 к проекту на проведение оценочных и разведочных работ на флангах и глубоких горизонтах Быстринского месторождения» (проект ГРР), Забайкальским территориальным отделением ФБУ «Росгеолэкспертиза» выдано положительное заключение № 0.31-02-11/2016 от 04.05.2016 (заключение); дополнения в проект ГРР не принимались, изменения не вносились.

Согласно заключению ФБУ «Росгеолэкспертиза» № 0.31-02-11/2016 от 04.05.2016, проектом ГРР предусмотрено:

-проектируемая площадь находится на территории Газимуро-Заводского района, площадь участка недр составляет 40,5 км2;

-начало работ - II квартал 2015 года, окончание - II квартал 2018 года;

- ожидаемые результаты: п.3. Разработать ТЭО постоянных разведочных кондиций, составить отчет с подсчетом запасов руды и металлов Быстринского месторождения с учетом золотосодержащих руд.

Согласно проекту ГРР (табл.5.2 Календарный план-график проведения основных видов работ), работы по разработке ТЭО кондиций и составлению отчета с подсчетом запасов предусмотрены в период: начало - июнь 2017 года, окончание - июнь 2018 года.

Пунктом 7 Проекта ГРР 2016 года (т.3 л.д.86) предусматривается разработка ТЭО кондиций и составление отчёта с подсчётом запасов, представление, экспертиза и защита ТЭО кондиций и отчёта с подсчётом запасов Быстринского месторождения в ГКЗ Роснедра. При этом, пунктом 1.3 указанного проекта предусмотрено, что окончательный подсчёт запасов золота, меди, железа и серебра будет выполнен по параметрам действующих или вновь подготовленных кондиций.

Книга 2 Отчёта «Оперативный прирост запасов в контурах проектных карьеров
Быстринского месторождения» (том 5 л.д. 78-122) содержит технико-экономические расчёты с обоснованием применимости постоянных разведочных кондиций, утверждённых ГКЗ Роснедра протоколом от 22.12.2006 № 1312.

В Заключении Государственной экспертизы по материалам Отчёта
(том 2 л.д. 103-131) отражено:

- на странице 20 - материалы Отчёта содержат технико-экономические расчёты, подтверждающие применимость постоянных разведочных кондиций, утверждённых ГКЗ Роснедра протоколом от 22.12.2006 № 1312;

- на странице 56 - решение экспертной комиссии (пункт 3.1.1): считать обоснованным применение для подсчёта запасов Быстринского месторождения постоянных разведочных кондиций, утверждённых ГКЗ Роснедра протоколом от 22.12.2006 № 1312.

В соответствии с пунктом 16 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых заключение государственной экспертизы должно содержать вывод об экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчёта запасов полезных ископаемых.

Таким образом, вывод Заключения о применимости постоянных разведочных кондиций 2006 года сделан уполномоченным государственным органом.

В Протоколе ТКЗ Центрсибнедра от 17.03.2017 № 1427-оп (том 1 л.д. 84-90) отражено:

- пункт 3.2 - считать обоснованным применение для подсчёта запасов Верхне-Ильдиканского и Быстринский-2 Быстринского золото-железо-меднорудного месторождения постоянных разведочных кондиций, утверждённых ГКЗ Роснедра протоколом от 22.12.2006 № 1312.

- пункт 3.3 - утвердить и принять на государственный учёт запасы Быстринского месторождения.

В Письме Роснедра от 18.06.2019 № СА-04-31/8890 сделан вывод, что задачи ООО «ГРК «Быстринское» по составлению ТЭО постоянных разведочных кондиций и пересчёту запасов месторождения следует считать исполненными.

Также в письме Центрсибнедра от 01.04.2019 № 02-02/2375 (том 3 л.д. 7-9) указано, что геологическая задача по объекту в целом и в том числе по составлению ТЭО постоянных кондиций, предусмотренная Дополнением № 1 к проекту проведения оценочных и разведочных работ на флангах и глубоких горизонтах Быстринского месторождения, выполнена в полном объёме и в установленные сроки.

Из пояснений Роснедра, поступивших в суд 18.06.2019, следует, что все виды работ, установленные в Сводных перечнях работ к проекту и дополнениях к нему, проведены пользователем недр (ООО «ГРК «Быстринское») в полном объёме (абзац 8 страницы 3 пояснений). ООО «ГРК «Быстринское» в полном объёме исполнило требования законодательства о недрах и проектной документации, нарушения условий пользования недрами отсутствуют (последний абзац пункта 1 пояснений, страница 4).

Из пояснений Центрсибнедра от 23.05.2019 № 05-04/48 и дополнения к ним
от 24.05.2019 и от 27.05.2019 (том 5л.д. 40-42, 45, 48) следует, что в соответствии с указанными документами Проект ГРР 2016 года Обществом выполнен, в том числе Обществом сделаны технико-экономические расчёты подсчёта кондиций, обосновывающие применимость оценочных параметров, установленных ГКЗ Роснедра.

Определением арбитражного суда по настоящему делу от 04.07.2019 была назначена судебная экспертиза. Её проведение поручено Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М.Федоровского» (ФГБУ «ВИМС» (ИНН <***>, ОГРН <***>), 119017, <...>), эксперту высшей категории Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, председателю секции «Твердые полезные ископаемые» Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН), ФИО6, кандидату геолого-минералогических наук.

На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Соблюдён ли ООО «ГРК «Быстринское» пункт 5.2 лицензии на право пользования недрами ЧИТ 12995 БЭ в части выполнения определённых проектом ГРР 2016 года работ по разработке ТЭО постоянных разведочных кондиций с подсчётом (пересчётом) запасов Быстринского месторождения с окончанием работ во II квартале 2018 года?

В экспертном заключении от 04.09.2019 изложено, что учитывая то, что Геологическим заданием к Проекту (2012 г.) и Дополнением № 1 к Проекту (2016 г.) оговорено условие значительного прироста запасов, как основание для разработки нового ТЭО постоянных разведочных кондиций, определена возможность использования для подсчета запасов действующих кондиций (2006 г.), а также то, что правомочность применения действующих кондиций официально подтверждена протколом ГКЗ/ТКЗ по результатам проведения государственной экспертизы, проведенной в строгом соответствии с законом «О недрах» и действующим регламентом, следует считать, что пункт 5.2 лицензии на право пользования недрами в части выполнения проектом ГРР 2016 года по разработке ТЭО разведочных постоянных кондиций с подсчетом (пересчетом) запасов Быстринского месторождения с окончанием работ во II квартале 2018 г. соблюден.

В данном случае суд полагает, что экспертом дана полная оценка представленных ему на исследование материалов, в результате чего сделан обоснованный приведенный выше вывод.

Таким образом, оценивая весь объем установленных обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает факт вмененного ООО «ГРК «Быстринское» не доказанным, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене.

На основании вышеприведенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 28.02.2019 № 02-005/2019, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ГРК «Быстринское» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Решение может быть обжаловано Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья Д.С. Горкин