ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-291/09 от 30.11.2009 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-291/2009

07 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2009 года

Решение изготовлено в полном объёме 07 декабря 2009 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

1) ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт»,

2) ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос»

к Забайкальской таможне,

третье лицо: ОАО «Российские железные дороги»,

об оспаривании бездействия таможенного органа

при участии:

от заявителя-1: ФИО1 - представителя по доверенности от 01.10.2008 г.;

от заявителя-2: ФИО1 – представителя по доверенности от 11.01.2008 г.;

от таможенного органа:

ФИО2 - представителя по доверенности от 14.04.2009 г.,

ФИО3 - представителя по доверенности от 20.04.2009 г.;

от третьего лица (ОАО «Российские железные дороги»): не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Пищевая компания «Руспродимпорт» и общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Компания пищевого сырья «Гелиос» обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ:

1. Признать незаконными действия Забайкальской таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов:

- оригинал железнодорожной накладной;

- оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР;

- оригинал коммерческого инвойса;

- оригинал отгрузочной спецификации КНР;

- оригинал качества и карантинный сертификат КНР,

необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ на товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443.

2. Признать незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21.

Заявителем-1 также заявлено требование о взыскании судебных издержек по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 руб.

В ходе судебного разбирательства от заявителей поступил отказ от требований в части признания незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21, в связи с принятием 30.01.2009 г. Забайкальской таможней решения № 10617000/300109/2 об отмене решения Борзинского таможенного поста о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» указанных уведомлений.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 19.03.2009 г., оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 г., производство по делу по заявлению ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» и ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» о признании незаконными действий Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21 прекращено.

Действия Забайкальской таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов:

- оригинал железнодорожной накладной;

- оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР;

- оригинал коммерческого инвойса;

- оригинал отгрузочной спецификации КНР;

- оригинал качества и карантинный сертификат КНР,

необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ на товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443, признаны незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.

С Забайкальской таможни в пользу ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» взысканы судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 12000 руб.

Постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2009 г. решение Арбитражного суда Читинской области от 19.03.2009 г. по делу № А78-291/2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

В постановлении суда кассационной инстанции указывается на то, что суды в обжалуемых судебных актах не привели закон или иной нормативный правовой акт, которым не соответствуют оспариваемые действия таможенного органа.

Нормы таможенного законодательства, а именно: статьи 79, 80, 85, 88, 92 Таможенного кодекса Российской Федерации, приказ ГТК России от 08.09.2003 № 973 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров», приказ ГТК России от 15.12.2003 № 1400 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом», приказ ФТС России от 16.09.2004 № 50 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом», не возлагают на таможенный орган безусловную обязанность по выдаче перевозчику товаросопроводительных документов при завершении ВТТ.

Неустановление судами конкретной нормы материального права, нарушенной таможенным органом, и, как следствие, всех юридически значимых обстоятельств дела не позволило дать надлежащую правовую оценку доводам и возражениям сторон по обстоятельствам таможенного оформления поступившего товара.

При новом рассмотрении дела представитель заявителей на основании статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Забайкальской таможни по невыдаче по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя Перевозчику товаросопроводительных документов:

- оригинал железнодорожной накладной;

- оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР;

- оригинал коммерческого инвойса;

- оригинал отгрузочной спецификации КНР;

- оригинал качества и карантинный сертификат КНР,

необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ на товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443.

В обоснование заявленных требований представитель заявителей ссылается на то, что таможенным органом нарушены требования статьи 92, части 1 статьи 124, части 1 статьи 131, части 1 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 28.2 приказа ГТК РФ от 08.09.2003 г. № 973. Приказ ФТС РФ от 16.09.2004 г. № 50 не является нормативным правовым актом, поскольку не зарегистрирован в Минюсте РФ.

В части требований о признании незаконными действий Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21, заявителями заявлен отказ от этих требований в связи с принятием 30.01.2009 г. Забайкальской таможней решения № 10617000/300109/2 об отмене решения Борзинского таможенного поста о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» указанных уведомлений.

Представители таможенного органа в судебном заседании в удовлетворении уточненных требований заявителей просили отказать, ссылаясь на то, что действия таможни соответствуют требованиям таможенного законодательства, поскольку грузополучателем товара не соблюдены условия, установленные пунктом 40 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС РФ от 16.09.2004 N 50, выразившиеся в необращении декларанта к владельцу СВХ с просьбой о размещении товаров, поступивших в адрес грузополучателя в указанных вагонах, в следствие чего владелец СВХ не направил заявление в таможенный орган о размещении товара на СВХ.

В пояснениях на заявленные требования таможенный орган в обоснование правомерности своих действий ссылается на положения Таможенного кодекса РФ, в том числе на статьи 69, 76, 80, п.3 ст.92, ст.ст.16, 108, приказ ГТК России от 08.09.2003 г. № 973 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров», приказ ГТК России от 15.12.2003 № 1400 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом», приказ ФТС России от 16.09.2004 № 50 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».

Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, известив арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

В пояснениях на заявленные требования Дорога оставляет решение вопроса о законности действия (бездействия) таможенного органа на усмотрение суда.

Дело рассматривается по правилам п.2 ст.200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в 45 железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443, в постоянную зону таможенного контроля ст. Борзя для завершения внутреннего таможенного транзита поступил товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте.

Товар ввозился во исполнение: внешнеэкономического контракта ASG99274 от 25.03.1999 г., соглашения № 1 от 04.02.2006 г. и спецификации № 1 к данному соглашению, соглашения № 3 от 25.10.2007 г. и спецификации № 1 к данному соглашению; внешнеэкономического контракта ASG99282 от 16.01.2006 г. и спецификации № 1 к данному контракту, соглашения № 3 от 10.11.2007 г. и спецификации № 1 к данному соглашению и соглашения № 3 от 03.07.2008 г.

По прибытию вагонов перевозчиком – ОАО «Российские железные дороги» в Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни были переданы товаросопроводительные документы на ввозимый товар. После прибытия вагонов в постоянную зону таможенного контроля ст. Борзя таможенным органом было зарегистрировано прибытие вагонов в место доставки. Однако, представленные товаросопроводительные документы на товар перевозчику возвращены не были.

Согласно материалам дела, указанные в заявлении документы были возвращены перевозчику только после обращения заявителями в арбитражный суд с данным заявлением в период с 30.01.2009 г. по 03.03.2009 г.

20.01.2009 г. Борзинским таможенным постом Забайкальской таможни в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» были направлены уведомления № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21 «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» за нарушении сроков временного хранения товаров, прибывших по транзитным декларациям №№ 10617030/041208/1054530, 10617030/031208/1054456, 10617030/031208/1054455, 10617030/031208/1054452, 10617030/031208/1054454, 10617030/051208/1054615, 10617030/051208/1054614, 10617030/081208/1054861, 10617030/081208/1054860, 10617030/081208/1054859, 10617030/031208/1054453.

Решением Забайкальской таможни от 30.01.2009 г. № 10617000/300109/2 решение Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» уведомлений от 20.01.2009 г. №№ 33-96/18, 33-96/19, 33-96/20, 33-96/21 о предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ, признано не соответствующим таможенному законодательству РФ и отменено.

В силу пп.4 п.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Как установлено материалами дела, после обращения заявителей в арбитражный суд с требованиями, в том числе о признании незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21, решением Забайкальской таможни № 10617000/300109/2 от 30.01.2009 г. решение Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» указанных уведомлений признано не соответствующим таможенному законодательству и отменено.

При таких обстоятельствах, поскольку отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, производство по делу в данной части подлежит прекращению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу разрешительного характера правового регулирования, применяемого в публично-правовой сфере и основанного на юридическом принципе «разрешено то, что прямо предусмотрено законом», таможенные органы при осуществлении таможенного контроля обязаны действовать и принимать решения в точном соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, что является гарантией законности во взаимоотношениях между государством в лице таможенных органов и субъектами внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, таможенный орган обязан доказать правомерность невыдачи Перевозчику товаросопроводительных документов на ввозимый товар по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – Таможенный кодекс) внутренний таможенный транзит – это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно пункту 2 данной статьи внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком (пункт 4 статьи 79).

Материалами дела установлено, товар в вышеуказанных ж/д вагонах перевозился таможенным перевозчиком – ОАО «Российские железные дорого».

Пунктом 1 статьи 80 Таможенного кодекса установлено, что внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).

Согласно пункту 2 статьи 80 Таможенного кодекса разрешение на внутренний таможенный транзит выдается:

перевозчику;

экспедитору, если он является российским лицом;

лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (статья 82) и определяет место доставки товаров (статья 85).

При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены настоящей главой для экспедитора, с учетом положений пункта 5 статьи 92 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 80).

Согласно пункту 1 статьи 85 Таможенного кодекса место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).

В соответствии с пунктом 1 стать 405 Таможенного органа таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 2 данной статьи таможенные органы находятся в помещениях, владельцами которых являются непосредственно таможенные органы. Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

В данном случае разрешение на внутренний таможенный транзит Забайкальской таможней (таможенный орган отправления) было выдано перевозчику. Местом доставки товаров определен Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни, расположенный в постоянной зоне таможенного контроля на станции Борзя Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дорого».

В силу требований установленных статьей 88 Таможенного кодекса при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;

3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.

Порядок завершения внутреннего таможенного транзита товаров установлен статьей 92 Таможенного кодекса.

Согласно пункту 1 данной статьи таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В силу пункта 2 указанной статьи таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Согласно пункту 3 для завершения внутреннего таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию (статья 81), а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.

Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток (пункт 4).

Материалами дела установлено, что местом доставки товара, ввезенного на территорию Российской Федерации в вышеперечисленных ж/д вагонах, был определен Борзинский таможенный пост. По прибытии вагоны были размещены в постоянной зоне таможенного контроля ст. Борзя, определенной таможенным органом отправления. Товаросопроводительные документы на перевозимый груз были предъявлены перевозчиком таможенному органу для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

Таким образом, перевозчик обязанность по перемещению товара в место доставки выполнил в полном соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Пунктом 5 статьи 92 Таможенного кодекса установлен порядок завершения внутреннего таможенного транзита товаров при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80).

Однако, к рассматриваемому случаю положения данного пункта не применимы.

Согласно пункту 28 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973, после прибытия товаров в место доставки товаров для завершения ВТТ, указанного в пунктах 9 и 10 настоящей Инструкции, перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.

В силу пункта 28.2 указанной Инструкции таможенный орган назначения оформляет завершение ВТТ товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Оформление завершения ВТТ товаров производится путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.

Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита регистрируется в журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита, форму и порядок ведения которого устанавливает ГТК России.

В транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.

Порядок изъятия вещей и документов в случае выявления признаков нарушения таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации установлен, в частности статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в силу положений вышеназванных нормативных правовых актов таможенный орган назначения обязан возвратить перевозчику товаросопроводительные документы на ввозимый товар в течение 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, перевозчик в установленные сроки доставил перевозимый товар в место доставки – постоянную зону таможенного контроля на станции Борзя и представил в таможенный орган назначения – Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни необходимый пакет документов, установленный таможенным законодательством, на перевозимый в указанных в заявлении ж/д вагонах товар для завершения внутреннего таможенного транзита.

Таможенный орган назначения в установленные сроки зарегистрировал прибытие транспортных средств, сделав отметку – товар поступил, осмотрено, нарушений не выявлено.

Таким образом, процедура внутреннего таможенного транзита товаров, доставленных перевозчиком в место доставки ст. Борзя - Борзинский таможенный пост в вышеперечисленных ж/д вагонах, была завершена.

Однако товаросопроводительные документы на ввезенный товар таможенным органом перевозчику возвращены не были.

Как указывалось выше, указанные документы были выданы перевозчику по истечении почти двух месяцев по каждому ж/д вагону только после обращения заявителей в арбитражный суд с указанным заявлением.

Вместе с тем, при завершении внутреннего таможенного транзита товара, перевозимого ОАО «Российской железной дорогой» в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в 45 железнодорожных вагонах, нарушений таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации Забайкальской таможней установлено не было.

Следовательно, основания для невыдачи перевозчику товаросопроводительных документов на товар, ввозимый ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» на территорию РФ, в установленный срок у Забайкальской таможни отсутствовали.

Ссылка таможенного органа в обоснование правомерности невыдачи перевозчику товаросопроводительных документов на положения приказа ФТС России от 16.09.2004 N 50 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом" является несостоятельной.

Приказ ФТС России от 16.09.2004 N 50 принят с нарушением порядка издания, поскольку как нормативный правовой акт подлежал государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, однако не был зарегистрирован и опубликован в установленном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 N 17573/08 по делу N А60-2561/2008-С10).

Таким образом, указанный приказ ФТС России нельзя рассматривать как акт, устанавливающий право таможенного органа не выдавать перевозчику товаросопроводительные документы на ввозимый товар.

В силу требований, установленных статьей 406 Таможенного кодекса таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. По мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться в других местах. Таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Таможенного кодекса таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.

В силу требований, установленных пунктом 1 статьи 62 Таможенного кодекса таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 63 Таможенного кодекса при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.

Согласно статье 124 Таможенного кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

В соответствии с пунктом 1 стать 129 Таможенного кодекса таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Согласно пункту 1 статьи 131 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536.

Указанные в заявлении товаросопроводительные документы, не выданные таможней перевозчику по завершении внутреннего таможенного транзита, являются обязательными документами, необходимых для таможенного оформления товаров, в силу вышеназванного Приказа ФТС РФ.

Таким образом, в результате неправомерных действий таможни, декларант был лишен возможности своевременно произвести таможенное оформление ввозимых товаров, а также в случае необходимости поместить их на склад временного хранения.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению, поскольку в результате неправомерных действий Забайкальской таможни были нарушены права заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы таможенного органа о том, что после завершения ВТТ в отношении ввезенного товара, в таможню не поступило обращения от владельца склада временного хранения с представлением договора хранения, следовательно, таможенный орган вправе был не выдавать перевозчику товаросопроводительные документы, арбитражный суд находит несоответствующими таможенному законодательству, поскольку временное хранение товаров является самостоятельной таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру, и регулируется иными нормами таможенного законодательства.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 № 82 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” указал, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле, судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, и их фактический размер.

ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» заявлено требование о взыскании с Забайкальской таможни судебных издержек по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 руб. Данное требование подтверждается договором оказания юридических услуг от 01.10.2008 г., дополнительным соглашением № 4 к договору от 31.12.2008 г., дополнительным соглашением к договору от 20.01.2009 г., счетом-фактурой № 5 от 17.02.2009 г., платежным поручением № 42 от 18.02.2009 г.

Исходя из сложности дела, подготовки документов к судебному разбирательству, количества судебных заседаний, действий представителя общества в судебном заседании, суд полагает, что требование о взыскании судебных издержек подлежат удовлетворению в полном объеме

При подаче заявления в суд обществом была уплачена госпошлина в сумме 6000 руб., в том числе для принятия обеспечительных мер в размере 2000 руб., и 4000 руб. за заявленные требования.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2008 г. N 7959/08 уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Забайкальской таможни в пользу заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Производство по делу по заявлению ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» и ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» о признании незаконными действий Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21 прекратить.

Признать незаконным бездействие Забайкальской таможни по невыдаче по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя Перевозчику товаросопроводительных документов:

- оригинал железнодорожной накладной;

- оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР;

- оригинал коммерческого инвойса;

- оригинал отгрузочной спецификации КНР;

- оригинал качества и карантинный сертификат КНР, необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ на товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте,

поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443, как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Забайкальской таможни в пользу ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 руб.

Взыскать с Забайкальской таможни в пользу ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» уплаченную государственную пошлину в сумме 6000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья: А.Б. Литвинцев.