АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело №А78-295/2018
05 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2018 года
Решение изготовлено в полном объёме 05 марта 2018 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Н.Ю. Шеретеко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Вахминцевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному казенному учреждению «Служба единого заказчика» Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, предпринимателя;
от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 20.02.2018г., ФИО3, представителя по доверенности от 27.02.2018г.
В судебном заседании суд установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с иском к Государственному казенному учреждению «Служба единого заказчика» Забайкальского края о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на приобретение в государственную собственность жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в Черновском административном районе г. Читы Забайкальского края по ул. Новопутейская, д.22, кв.62, общей площадью 64,9 кв.м., состоящую из трех комнат, от 12.10.2017г. №Ф.2017.429792.
В судебном заседании истец заявил об уточнении исковых требований и просит признать решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на приобретение в государственную собственность жилого помещения от 12.10.2017г. №Ф.2017.429792 незаконным; обязать ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края исполнить условия государственного контракта от 12.10.2017г. №Ф.2017.429792: принять жилое помещение в <...>, общей площадью 64,9 кв.м., состоящую из трех комнат, и оплатить стоимость указанного помещения.
Поскольку требование обязать ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края исполнить условия государственного контракта от 12.10.2017г. №Ф.2017.429792- принять и оплатить стоимость жилого помещения, по иску не заявлялись и являются дополнительными, данные требования к рассмотрению в порядке ст.49 АПК РФ судом не приняты, и могут быть заявлены самостоятельно.
По заявлению истца 14.09.2017г. ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края был объявлен электронный аукцион на приобретение в государственную собственность жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в Черновском административном районе г. Читы Забайкальского края. 25.09.2017г. по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе аукцион признан несостоявшимся по основаниям: в соответствии с ч.16 ст. 66 Федерального закона от 05.04. 2013г №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участник, подавший единственную заявку и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона №44-ФЗ и аукционной документации; аукционная комиссия рекомендовала заказчику заключить контракт с участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в аукционе в электронной форме, в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ. 02 октября 2017г. был произведен комиссионный осмотр квартиры, в ходе которого у членов комиссии не возникло каких-либо замечаний, и 12 октября 2017г. между ГКУ «Служба единого заказчика» и ИП ФИО1 был заключен государственный контракт на приобретение в государственную собственность жилого помещения для обеспечения жилым помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в Черновском административном районе Забайкальского края по ул. Новопутейская, дом 22, кв. 63, общей площадью 64,9 состоящую из трёх жилых комнат, № Ф.2017.429792. По заключенному контракту цена квартиры составила 2305709 руб. 28.11.2017г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 12.10.2017г. Данное решение является незаконным, поскольку квартира расположена в Черновском административном районе г.Читы, что соответствует условиям аукционной документации, и официально на территории г.Читы отсутствуют такие наименования административно-территориальных единиц как пос.КСК и пос.ГРЭС. 12.10.2017г. заказчиком было представлено дополнительное соглашение, по условиям которого предусмотрено уменьшение цены контракта на 10%, что в силу п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ является недопустимым, так как контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. По результатам проведенной заказчиком экспертизы жилого помещения о соответствии стоимости приобретаемого помещения его рыночной стоимости установлена стоимость меньше на 397000 руб. от установленной цены квартиры. В связи с тем, что дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта не было подписано, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, что является неправомерным. Согласно акту от 25.10.2017г. при комиссионном осмотре квартиры жилое помещение соответствует заявленным требованиям. В соответствии с п.8-26 ст.95 Закона №44-ФЗ и п.12.3,12.4 контакта у заказчика отсутствуют правовые основания для расторжения заключенного контракта в одностороннем порядке.
В отзыве на иск ответчик исковые требования не признал, пояснив, что 12.10.2017г. между ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края и ИП ФИО1 был заключен государственный контракт на приобретение в государственную собственность жилого помещения для обеспечения жилым помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в Черновском административном районе Забайкальского края по ул. Новопутейская, дом 22, кв. 63, общей площадью 64,9 состоящую из трёх жилых комнат, №Ф.2017.429792. По условиям п.12.1, 12.4 предусмотрена возможность покупателя принять решение об одностороннем расторжении контракта в следующих случаях: непредставления продавцом документации, указанной в п.6.1.7 настоящего контракта; приёмочной комиссией выявлены несоответствия характеристик жилого помещения требованиям настоящего контракта. Условиями государственного контракта от 12.10.2017г №Ф.2017.429792 был ограничен район продажи жилого помещения пос. ГРЭС и КСК, в связи с этим начальная максимальная цена контракта определялась по жилым домам, расположенным в указанных районах города. Улица Новопутейская находится в другом районе города вне границ пос. ГРЭС и КСК. Рыночная стоимость квартиры, находящейся на ул. Новопутейской 22, ниже начальной максимальной цены контракта, поэтому ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края предложило продавцу подписать дополнительное соглашение по уменьшению цены контракта на 10%. Настоящее соглашение продавцом не подписано, поэтому было принято решение о проведении независимой оценки помещения. Согласно отчёту №17/11/523 ООО «КВАНТ» об определении рыночной стоимости объекта оценки стоимость квартиры, общая площадь 64,9 кв. м., по адресу: <...>, составляет 1926000 руб. Оценочная стоимость помещения на 16,4%, что составляет на 397000 руб. меньше начальной максимальной цены контракта. Комиссионный осмотр жилого помещения на предмет соответствия требованиям государственного контракта и технической документации произведён в присутствии продавца ФИО1 По результатам осмотра комиссией составлен акт приёмки от 25.10.2017г, согласно которому жилое помещение общей площадью 64,9 кв. м., состоящее из трёх комнат, находящееся по адресу: <...>, не соответствует требованиям государственного контракта № Ф.2017.429792 от 12.10.2017г по пункту 1 Технического задания. В соответствии со ст. 95 Закона №44-ФЗ РФ, п. 12.1, 12.4 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
14.09.2017г ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края был объявлен электронный аукцион на приобретение в государственную собственность жилого помещения для обеспечения жилым помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в Черновском административном районе г.Читы.
По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе предпринимателя ФИО1 согласно протоколу от 25.09.2017 г. №1/7502-ЭА аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч.16 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ; заявка единственного участника признана соответствующим требования закона и аукционной документации, и рекомендовано заказчику заключить контракт с участником электронного аукциона в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.09.2017 г. №1/7502-ЭА между Забайкальским краем в лице ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края (покупатель) и предпринимателем ФИО1, действующим от имени ФИО4 по доверенности от 22.09.2017г., (продавец) заключен государственный контракт №Ф.2017.429792 от 12.10.2017г.
Предметом контракта является приобретение в государственную собственность жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в <...>, общей площадью 64,9 кв.м., состоящую из трех комнат, соответствующую требованиям, изложенным в Техническом задании (приложение №1).
Согласно п.4 контракта цена контракта составляет 2305709 руб. и установлена на основании результатов открытого электронного аукциона, по цене предложенной продавцом, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных договором.
28.11.2017г ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 12.10.2017г. №Ф.2017.429792 на основании п.12.1, 12.4 контракта и части 9 ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с несоответствием жилого помещения требованиям государственного контракта по п.1 Технического задания, и направить сведения в отношении предпринимателя ФИО1 в Управление ФАС по Забайкальскому краю для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
29 ноября 2017г данное решение в соответствии с ч.12 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ было размещено в Единой информационной системе, и решение об одностороннем отказе заказчика от государственного контракта получено по электронной почте истцом.
Согласно п.12.1, 12.4 государственного контракта №Ф.2017429792 от 12.10.2017г. заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим гражданским законодательством в случае, если приемочной комиссией выявлены несоответствия характеристик жилого помещения требованиям настоящего контракта.
В соответствии со ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 ст.95).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 ст.95).
По заявлению истца требования аукционной документации и технического задания к контракту не нарушены, квартира находится в Черновском административном округе г.Читы, поэтому односторонний отказ от контракта является незаконным.
В соответствии со ст.526 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу пункта 5 ст.454 Гражданского кодекса РФ общие положения о договоре купли-продажи применяются к договорам поставки, в том числе поставки товаров для государственных нужд, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с п.2 ст.455 Гражданского кодекса РФ предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан в будущем или приобретен продавцом в будущем.
Согласно положениям статьи 554 Гражданского кодекса РФ в договоре купли-продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору.
В данном случае сторонами заключен государственный контракт купли-продажи жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в <...>, общей площадью 64,9 кв.м., состоящую из трех комнат.
Согласно акту приемки от 25.10.2017г. приемочная комиссия произвела осмотр жилого помещения, в результате которого установлено, что техническое состояние дома, качественные и функциональные характеристики жилого помещения соответствуют требованиям контракта; жилое помещение не соответствует требованиям государственного контракта по п.1 Технического задания. Предмет приобретения в государственную собственность жилого помещения по техническому заданию определен в Черновском административном районе, пос. КСК, ГРЭС, и в соответствии с этим определена начальная максимальная цена контракта. Жилое помещение по ул. Новопутейская, дом 22, кв.62 находится на значительном расстоянии от указанных районов, и согласно экспертной оценки стоимость квартиры составила 1926 тыс. руб., т.е. меньше на 379 тыс. руб. В связи с чем комиссией принято решение, что жилое помещение принятию не подлежит.
Как следует из аукционной документации место и условия поставки- г.Чита, Черновский административный район; начальная (максимальная) цена контракта 2305709 руб. (п.3,4).
В пункте 1 Технического задания указано, что местонахождение жилого помещения- в Черновском административном районе г.Читы, пос. КСК, ГРЭС.
По заявлению ответчика по Техническому заданию местоположение жилого помещения определено в Черновском административном районе, а именно в пос.КСК, ГРЭС, и с учетом этого местоположения определена стоимость квартиры 2305709 руб.
Согласно требованиям аукционной документации и по условиям государственного контракта местоположение жилого помещения определено: г.Чита, Черновский административный район, и не указаны конкретно улицы данного административного района.
По государственному контракту продавцом передается покупателю квартира, расположенная в Черновском административном районе по ул.Новопутейская, дом 22, что соответствует указанного местоположения объекта.
Согласно письму Комитета градостроительной политики Администрации ГО «Город Чита» от 08.12.2017г. в адресах объектов недвижимости наименование поселков как КСК и ГРЭС не прописываются, и на территории городского округа город Чита наименования поселок КСК и поселок ГРЭС отсутствуют.
Поэтому доводы ответчика о том, что в техническом задании было указано исторически сложившееся наименование района пос.КСК и ГРЭС, судом не принимаются.
Из материалов дела следует, что 12.10.2017г. покупателем было направлено продавцу дополнительное соглашение об уменьшение цены контракта на 10%, поскольку средняя рыночная стоимость квартир в пос.КСК и ГРЭС выше, чем по ул.Новопутейская.
В связи с отказом покупателя продавцом была проведена оценка рыночной стоимости объекта, и согласно Отчету ООО «КВАНТ» №17/11/523 стоимость квартиры по ул.Новопутейская,22, кв.62 составляет 1926000 руб., что меньше начальной цены контракта на 16,4%.
Пунктами 10 и 11 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Представленный Отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки №17/11/523 не подтверждает нарушение условий заключенного контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 71 Федерального закона №44-ФЗ контракт заключается с единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.
Согласно пункту 25 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ признание несостоявшимся электронного аукциона контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
Из материалов дела следует, что государственный контракт от 12.10..2017г. №Ф.2017.429792 был заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, и правовых оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не имеется.
Согласно пункту 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ сторона, которой
Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором
предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при
осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах,
предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актам
или договором.
При изложенных обстоятельствах требование истца о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 6000 руб. относится на ответчика по правилам ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Служба единого заказчика» Забайкальского края от 28 ноября 2017г об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта №Ф.2017.429792 от 12 октября 2017г.
Взыскать с Государственного казенного учреждения «Служба единого заказчика» Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по госпошлине в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Доступ к судебным актам по делу № А78-295/2017, выполненным в форме электронных документов, может быть получен на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).
Судья Н.Ю. Шеретеко