ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-2962/20 от 17.06.2022 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело № А78-2962/2020

21 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 21 июня 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи О.В. Герценштейн

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Е.П. Фоминым

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы вэб-конференции

дело по исковому заявлению, уточненному 17.06.2022 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),

публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к публично-правовому образованию «Забайкальский край» в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

публично-правовому образованию «Забайкальский край» в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

публично-правовому образованию «Российской Федерации» в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>),

публично-правовому образованию «Российской Федерации» в лице Федеральной антимонопольной службы (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании выпадающих доходов (межтарифной разницы), возникших в результате государственного регулирования цен (тарифов) на отпускаемые публичным акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания №14» ресурсы за 2019 год в сумме 354 063 090 руб. 35 коп., судебных расходов по уплате государственной пошлины,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2022 (доверенность действительна до 31.12.2022 (т. 8 л. д. 87), диплом о высшем юридическом образовании от 16.08.2001 № з 8691 (т. 8 л. д. 45); ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2022 (доверенность действительна до 31.12.2022) (до перерыва);

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края: ФИО3, представитель по доверенности от 18.04.2022 (срок действия доверенности один год), диплом о высшем юридическом образовании от 10.06.2008 № 12720 (т. 8 л. д. 146);

от Министерства финансов Российской Федерации: ФИО4, представитель по доверенности от 14.09.2021 № 56 (срок действия на три года), диплом от 29.03.2004 № 63 (т. 8 л.д. 59-60);

от Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края: ФИО5, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 2 (срок действия до 31.12.2022) (т. 8 л. д. 86), диплом от 13.11.2006 № 8366 (т. 8, л.д. 47).

от экспертного учреждения: ФИО6 – генеральный директор ООО «НП ТЭКтест-32», эксперт, ФИО7 – эксперт (участвуют онлайн в режиме веб-конференции с использованием технических средств информационной системы «Картотека арбитражных дел», идентификация личности осуществлена в соответствии с учетной записью в Единой системе идентификации аутентификации (ЕСИА) (до перерыва).

В судебном заседании 16.06.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.06.2022. Информация об объявленном перерыве размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети интернет и на официальном сайте суда в сети Интернет.

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – ПАО «ТГК-14», предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к публично-правовому образованию «Забайкальский край» в лице Министерства финансов Забайкальского края (далее – Минфин Забайкальского края), публично-правовому образованию «Забайкальский край» в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (далее – Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края), публично-правовому образованию «Российской Федерации» в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), публично-правовому образованию «Российской Федерации» в лице Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) о взыскании выпадающих доходов (межтарифной разницы), возникших в результате государственного регулирования цен (тарифов) на отпускаемые ПАО «ТГК-14» ресурсы за 2019 год в сумме 354 063 090 руб. 35 коп., судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края).

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования. Заявлением от 17.06.2022 представитель истца просил ранее представленные заявления об уточнении исковых требований от 24.09.2021 и от 21.03.2022 по существу не рассматривать.

Протокольным определением от 17.06.2022 суд принял к рассмотрению уточненные требования в окончательной редакции о взыскании убытков (выпадающих доходов за 2019 год, возникших в результате государственного регулирования тарифов на отпускаемые истцом ресурсы) в размере 354 063 090 руб. 35 коп., включая: 349 070 981 руб. 17 коп. по виду деятельности «теплоснабжение от муниципальных котельных», 4 916 336 руб. 72 коп. по виду деятельности «водоснабжение и водоотведение», 75 772 руб. 46 коп. по виду деятельности «техническое водоснабжение», судебных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что несмотря на подтвержденные выводами судебной экспертизы объемы отпущенной тепловой энергии и рассчитанные суммы межтарифной разницы в размере 370 228 998 руб. 27 коп., истец уточняет исковые требования с учетом пояснений органа регулирования от 03.02.2021, 28.01.2022, в которых указано, что расчет выпадающих доходов ПАО «ТГК-14» произведен на основании документов, представленных предприятием в рамках тарифной заявки на 2021 год и обосновывающих значения фактических объемов полезного отпуска коммунальных ресурсов за 2019 год. Установленная органом регулирования по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ПАО «ТГК-14» за 2019 года сумма выпадающих доходов по виду деятельности «теплоснабжение от муниципальных котельных» в размере 349 070 981 руб. 17 коп. находится в пределах суммы, доказанной по итогам проведенной судебной экспертизы. Выпадающие доходы по виду деятельности «водоснабжение и водоотведение» в сумме 4 916 336 руб. 72 коп., по виду деятельности «техническое водоснабжение» в сумме 75 772 руб. 46 коп. подтверждены РСТ Забайкальского края по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ПАО «ТГК-14» за 2019 год.

С учетом пояснений РСТ Забайкальского края как уполномоченного в сфере тарифного регулирования органа, пояснений сторон, части 3.1 статьи 70 АПК РФ истец просил суд уточненные исковые требования удовлетворить.

Минфин Забайкальского края в отзыве от 18.05.2020 указало, что исковые требования не признает, основываясь на положениях главы 24.1 БК РФ и разъяснениях, изложенных в пунктах 13, 14, 16, 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – постановление № 13), считает, что обязанным субъектом по данному иску является главный распорядитель бюджетных средств. Согласно приложению 15 «Ведомственная структура расходов бюджета края на 2019 год» к Закону Забайкальского края от 25.12.2018 № 1668-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Министерству территориального развития Забайкальского края (код ведомства ГРБС 027) предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в объеме 1 088 964 632 руб. 07 коп. Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (код ведомства ГРБС 099) предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в объеме 1 088 485 064 руб. 93 коп. Согласно отчетам об исполнении бюджета края за 2019 год, предусмотренные законом о бюджете средства перечислены Министерству территориального развития Забайкальского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в полном объеме. Минфин Забайкальского края считает, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края по ведомственной принадлежности является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края. Просит суд в иске к Минфину Забайкальского края отказать (т. 4 л.д.13-15).

В дополнении к отзыву на исковое заявление Минфин Забайкальского края поддержало расчеты выпадающих доходов уполномоченного органа (т. 8 л.д. 139).

Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в пояснениях от 17.06.2022 указало на то, что не оспаривает уточненные исковые требования в связи с тем, что правильность расчета выпадающих доходов проверена уполномоченным органом в области тарифного регулирования. Со ссылкой на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края полагает, что надлежащим ответчиком является Минфин Забайкальского края как уполномоченный орган, исполняющий расходные обязательства субъекта, рассматривающий предложения иных министерств, составляющий проект бюджета края (отзыв от 18.05.2020 – т. 3 л.д. 1-4).

Минфин России в пояснениях на исковое заявление от 19.05.2020 указало, что уполномоченным органом в сфере установления тарифов на тепловую энергию на территории Забайкальского края является РСТ Забайкальского края, которая на основании постановления Губернатора Забайкальского края от 30.09.2016 № 80 включена в структуру органов исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, и которая утвердила тарифы для истца. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении от 29.03.2011 Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П, Минфин России указал, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации. На основании разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления № 13, учитывая, что уполномоченным органом в сфере установления тарифов на тепловую энергию на территории Забайкальского края является РСТ Забайкальского края, Минфин России считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении иска просит суд отказать в полном объеме (т. 3 л.д. 13-17).

В отзыве на исковое заявление от 19.05.2020 ФАС России указала, что не является органом, принявшим тарифное решение в отношении истца, считает себя ненадлежащим ответчиком, в иске к ФАС России просит суд отказать (т. 3 л.д. 24).

В пояснениях от 17.06.2022 представитель РСТ Забайкальского края указало, что не возражает против удовлетворения исковых требований о взыскании выпадающих доходов (межтарифной разницы) за период 2019 года в размере 354 063 090 руб. 35 коп.

В судебном заседании представители истца, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Минфина Забайкальского края, РСТ Забайкальского края свои позиции по делу поддержали.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей Минфина России и ФАС России.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

ПАО «ТГК-14» на территории Забайкальского края является организацией теплоснабжения, основными видами деятельности истца являются производство и продажа тепловой и электрической энергии, поставка тепловой энергии потребителям услуг теплоснабжения – гражданам и организациям. Истец осуществляет основную деятельность в виде централизованного теплоснабжения (Читинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ, принадлежащие ПАО «ТГК-14» на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т. 1 л.д. 59-64), а также в виде теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием муниципальных котельных г. Читы, владение которыми осуществлялось до февраля 2019 года на основании договора аренды имущества от 21.08.2009 № 1 и от 21.08.2009 № 2, а с февраля 2019 года – на основании концессионного соглашения от 01.02.2019 в отношении муниципальных объектов теплоснабжения г. Читы (т. 1 л.д. 66-92, 93-106, 107-174).

Цена за тепловую энергию и водоснабжение, производимые и отпускаемые истцом в Забайкальском крае, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании решений и заключений РСТ Забайкальского края: приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.12.2018 № 712-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, водоотведение для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019 - 2023 годы», приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.12.2018 № 715-НПА «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на техническую воду для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Заречный) деятельность в сфере водоснабжения, на 2019 год», приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.12.2018 № 715-НПА «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на техническую воду для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14», осуществляющего на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» (п. Заречный) деятельность в сфере водоснабжения, на 2019 год», приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.12.2018 № 710-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы», приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29.03.2019 № 105-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» от котельных на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2028 годы», приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29.03.2019 № 105-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» от котельных на территории муниципального образования городской округ «Город Чита», на 2019 - 2028 годы», приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 12.04.2019 № 111-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 712-НПА» (т. 2 л.д. 74-119).

При этом из-за установления тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в размере ниже экономически обоснованного в 2019 году истец недополучил часть себестоимости реализуемых ресурсов, о чем прямо указано Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в заключениях по расчету тарифов на тепловую энергию.

При обращении с иском ПАО «ТГК-14» руководствовалось справкой РСТ Забайкальского края от 14.10.2019 «Поквартальная разбивка объема недополученных доходов, возникших в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение» (т. 1 л.д. 10), согласно которой общая сумма выпадающих доходов за 2019 год составила 9 475 143 руб. 85 коп., в том числе 4 629 070 руб. 13 коп. – теплоснабжение, 4 765 205 руб. 84 коп. – водоснабжение и водоотведение, 80 867 руб. 88 коп. – техническое водоснабжение.

При этом выпадающие доходы по теплоснабжению в размере 4 629 070 руб. 13 коп. определены РСТ Забайкальского края как разница между плановой величиной выпадающих доходов по котельным и плановой величиной так называемых «Излишних доходов» по централизованному теплоснабжению.

Согласно пояснениям РСТ Забайкальского края от 03.02.2021 (т. 4 л.д. 144-145) в рамках тарифной кампании на 2021 год РСТ Забайкальского края завершила работу по анализу документов, обосновывающих значения фактического объема полезного отпуска коммунальных ресурсов ПАО «ТГК-14», а именно: фактические балансы коммунальных ресурсов за 2019 год, реестры договоров оказания коммунальных услуг по состоянию на 01.01.2020, перечни жилых домов в размере коммунальных услуг, в разрезе поселений по состоянию на 01.01.2020, информация о количестве человек, пользующихся коммунальными услугами, по степени благоустройства в разрезе поселений по состоянию на 01.01.2020, данные о структуре полезного отпуска в разрезе коммунальных услуг, в разрезе поселений, данные статистической отчетности: форма № 46-ТЭ (полезный отпуск), форма № 1 – водопровод, форма № 1 – канализация в разрезе поседений. Исходя из анализа сводных данных о структуре полезного отпуска РСТ Забайкальского края выполнен расчет суммы недополученных/излишне полученных доходов за 2019 год по коммунальным услугам, оказываемым истцом. Из расчета фактической суммы выпадающих доходов по теплоснабжению за 2019 год, произведенного РСТ Забайкальского края, следует, что выпадающие доходы составили 349 070 981 руб. по теплоснабжению и 75 772 руб. по техническому водоснабжению п. Заречный (т. 4 л.д. 81), 4 916 337 руб. – по водоснабжению и водоотведению (т. 4 л.д. 145).

Как указал уполномоченный в области тарифного регулирования орган, объемы соответствуют подтверждающим документам ПАО «ТГК-14». В соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, РСТ Забайкальского края выполнен расчет корректировки необходимой валовой выручки в 2021 году по услуге теплоснабжения (отпуск тепловой энергии от ТЭЦ), рассчитываемый в 2020 году на основании данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2019 году. Сумма корректировки сложилась в размере минус 364 334 000 руб. 23 коп. и учтена в необходимой валовой выручке предприятия на 2021 год. Расчет указанной корректировки представлен в выписке из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 18.12.2020 № 95 вопрос № 35 (т. 4 л.д. 146-155). По расчету РСТ Забайкальского края сумма выпадающих доходов ПАО «ТГК-14» за 2019 год составила 354 063 090 руб. 35 коп. (пояснения – т. 4 л.д. 145).

Истец в 2019 года неоднократно обращался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края для возмещения межтарифной разницы (15.10.2019, 18.10.2019 - т. 2 л.д. 1-3).

Однако в возмещении недополученных (выпадающих) доходов за 2019 год путем предоставления соответствующей субсидии истцу было отказано (т. 2 л.д. 4).

Отсутствие оплаты послужило основанием для обращения истца с иском в Арбитражный суд Забайкальского края.

Исковые требования обоснованы тем, что, по мнению истца, действия ответчиков незаконны, нарушают права и законные интересы истца, в результате не возмещения разницы в тарифах за спорный период ПАО «ТГК-14» причинены убытки в виде недополученных доходов за оказанные услуги водоснабжения, водоотведения и по поставке тепловой энергии.

Суд, изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей истца, ответчиков, третьего лица, проверив расчет заявленных требований, оценив доказательства в совокупности, находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, в частности, реализуют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» холодное и горячее водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности, а тариф на питьевое водоснабжение – к регулируемым тарифам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Экономически обоснованный тариф для истца в установленном законом порядке утвержден не был. Размер выпадающих доходов указан РСТ Забайкальского края в изменениях в экспертное заключение по расчету тарифов (т. 2 л.д. 68-73).

В соответствии с пояснениями РСТ Забайкальского края размер недополученных истцом доходов по услуге теплоснабжение составил 349 070 981 руб. 17 коп. по теплоснабжению и 75 772 руб. 46 коп. по техническому водоснабжению (т. 4 л.д. 81), 4 916 336 руб. 72 коп. – по водоснабжению и водоотведению (т. 4 л.д. 145), истец, согласившись с указанным расчетом межтарифной разницы, уточнил исковые требования.

Количество поставленного энергоресурса подтверждается в том числе выводами, сформулированными в заключении по судебной экспертизе по настоящему делу, подготовленному ООО «НП ТЭКтест-32» (т. 7 л.д. 8-156).

Правильность расчета выпадающих доходов проверена уполномоченным в области тарифного регулирования органом, ответчиками по существу не оспорена (статьи 9, 64, 65, 71 АПК РФ).

Методика расчета убытков проверена судом, признана правильной, опровергающих расчет доказательств не представлено.

В письменных пояснениях Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, РСТ Забайкальского края возражений по сумме выпадающих доходов не высказали (статьи 9, 64, 65, часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 16.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в пункте 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 55) установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; 55.1) осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты организации, осуществляющей в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях организации понесенных ею экономических потерь.

Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение субъектом, обязанным возместить организации, оказывающей услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е. субъект Российской Федерации.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – постановление № 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее – межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

В соответствии со статьей 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом в сфере установления тарифов на тепловую энергию на территории Забайкальского края является РСТ Забайкальского края, установившая тарифы для истца.

Соответственно убытки истца должны быть возмещены за счет казны Забайкальского края, в результате действий органа которого истцу был нанесен ущерб. При этом согласно статье 16.1 ГК РФ подлежит возмещению ущерб, причиненный и правомерными действиями государственных органов.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В пункте 13 постановления № 13 указано, что на финансовые органы – Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

В пунктах 14 и 16 постановления № 13 дано разъяснение о том, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ). При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).

Исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.

Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.

Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе. При отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (статья 1071 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Согласно пункту 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В силу приложения 15 «Ведомственная структура расходов бюджета края на 2019 год» к Закону Забайкальского края от 25.12.2018 № 1668-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Министерству территориального развития Забайкальского края (код ведомства ГРБС 027) предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в объеме 1 088 964 632 руб. 07 коп. Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (код ведомства ГРБС 099) предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в объеме 1 088 485 064 руб. 93 коп.

Правопреемником Министерства территориального развития Забайкальского края в сфере теплоснабжения согласно Постановлениям Правительства Забайкальского края № 198 от 20.05.2019 «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно- коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края» и № 194 от 20.05.2019 «О некоторых вопросах совершенствования структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края» является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.

В пункте 5 названного Постановления № 194 от 20.05.2019 указано передать Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края полномочия и функции Министерства территориального развития Забайкальского края в области теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Согласно Постановлению № 198 от 20.05.2019 Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Наличие у Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края полномочий главного распорядителя бюджетных средств в спорных правоотношениях также подтверждается пояснениями Минфином Забайкальского края.

Финансовый орган, как следует из пункта 16 постановления № 13, выступает в качестве органа, представляющего интересы публично-правового образования в случае, если в соответствующих отношениях он признается главным распорядителем бюджетных средств либо если на момент рассмотрения дела такой распорядитель отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу, что убытки подлежат возмещению за счет казны Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, а не за счет казны в лице Министерства финансов Забайкальского края.

Поскольку требования предъявлены к публичному образованию, которое должно исполнить решение за счет казны, указание судом в качестве надлежащего представителя Забайкальского края в спорных отношениях Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края фактически не влияет на финансовое положение указанного органа.

Таким образом, довод Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о необходимости удовлетворения иска за счет Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края подлежит отклонению.

В иске к Российской Федерации в лице Минфина России и ФАС России, Забайкальскому краю в лице Минфина Забайкальского края надлежит отказать в связи с отсутствием оснований для взыскания выпадающих доходов, возникших в результате государственного регулирования тарифов, с указанных ответчиков.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доводы лиц, участвующих в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что убытки подлежат взысканию с Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края за счет казны Забайкальского края.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 200 000 руб. по платежному поручению от 18.02.2020 № 4524 (т. 1 л.д. 19), от 29.09.2021 № 27455 (т. 8 л.д. 38).

Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 200 000 руб.

По устному заявлению представителя истца расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 7 500 000 руб., перечисленные экспертам за проведение судебной экспертизы согласно определению от 08.12.2021 Арбитражного суда Забайкальского края (т. 8 л.д. 71), относятся на истца и не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет казны Забайкальского края в пользу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 354 063 090 руб. 35 коп. выпадающих доходов (межтарифной разницы) за 2019 год, 200 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Федеральной антимонопольной службы (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья О.В. Герценштейн