ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-3106/18 от 12.09.2018 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита Дело №А78-3106/2018

14 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме 14 сентября 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Абраменковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные счета" (ОГРН 1147536003064, ИНН 7536143211)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, ИНН 7536057435)

об отмене постановления № 26-03 от 15.02.2018, в части обязательной идентификации клиента при реализации лотерейных билетов независимо от суммы по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные счета" (ОГРН 1147536003064, ИНН 7536143211) юридический адрес: Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 109, пом. 2,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Торговый дом «Столото»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Дружининой В.О. – представителя по доверенности от 14.08.2018;

от заинтересованного лица: Тонких А.А. – представителя по доверенности от 09.01.2018;

от третьего лица: не явился.

Общество с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные счета" (далее – заявитель, ООО "МКС", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по городу Чите (далее – административный орган, МРИ ФНС России № 2 по г. Чите, налоговый орган) № 26-03 от 15.02.2018, в части обязательной идентификации клиента при реализации лотерейных билетов независимо от суммы по делу об административном правонарушении.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.06.2018 производство по делу №А78-3106/2018 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А78-3673/2018.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу №А78-3673/2018 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06.06.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением от 08.08.2018 суд назначил судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу, с возможностью одновременного рассмотрения спора по существу.

В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.

Протокольным определением от 12.09.2018 суд возобновил производство по настоящему делу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного органа в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать.

В отзыве на заявленные требования административный орган ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено законно и обосновано.

Дело рассматривается по правилам статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО "МКС" зарегистрировано в качестве юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1147536003064, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В ходе проверки, проведенной на основании распоряжения от 12.02.2018 №2 (л.д.203), установлено, что ООО «Мои коммунальные счета» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов, через сеть пунктов приема платежей, расположенных на территории г. Читы.

Пункт приема платежей, расположенный по адресу: г. Чита, ул. Чкалова, 109, принадлежит ООО «Мои коммунальные счета» на праве аренды, во время проверки предоставлен договор аренды нежилого помещения № 128-МКС от 01.10.2016г. заключен между Карташовой Ольгой Николаевной и ООО «Мои коммунальные счета».

12.02.2018 в 14 часов 50 мин. ООО «Мои коммунальные счета» через пункт приема платежей, расположенный по адресу: г. Чита, ул. Чкалова, 109, реализован один лотерейный билет государственной лотереи «Русское лото», тираж 1220, № билета 122000952776, по цене 100 руб., при этом распространителем билетов, идентификация клиента не производилась, документ, удостоверяющий личность клиента или надлежащим образом заверенная копия, не требовались, таким образом совокупность мероприятий по установлению сведений в отношении физического лица (идентификация клиента), определенных п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства) с использованием оригиналов документов или надлежащим образом заверенных копий, не производилась.

Кроме этого налоговым органом выявлено следующее, приказом от 29.09.2016г. № 121/МС специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, назначена контролер-ревизор ООО «Мои коммунальные счета» Перевалова Оксана Сергеевна.

Перевалова О.С. 16.08.2016 прошла обучение в форме целевого инструктажа по программе: предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в объеме 8 академических часов в г. Кирове.

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, назначен сотрудник, не соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением № 492, по причине отсутствия высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", стаж работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет менее 2 лет.

По результатам проведенного мероприятия составлен акт проверки № 26-02 от 14.02.2018 соблюдения требований законодательства (л.д.102-107).

14.02.2018 по результатам выявленного нарушения главным государственным налоговым инспектором МРИ ФНС России № 2 по г. Чите составлен протокол об административном правонарушении №26-03, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (л.д.96-101).

Протокол был составлен в присутствии директора общества, при надлежащем извещении юридического лица.

15.02.2018 и.о. начальника МРИ ФНС России № 2 по г.Чите вынесено постановление, в котором общество признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения (88-95).

Постановление вынесено в присутствии представителя общества Фадеева Е.Ю. по доверенности, при надлежащем извещении юридического лица.

Ссылаясь на незаконность указанного постановления и нарушение прав и законных интересов заявителя данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

На основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

На основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Частями 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Учитывая изложенное, срок на оспаривание постановления в судебном порядке заявителем соблюден.

Наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и срока давности установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 5.1.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506, к полномочиям налоговых органов относится осуществление контроля за исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.

Таким образом, проверка налоговой инспекцией проведена в рамках полномочий, предоставленных ФНС РФ действующим законодательством.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 настоящей статьи.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - ФЗ № 115-ФЗ) под идентификацией понимается совокупность мероприятий по установлению определенных ФЗ № 115-ФЗ сведений о клиентах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

Материалами дела установлено, что распространение лотерейных билетов ООО «Мои коммунальные счета» осуществляется на основании договора от 03.09.2015 № ТА0715-756110, заключенного между ООО «Мои комму­нальные счета» и ЗАО «Торговый дом «Столото», ИНН 7715918994, ОГРН 1127746385095.

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о лотереях распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.

ООО «Мои коммунальные счета» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов и относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, которые получают денежные средства в виде платы за участие в лотерее (ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.

Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов, в том числе не проводится идентификация клиентов.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, идентификация физического лица осуществляется до приема на обслуживание.

Закон № 115-ФЗ предусматривает установления таких сведений как фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

В соответствии с п.1 ст. 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1,1.2,1.4,1.4-1 и 1.4-2 указанной статьи.

Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 названного Закона.

Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий).

К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абз. 6 пункта 4 части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).

Из изложенного следует, что лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю.

Таким образом, общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи в размере или свыше 600 000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган.

Из оспариваемого постановления и материалов административного дела факты выявления проверяющим органом таких сделок не следуют.

Пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента -физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов -физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Из указанного выше следует, что общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600 000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 рублей.

Таким образом, по мнению суда обществом правомерно разработаны «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма ООО «Мои коммунальные счета».

Согласно п 4.4.3 Программы идентификации «Правил внутреннего контроля ООО «Мои ком­мунальные счета», идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодо­приобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении обществом, опера­ций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 руб.

Согласно п 4.2 Программы идентификации «Правил внутреннего контроля ООО «Мои ком­мунальные счета», идентификация клиента возлагается на структурные подразделения организа­ции, непосредственно взаимодействующие с клиентом.

Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму за проверенный период не следует, и приема платежей по покупке лотерейной квитанции свыше 15 000 рублей не было, суд приходит к выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в действиях общества в данном случае отсутствует.

Между тем, по второму нарушению, выявленному в результате проверки, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) Доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014г. № 492 (далее - Постановление № 492) утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.

Так, пп. «а» п. 1 Постановления № 402 предусмотрено наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пп. «б» п. 1 Постановления № 402 предусмотрена обязанность прохождения в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Перевалова Оксана Сергеевна приказом от 01.08.2016г. № 2-283 принята на работу в должности контролера-ревизора ООО «Мои коммунальные счета», в 2006г. закончила Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, по специальности «дошкольная педагогика и психология».

Приказом от 29.09.2016г. № 121/МС специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, назначена контролер-ревизор ООО «Мои коммунальные счета» Перевалова Оксана Сергеевна.

Перевалова Оксана Сергеевна 16.08.2016 г. прошла обучение в форме целевого инструктажа по программе: предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в объеме 8 академических часов в г. Кирове.

В подтверждение обучения контролера-ревизора Переваловой О.С. ООО консалтинговая компания «Акцепт Групп» выдано свидетельство серия ЦИ № 026588 от 17.08.2016г.

Таким образом, ООО «Мои коммунальные счета», в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, назначен сотрудник, не соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением № 492, по причине отсутствия высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", стаж работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет менее 2 лет.

Следовательно, в действиях заявителя, имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.27 Кодекса, в виде предупреждения.

Доказательств отсутствия возможности исполнения обязательных требований и предписаний действующего законодательства и принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено.

Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения требований, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по его соблюдению.

В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о доказанности объективной стороны правонарушения, выраженной в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка назначения на должность специалиста, в связи с чем, вина в совершенном правонарушении является очевидной.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В силу п. 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным.

Само по себе отсутствие вредных последствий на момент совершения правонарушения, не свидетельствует о малозначительности деяния.

Обстоятельства, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, в рассматриваемом случае не установлены.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Суд не находит оснований, для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ так как у ООО "МКС" отсутствует статус субъекта малого предпринимательства (категория "микропредприятие").

Учитывая изложенное, у административного органа имелись все основания для привлечения Общества к административной ответственности. Причин считать вынесенное налоговым органом постановление о назначении административного наказания незаконным арбитражный суд не усматривает, в связи с чем, отказывает ООО «МКС» в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью "Мои коммунальные счета" (ОГРН 1147536003064, ИНН 7536143211) – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Ю.В. Судакова