АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672090, г.Чита, ул.Выставочная, 6,
www.chita.arbitr.ru; E-mail: arbitr@arbitr.chita.ru
Р Е Ш Е Н И Е
город Чита Дело А78-3277/2007
С3-12/166
Резолютивная часть решения объявлена 7 августа 2007 года
Полный текст изготовлен 10 августа 2007 года
Арбитражный суд в составе:
Судьи Наследовой Н.Г.
При ведении протокола помощником ФИО1
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу
к индивидуальному предпринимателю ФИО2
о взыскании налоговых санкций в сумме 47552 руб.
при участии в заседании:
от заявителя – не явился;
от ответчика – индивидуальный предприниматель ФИО2, представитель ФИО3 по доверенности от 12.07.2007 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу обратилась к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о взыскании налоговых санкций в сумме 47552 руб., предъявленных за неуплату налога на доходы физических лиц – штраф 1605 руб., единого социального налога – штраф 1235 руб., налога на добавленную стоимость – штраф 15119 руб., за не перечисление налога на доходы физических лиц налоговым агентом – штраф 9314 руб., за не представление налоговых деклараций по НДФЛ, по ЕСН, по НДС всего 14 штук – штраф 1400 руб., за не представление в налоговый орган по требованию необходимых документов для налогового контроля – штраф 250 руб.
В соответствии с п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии заявителя, извещенного о рассмотрении дела. Почтовое уведомление находится в материалах дела.
Ответчицей признаны суммы штрафа по п.1 ст.126 НК РФ 250 руб., по ст.123 НК РФ в сумме штрафа 9314 руб., по п.2 ст.119 НК РФ в сумме штрафа 200 руб. за налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц. До начисленный проверкой налог на доходы физических лиц налоговому агенту в сумме 46572 руб., оплачен полностью. В остальной части заявленных требований просит налоговому органу отказать.
Предприниматель полагает, что в «Свидетельстве на объект потребительского рынка» от 3.12.2004 года ошибочно указана специализация объекта – производство ювелирных изделий, а фактически оказываются услуги по изготовлению ювелирных изделий, подпадающие под бытовые услуги. В свою очередь вид предпринимательской деятельности – бытовые услуги является основанием для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Выслушав доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, произвела выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя ФИО2 по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года.
В акте выездной налоговой проверки от 27.12.2006 года отражены налоговые правонарушения.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу от 19.02.2007 года привлечена индивидуальный предприниматель ФИО2 к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий/бездействия/ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм:
- за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 1605 руб.;
- за неуплату единого социального налога в сумме 1235 руб.;
- за неуплату единого социального налога для лиц, производящих выплаты физическим лицам, в сумме 18629 руб.;
- за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 15119 руб.;
в соответствии со статьей 123 НК РФ за не перечисление суммы налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 9314 руб.;
- в соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ за не представление налогоплательщиком налоговых деклараций в виде взыскания штрафа в размере не менее 100 руб. за каждую не представленную декларацию в сумме 1400 руб./100 руб.х14/, в том числе 2 декларации по НДФЛ, 2 декларации по ЕСН, 2 декларации по ЕСН для лиц. Производящих выплаты физическим лицам, 8 деклараций по НДС;
- в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за не представление в установленный в требовании срок в налоговый орган для проведения налоговой проверки 5 документов в виде штрафа в сумме 250 руб.
Предложено предпринимателю уплатить:
Суммы не уплаченных налогов 182934 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц в сумме 8023 руб. и пени 985 руб.;
- единый социальный налог 6172 руб., распределяемый в федеральный бюджет 4505 руб., ФФОМС 494 руб., в ТФОМС 1173 руб. и пени 754 руб.;
- единый социальный налог для лиц, производящих выплаты физическим лицам, 93145 руб., в том числе в Федеральный бюджет 71650 руб., ФСС 11464 руб., ФФОМС 2866 руб., ТФОМС 7165 руб. и пени 11688 руб.;
- налог на добавленную стоимость 75594 руб. и пени 16367 руб.;
- пени по налогу на доходы физических лиц, производящих выплаты физическим лицам в сумме 10258 руб.
Требование об уплате налоговых санкций налогоплательщиком не удовлетворено. Названное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Основанием для до начисления вышеназванных налогов явилось следующее обстоятельство.
В 2004 году и в 2005 году предприниматель ФИО2 применяла систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и налоговые декларации представляла в налоговый орган по названному налогу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в которой названы виды экономической деятельности: основной вид деятельности – ремонт часов и ювелирных изделий; дополнительный вид деятельности – производство ювелирных изделий и розничная торговля в неспециализированных магазинах.
В «Свидетельстве на объект потребительского рынка» указана специализация объекта – производство ювелирных изделий /л.д.89 том 1/.
В соответствии с п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных /представительных/ органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и/или/ отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2. оказание ветеринарных услуг;
3. оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость.
Установлено, что предприниматель ФИО2 вправе осуществлять несколько видов предпринимательской деятельности: ремонт часов и ювелирных изделий; производство ювелирных изделий; розничная торговля в неспециализированных магазинах.
Согласно, общероссийского классификатора видов экономической деятельности принятым постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии 06.11.2001 года № 454-ст, который вступил в действие с 01.01.2003 года, определено, что производство ювелирных изделий относится к подразделу DN- прочее производство и имеет код группировки 36.2. В данной группировке предусмотрены подгруппы и виды производства ювелирных изделий. Установлено, что производство ювелирных изделий предпринимателем по заказам физических лиц подпадает под кодирование – 36.22 – производство ювелирных изделий и технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
К бытовым услугам относится изготовление ювелирных изделий.
Таким образом, к бытовым услугам, которые подпадают под систему налогообложения ЕНВД, относится изготовление ювелирных изделий, в то время как Свидетельство на объект потребительского рынка выдано на производство ювелирных изделий. То есть производство ювелирных изделий относится к другой системе налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 ст.346.26 НК РФ при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Согласно заключению, составленному при обследовании ювелирной мастерской по адресу п.Шерловая Гора 1, улл50 лет Октября 1А, установлены виды деятельности – ремонт ювелирных изделий, производство ювелирных изделий, зафиксированы 3 работника – приемщица и 2 мастера.
Предпринимателем раздельный учет не велся. Следовательно, налоговым органом правомерно не принято ведение предпринимателем системы налогообложения ЕНВД по виду предпринимательской деятельности – производство ювелирных изделий и правомерно до начислены вышеназванные налоги:
- налог на доходы физических лиц за 2004 год 232330 руб., за 2005 год 961835 руб.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ определено, что при определении налоговой базы используются все доходы, полученные налогоплательщиком, как в денежной, так и в натуральной форме. Пунктом 3 статьи 210 НК РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ /13%/, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 221 НК РФ установлено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Согласно, пункта 1 статьи 221 НК РФ предприниматель имеет право на профессиональные налоговые вычеты, выраженные в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Налоговой проверкой были учтены понесенные предпринимателем в проверяемом периоде расходы на приобретение инструментов, мебели, других материалов для осуществления деятельности мастерской; расходы, выраженные в оплате труда работникам. Расходы составили согласно представленных документов 774198 руб., в том числе за 2004 год 136365 руб., за 2005 год 637833 руб. Заработная плата работников составила 358250 руб., в том числе за 2004 год 69699 руб., за 2005 год 288551 руб.
Налоговая база в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ составила 61717 руб., в том числе за 2004 год 26266 руб., за 2005 год 35451 руб.
Налог на доходы физических лиц до начислен в сумме 8023 руб., в том числе за 2004 год 3415 руб. и за 2005 год 4609 руб. В соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 985 руб. по состоянию на 19.02.2007 года.
- налог на доходы физических лиц для работодателей, производящих выплаты в пользу физических лиц:
В соответствии со ст.226 НК РФ предприниматель ФИО2 являлась налоговым агентом, на которого в силу ст.24, ст.226 НК РФ возлагается обязанность по исчислению и удержанию у налогоплательщика налога. Согласно представленных трудовых договоров с тремя работниками, квитанций с подписями «Булат», «Макс», «БЦ» /три ученика мастеров/ размер выданной заработной платы составил 358250 руб., в том числе за 2004 год 69699 руб., за 2005 год 288550 руб.
В нарушение ст.230 НК РФ предпринимателем не представлены в налоговый орган справки формы 2-НДФЛ за 2004 год и 2005 год на работников.
В соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 10258 руб.
- единый социальный налог с предпринимательской деятельности:
в соответствии со ст.235 НК РФ предприниматель ФИО2 являлась плательщиком ЕСН и необоснованно как указано выше применяла систему налогообложения ЕНВД.
В нарушение п.7 ст.243 НК РФ налоговые декларации за 2004 год и за 2005 год в налоговый орган по ЕСН не представлены.
В нарушение п.5 ст.244 НК РФ предпринимателем по итогам каждого налогового периода не исчислена сумма налога, подлежащей перечислению в бюджет.
Сумма полученного дохода за минусом суммы расходов составила 61717 руб., в том числе за 2004 год 26266 руб. и за 2005 год 35451 руб. Налоговая база составила 71717 руб.
В соответствии с п.5 ст.244 НК РФ произведен расчет единого социального налога за 2004 год в сумме 2627 руб., за 2005 год 3545 руб. Налог до начислен в сумме 6172 руб., в том числе за 2004 год 2627 руб., за 2005 год 3545 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 754 руб.
- единый социальный налог для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
в соответствии с п.1 ст.235 НК РФ предприниматель ФИО2 являлась плательщиком единого социального налога с выплат физическим лицам.
В нарушение п.7 ст.243 НК РФ налоговые декларации в налоговый орган не представлены за 2004-2005 годы.
За проверяемый период выдана заработная плата в сумме 358250 руб., в том числе за 2004 год 69699 руб., за 2005 год 288550 руб. По результатам проверки до начислен налог в сумме 93145 руб., в том числе за 2004 год 18122 руб., за 2005 год 75023 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 11688 руб.
- налог на добавленную стоимость:
в соответствии со ст.143 НК РФ предприниматель ФИО2 являлась плательщиком налога на добавленную стоимость. Предпринимателем необоснованно применялась система налогообложения ЕНВД по вышеназванной причине.
В соответствии с п.1 ст.154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров/работ, услуг/ определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ. В проверяемом периоде предпринимателем получена выручка в размере 1194165 руб., в том числе за 2004 год 232330 руб., за 2005 год 961835 руб.
В нарушение п.1 ст.166 НК РФ, согласно которой сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, предприниматель сумму налога в размере 214950 руб./1194165 руб.х18%/ не исчислила.
В соответствии со ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товара, приобретаемого для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Согласно ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Предпринимателем представлены расходные документы на сумму 13935 руб., которые приняты при формировании налогооблагаемой базы по НДС. В соответствии с п.1 ст.173 НК РФ произведен расчет до начисленного налога, подлежащего к уплате с учетом вычетов, в общей сумме 75594 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 16367 руб.
При решении вопроса о взыскании налоговых санкций суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий/бездействия/ влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
С предпринимателя ФИО2 подлежит взысканию общая сумма налогов, пени и штрафа 270538 руб., в том числе сумма штрафа составляет 47552 руб.
В соответствии с п.3 ст.114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 11-П от 16.07.1999 года указал, что санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55/часть3/ Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.
В соответствии с п.3 ст.112 и п.3 ст.114 НК РФ суд признает смягчающими ответственность обстоятельства:
-неудовлетворительное финансовое положение налогоплательщика;
-отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба;
-отсутствие умысла на совершение на совершение налогового правонарушения;
- привлечение к налоговой ответственности впервые;
-частичную уплату до начисленного налога на доходы физических лиц, производящих выплаты физическим лицам в сумме 46572 руб.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в постановлении № 14-П от 12.05.1998 года и от 15.07.1999 года № 11-П: налоговая ответственность базируется, как и другая любая юридическая ответственность, на принципах неотвратимости, законности, справедливости наказания и его индивидуализации. Налоговая ответственность должна быть соразмерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния, т.е. быть дифференцированной, и предусматривать возможность снижения санкций с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени и вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Суд полагает возможным снизить размер штрафа в три раза и взыскать:
Штраф по п.1 ст.122 НК РФ 12195 руб.98 коп.;
Штраф по ст.123 НК РФ в сумме 3104 руб.66 коп.
В остальной части заявления о взыскании штрафа по ст.ст.122, 123 НК РФ отказать.
Штраф по п.2 ст.119 НК РФ в сумме 1400 руб./100 руб.х14 деклараций/ и по п.1 ст.126 НК РФ 250 руб. взыскать полностью.
С ответчицы взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 678 руб.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож.с.Единение, Оловяннинского района, Читинской области, прож.Читинская область. Борзинский район, п.Шерловая-1, ул.50 лет октября, 1А, ОГРН <***>, ИНН <***> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу с распределением по счетам бюджетов налоговые санкции:
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ:
- по налогу на доходы физических лиц 535 руб.;
- по единому социальному налогу 411 руб.66 коп.;
-по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, 6209 руб.66 коп.;
- налогу на добавленную стоимость 5039 руб.66 коп.
В соответствии со ст.123 НК РФ 3104 руб.66 коп.;
В соответствии с п.2 ст.119 НК РФ 1400 руб.;
В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ 250 руб.
Итого 16950 руб.64 коп. и взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 678 руб.
В остальной части заявления о взыскании штрафа по ст.ст.122, 123 НК РФ отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок в 4 арбитражный апелляционный суд.
Судья /Наследова Н.Г./