ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-3482/07 от 01.08.2007 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита                                                                                        Дело №А78-3482/2007

                                                                                                                   С2-17/174

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2007г., полный текст решения изготовлен 02 августа 2007г.

02 августа 2007г.

Судья Гениатулина И.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Завод горного оборудования»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области

о признании незаконными постановлений №№ 76-07/141, 76-07/142, 76-07/143, 76-07/146, 76-07/148, 76-07/149  от 04.06.2007г.

при участии в заседании:

от заявителя: Белоногов С.А.- директор, Моцар С.А.- представитель (доверенность от 23.11.2006г.).

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области: Борисова Е.В.- представитель (доверенность от 23.07.2007г.).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Завод горного оборудования» обратилось в суд с заявлениями о признании незаконными постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области №№ 76-07/141, 76-07/142, 76-07/143, 76-07/146, 76-07/148, 76-07/149  от 04.06.2007г.

Определением суда от 26 июля 2007г. дела по указанным постановлениям объединены в одно производство, делу присвоен номер А78-3482/2007 С2-17/174.

В заседании заявитель поддержал требование, просит указанные постановления признать незаконными и отменить.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области считает вынесенные постановления законными и обоснованными, в удовлетворении требования просит отказать.

При рассмотрении материалов дела арбитражным судом установлено:

При проверке ОАО «ЗГО» 21.05.2007г. по вопросам соблюдения валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений, установлено, что ОАО «ЗГО» совершено административное правонарушение, выразившееся в следующем:

ОАО «ЗГО» заключен контракт № 20-06/06 от 23.06.2006г. с нерезидентом - ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» (Казахстан).

 Согласно контракта ОАО «ЗГО» осуществляет поставку в Казахстан породопогрузочных машин ППН-3А, а ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» оплачивает товар в долларах США путем 100% предоплаты. Общая сумма контракта 89848 долларов США, срок действия контракта до 31.12.2006г. В Читинском отделении № 8600 Акционерного коммерческого Сберегательного  банка РФ 25.07.2006г. оформлен паспорт сделки № 06070010/1481/1727/1/0.

В соответствии с условиями контракта ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» 27.07.2006г. произвело предоплату в размере 89848 долларов США. ОАО «ЗГО» экспортировал товар фактурной стоимостью 89848 долларов США по ГТД № 1061210/070806/0000795.

В соответствии с п.2 ст.24 Федерального Закона РФ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», - резиденты, осуществляющие в Российской  Федерации  валютные  операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Центральный Банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (п.4 ст.5 Закона № 173-ФЗ).

ОАО «ЗГО» при оформлении Справки о валютных операциях от 28.07.2006г. в графе 6 указало код 10030, т.е. предоставление нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты при экспорте товаров, за исключением платежей с кодами 10010 и 10020 (авансовый платеж), что не соответствует действительности и является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

ОАО «ЗГО» при оформлении Справки о подтверждающих документах от 10.08.2006г., подтверждающей вывоз   товара по ГТД № 10612010/070806/0000795, в графе 2 указало код вида документа 01, т.е. документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза товаров на таможенную территорию РФ), за исключением товаров, указанных в разделах 16, 17, 19 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории РФ, что не соответствует действительности и является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Кроме того, ОАО «ЗГО» при оформлении паспортов  сделки № 06070010/1481/1727/1/0 по контракту № 20-06/06 от 23.06.2006г. и 24.08.2006г. при оформлении паспорта сделки № 06080005/1481/1727/1/0 по контракту № 13/73-50 от 03.05.2006г. допущены нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, выразившееся в незаполнении графы 9 раздела 3 паспорта сделки. За нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок ответственность установлена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Товар, являющийся предметом контракта № 13/73-50 классифицируется как погрузчики, специально разработанные для подземных работ, относится к 84 группе товаров, которая в свою очередь включена в раздел 17 ТН ВЭД.. Подтверждением отношения экспортированных товаров к 16 разделу ТН ВЭД является указание кода товара в графе 33 грузовой таможенной декларации № 10612010/040906/0000934.

Следовательно, в соответствии с приложением 1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004г. № 258-П, документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ (ввоза товаров на таможенную территорию РФ), указанных в разделах 16, 17, 19 ТН ВЭД, за исключением товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории РФ. Таким образом, в гр. 2 справки о подтверждающих документах от 11.09.2006г. следовало указать код- 02.

 Указав неверно дату вывоза товаров с таможенной территории РФ, код вида документа в справке о подтверждающих документах от 11.09.2006г. ОАО «ЗГО» совершило нарушение валютного законодательства РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Товар, являющийся предметом контракта № 13/73-50, по вышеуказанной ГТД вывезен с таможенной территории РФ 23.09.2006г., платеж осуществлен 24.08.2006г., т.е. предшествовал поставке товара. Следовательно, валютной операции соответствует код 10010 - предоставление нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты при экспорте товаров, указанных в разделах 16, 17, 19 ТНВЭД (авансовый платеж).

ОАО «ЗГО» при оформлении Справки о валютных операциях от 25.08.2006г. в графе 6 указало код 10030, т.е. предоставление нерезидентом резиденту коммерческого кредита в виде предварительной оплаты при экспорте товаров, за исключением платежей с кодами 10010 и 10020 (авансовый платеж), что не соответствует действительности и является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановлениями №№ 76-07/141, 76-07/146, 76-07/142, 76-07/149 от 04.06.2007г. Общество привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, согласно которой несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения  учетных и  отчетных  документов  или паспортов сделок - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц- от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

По контракту № 13/73-50 (паспорт сделки № 06080005/1481/1727/1/0) товар экспортирован по ГТД № 10612010/040906/0000934, фактурной стоимостью 177314 долларов США, стоимость товара подтверждена счет-фактурой № 1576, товарной накладной № 794 от 06.09.2006г.

По указанному контракту на счет ОАО «ЗГО» 24.08.2006г. поступили денежные средства в сумме 177299 долларов США, что подтверждается ведомостью банковского контроля, Уведомлением ОПЕРУ Читинского ОСБ № 8600 СБ РФ № 2384 от 24.08.2006г. Разница между контрактной стоимостью и фактической суммой поступивших денежных средств составила 15 (177314-177219) долларов США и является банковской комиссией банка-посредника. Условиями контракта № 13/73-50 не предусмотрены выплаты комиссионного вознаграждения банку-посреднику за счет продавца.

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязаны в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими контрактами обеспечить получение на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезидентом товары.

Продавец передал товар покупателю 23.09.2006г. Учитывая требования законодательства, иностранная валюта от экспорта товара должна была поступить на позднее 23.10.2006г. Однако, валютная выручка в размере 15 долларов США, что по курсу Центрального банка РФ на дату совершения правонарушения (24.10.2006г.) составляет 403,21 рублей, к установленному сроку на счет ОАО «ЗГО» не поступила. За невыполнение в установленный срок в уполномоченном банке иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, ч.4 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

По данному факту постановлением № 76-07/143 от 04.06.2007г. Общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, согласно которой невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам работы, оказанные нерезидентом услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них,- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Кроме того, в ходе проверки выявлено следующее нарушение:

ОАО «ЗГО» получено разрешение Федеральной миграционной службы России № 9106006726 от 26.04.2006г. на привлечение 3 граждан Китая в качестве иностранной рабочей силы. В соответствии с разрешением ОАО «ЗГО» заключены индивидуальные трудовые договоры с иностранными гражданами-нерезидентами на период с 26.06.2006г. по 25.06.2007г. (трудовой договор №№ 4. 5, 6). Иностранные граждане приняты овощеводами в теплицу ОАО «ЗГО».

В соответствии с условиями договоров из кассы ОАО «ЗГО» были произведены выплаты заработной платы указанным нерезидентам в наличной валюте РФ на общую сумму 15513 рублей по расходным кассовым ордерам: №№ 655, 656, 657.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами в виде выплат заработной платы наличными денежными средствами не входят в перечень операций, осуществление которых возможно без использования банковских счетов.

 ОАО «ЗГО» 08.08.2006г. осуществив выплаты иностранным гражданам наличными денежными средствами из кассы предприятия 15513 рублей, нарушило установленный порядок расчетов с нерезидентами (п.9 ст.1, п.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ). Таким образом, ОАО «ЗГО» совершило незаконные  валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, за совершение которых ответственность установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановлением № 76-07/148 от 04.06.2007г. Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, согласно которой осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании,- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (п.2 ст.2.1 КоАП РФ). Каких-либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ОАО «ЗГО» при административном производстве не было выявлено и не представлено.

Доводы заявителя о том, что определения о рассмотрении административных дел были получены лицом, не имеющим доверенности на получение корреспонденции, не могут быть приняты судом, поскольку Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области суду представлены доказательства получения указанной корреспонденции заведующей канцелярией Бутько А.Ю. (в уведомлении имеется её роспись).

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенных постановлений, а следовательно, к отказу в удовлетворении заявления ОАО «ЗГО».

Руководствуясь ст.ст. 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Завод горного оборудования» о признании незаконными постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области №№ 76-07/141, 76-07/142, 76-07/143, 76-07/146, 76-07/148, 76-07/149  от 04.06.2007г. отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                  Гениатулина И.А.