АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-3593/2011
05 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2011 года
Решение изготовлено в полном объёме 05 июля 2011 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Поповой И.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Раднаевым Б.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Федерального государственного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
с участием третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании устранить нарушения
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 15.07.2010, ФИО2, представителя по доверенности от 01.11.2010;
от заинтересованного лица – ФИО3, представителя по доверенности от 29.10.2010;
от третьего лица – ФИО4, представителя по доверенности от 09.09.2010.
Федеральное государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю:
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления на 1/18 долю в объекте права – нежилом помещении - автостоянке, количество таких долей – две, находящемся по адресу: г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1.
- об обязании зарегистрировать право оперативного управления на 1/18 долю в объекте права - нежилом помещении - автостоянке, количество таких долей – две, находящемся по адресу: г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1.
В заявлении в качестве третьего лица заявитель указал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просит суд:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в государственной регистрации права оперативного управления на 1/18 долю в праве общей долевой собственности на объект права – автостоянку, находящуюся по адресу: г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю зарегистрировать право оперативного управления на 1/18 долю в праве общей долевой собственности на объект права – автостоянку, находящуюся по адресу: г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - Управление Россреестра по Забайкальскому краю) требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее – ТУ Росимущества в Забайкальском крае) поддержала позицию, изложенную в отзыве, требования заявителя считает подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, исследовав письменные доказательства, суд установил:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.08.2009 Российская Федерация является собственником 1/18 доли общей долевой собственности нежилого помещения – автостоянки площадью 725 кв.м. по адресу: г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1 (л.д. 56).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.10.2009 Российская Федерация является собственником 1/18 доли общей долевой собственности нежилого помещения – автостоянки площадью 725 кв.м. по адресу: г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1 (л.д. 57).
Таким образом, в федеральной собственности находится 2/18 доли в праве общей долевой собственности спорного объекта.
На основании распоряжений ТУ Росимущества в Забайкальском крае № 1241 от 21.11.2006 (л.д. 65), № 716 от 20.04.2007 (л.д. 66-69), № 90 от 30.01.2008 (л.д. 70-71) спорное имущество передано в оперативное управление Федеральному государственному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства".
10.12.2010 Федеральное государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" обратилось в Управление Россреестра по Забайкальскому краю с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления (л.д. 64).
Согласно расписке в получении документов от 10.12.2010 на государственную регистрацию были представлены следующие документы:
- заявление,
- платежное поручение об оплате 15.000 руб. № 121386 от 28.10.2010,
- доверенность нотариальная от 16.04.2010,
- распоряжение № 1241 от 21.11.2006,
- распоряжение № 716 от 20.04.2007,
- распоряжение № 90 от 30.01.2008,
- выписка из реестра федерального имущества № 1059/2 от 29.09.2010.
Уведомлением от 28.12.2010 № 01/222/2010-210 Управление Россреестра по Забайкальскому краю приостановило государственную регистрацию права оперативного управления (л.д. 73-74).
12.01.2011 согласно расписке в получении документов (л.д. 75) заявитель дополнительно представил на регистрацию права оперативного управления:
- заявление о предоставлении дополнительных документов (л.д. 76),
- доверенность нотариальную от 16.04.2010,
- заявление от 12.01.2011 (л.д. 77).
09.02.2011 в государственной регистрации права оперативного управления заявителя на 1/18 долю было отказано на основании абзацев 2, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Отказ в государственной регистрации права оформлен сообщением № 01/222/2010-210 от 09.02.2011 (л.д. 78).
Полагая незаконным отказ в государственной регистрации права оперативного управления Федеральное государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" 04.05.2011 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным и обязании Управления Россреестра по Забайкальскому краю зарегистрировать право оперативного управления на 1/18 долю в праве общей долевой собственности на спорную автостоянку.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (решение, действия), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемые акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (решения, действий) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта (решения, действий, бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт (решение, действие).
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность следующих юридических фактов: не соответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону, и нарушение ими законных прав и интересов заявителя.
На основании статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (пункт 5.1.1).
Территориальным органом Федеральной регистрационной службы в Забайкальском крае является Управление Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю (приказ Росреестра № 206 от 24.08.2009).
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции органов по государственной регистрации относятся:
- проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
- проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
- государственная регистрация прав;
- выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
Пунктами 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право оперативного управления на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре. Основания отказа в регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены в статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Так, в соответствии с абзацами 2, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации может быть обжалован в арбитражный суд.
Статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе: акты органов государственной власти и местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент её совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктами 1, 3 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право оперативного управления подлежит государственной регистрации. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Согласно разъяснению в пункте 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, для подтверждения возникновения права оперативного управления на 1/18 долю в праве общей долевой собственности на спорную автостоянку, заявитель должен был представить на государственную регистрацию права оперативного управления решение собственника о закреплении имущества.
Согласно расписке в получении документов от 10.12.2010 соответствующие документы в регистрирующий орган Федеральным государственным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» были представлены.
Требование регистрирующего органа о представлении иных документов – согласия всех собственников на передачу доли в оперативное управление и её выдел, не основано на нормах закона.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Так, согласно статье 24 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление документов об извещении в письменной форме остальных участников долевой собственности требуется в случае продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно статье 246 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
Правилами статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено извещение остальных участников долевой собственности только при возмездном отчуждении доли в целях соблюдения преимущественного права покупки.
А единственным последствием нарушения этого правила статья 250 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право любого участника долевой собственности в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Таким образом, нарушение правил статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации не может повлечь такого последствия, как отказ в государственной регистрации права на долю в праве общей собственности.
Более того, Российская Федерация не продавала спорную долю (в порядке приватизации согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации), а передала её в оперативное управление заявителю.
Закон не запрещает передачу доли в праве общей долевой собственности в оперативное управление.
Федеральное имущество может быть передано в оперативное управление только учреждениям, казенным предприятиям (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, другие собственники долей автостоянки не могли претендовать на получение спорной доли в оперативное управление в порядке реализации своих преимущественных прав.
Поскольку право оперативного управления в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации, и на государственную регистрацию были представлены документы, подтверждающие возникновение этого права у заявителя (решение собственника), то отказ Управления Росреестра по Забайкальскому краю в государственной регистрации со ссылкой на абзацы 2, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по мотиву того, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; и что не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, является незаконным, не соответствующим названному Федеральному закону.
Довод Управления Росреестра по Забайкальскому краю о невозможности государственной регистрации права оперативного управления на долю в праве общей собственности (без раздела объекта недвижимости и выдела из него доли) отклоняется судом на основании статей 120, 128, 214, 244, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку из совокупности названных правовых норм не следует, что собственник имущества – Российская Федерация не вправе передать созданному ею учреждению долю в праве общей долевой собственности, в отношении которой, у учреждения возникает право оперативного управления.
Соответствующий вывод соответствует судебной практике арбитражных судов, поддержанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (определение от 23.12.2010 № ВАС-16892/10).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация права собственности, будучи юридическим актом признания со стороны государства титула собственности у конкретного лица, не может порождать сама по себе каких-либо ограничений или препятствий лицу, которое приобрело имущество на законных основаниях, в осуществлении своего вещного права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.07.2001 № 132-О указал, что государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Учитывая, что с государственной регистрацией законодательство связывает определенные юридические последствия, невозможность лица осуществить государственную регистрацию законно возникшего права ограничивало бы свободу установленных законом правомочий собственника (статья 209 ГК РФ).
Поскольку в соответствии со статьями 4, 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат обязательной государственной регистрации, и государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, то отказ в государственной регистрации права оперативного управления Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» на спорную долю нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта о признании отказа в государственной регистрации незаконным установлены разделом IV Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФРС от 07.06.2007 № 112, в соответствии со статьями 3, 10 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Заявленные Федеральным государственным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» требования обоснованны, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по оплате госпошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление Росреестра по Забайкальскому краю.
Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным, как не соответствующий требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», оформленный сообщением № 01/222/2010-210 от 09.02.2011 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в государственной регистрации права оперативного управления Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на 1/18 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение – автостоянку, площадью 725 кв.м., расположенную по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, направленных на государственную регистрацию права оперативного управления Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на 1/18 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение – автостоянку, площадью 725 кв.м., расположенную по адресу: Забайкальский край, г. Чита, Ингодинский административный район, ул. Анохина, 17, пом. 1.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.П.Попова