АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-3614/2022
17 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 17 октября 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.И. Обуховой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании суммы долга за период с 01.03.2020 по 31.07.2021 по адресу: <...>, в размере 12170,30 руб., суммы долга за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 по адресу: <...>, в размере 23204,06 руб., неустойки за период с 09.03.2022 по 31.03.2022 в размере 594,56 руб., расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2, представителя по доверенности от 21.12.2021 №114;
от ответчика – ФИО1, индивидуального предпринимателя согласно выписке из ЕГРН, личность установлена по паспорту.
Общество с ограниченной ответственностью «Олерон+» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности за период с 01.02.2020 по 31.07.2020 в размере 38560,32 руб., неустойки в размере 1483,09 руб., неустойки, начисленной за период с 26.03.2022 по день фактической оплаты долга, расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 15.04.2022 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
16.05.2022 от ответчика поступил отзыв на иск, в соответствии с которым требования истца не признает, указал, что лично обращался с заявкой для заключения договора с истцом, предоставил все необходимые сведения, существенные условия согласованы, для подписания неоднократно приходил в договорной отдел, но в связи с пандемией, по независящим обстоятельствам, договор так и не был подписан. Услуги по вывозу мусора от моего объекта истцом не оказывались, истцом представлены маршрутные листы о вывозе мусора с контейнерной площадки адреса <...>, что не является безусловным доказательством оказания мне услуг, указанная площадка находится более 100 метров от моего объекта. Непосредственного от магазина мусор не вывозили. Также ответчик считает расчет истца завышенным, поскольку расчет произведен по нормативу для предприятий торговли, который был признан решением Забайкальского краевого суда от 29.05.2020 по делу №За-39/2020 недействующим (т.1 л.д. 92, 99-101).
Определением от 14.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец неоднократно в ходе судебного разбирательства уточнял размер исковых требований.
Протокольным определением от 11.1.2022 судом к рассмотрению приняты уточненные требования истца о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) суммы долга за период с 01.03.2020 по 31.07.2021 по адресу: <...>, в размере 12170,30 руб., суммы долга за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 по адресу: <...>, в размере 23204,06 руб., неустойки за период с 09.03.2022 по 31.03.2022 в размере 594,56 руб., расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик требования истца не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
30.03.2018 между Министерством природных ресурсов Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью «Олерон+» (далее – истец, ООО «Олерон +») подписано соглашение, согласно которому, ООО «Олерон +» присвоен статус Регионального Оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края (далее - Региональный оператор). Поэтому единственной организацией, имеющей право на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края является ООО «Олерон +».
Региональным оператором услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается с 01.01.2020.
Указанное соглашение размещено в свободном доступе на официальном сайте истца https://олерончита.рф.
Приказами РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА, от 18.12.2020 №590-НПА, от 18.02.2021 №21-НПА установлены нормативы накопления ТКО на территории Забайкальского края и предельный единый тариф на услугу регионального оператора.
Ссылаясь на публичность договора оказания услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, не подписание договора ответчиком и фактическое оказание услуг ответчику истцом предъявлены требования о взыскании стоимости оказанных за период с 01.02.2020 по 31.12.2021 в размере 40221,71 руб.
Факт оказания услуг и размер задолженности подтверждаются материалами дела (маршрутный журнал движения мусоровоза, путевые листы, данные системы ГЛОНАСС) (т. 1 л.д. 46-90, 109-141, т. 2 л.д. 9-128).
Ответчик оказанные истцом услуги не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства истцом с учетом возражений ответчика и вопросов суда скорректированы исковые требования, истцом принят довод ответчика о необоснованном применении при расчете норматива Приказа РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 №173-НПА, довод ответчика об отсутствии предпринимательской деятельности по адресу <...> в связи с произошедшим пожаром 07.08.2021 (т. 2 л.д. 1029-138), требования уменьшены истцом до суммы долга за период с 01.03.2020 по 31.07.2021 по адресу: <...>, в размере 12170,30 руб., суммы долга за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 по адресу: <...>, в размере 23204,06 руб.
За несвоевременную оплату оказанных услуг истцом начислена неустойка за период с 09.03.2022 по 31.03.2022 в размере 594,56 руб.
Суд, рассмотрев материалы дела, изучив представленные сторонами документы и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с частью 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (пункты 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89- ФЗ)).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Из указанной нормы Закона № 89-ФЗ также следует, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ также следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Как следует из материалов дела договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период ответчиком не подписан, доказательств наличия в собственности ответчика или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, в дело не представлено (статья 65 АПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил № 1156).
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание (магазин), общей площадью 68,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>, нежилое здание (магазин), общей площадью 46,7 кв.м., расположенное по адресу: <...> (т. 1 л.д. 27-29, 94-99).
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Сведения с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы на официальном сайте истца.
Также предложение о заключении договора на обращение с ТКО размещено 25.12.2019 ООО «Олерон+» в газете Забайкальский рабочий (№242/243) от 25.12.2019.
18.10.2021 в адрес истца от ответчика поступила заявка на заключение договора с региональным оператором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (т. 1 л.д. 92).
На основании данных, представленных ответчиком, региональным оператором был подготовлен проект договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Проект договора направлен потребителю по средством электронной почты и почтой России. В спорный период ответчиком данный проект договора подписан не был.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений изложенных правовых норм, суд признает, что в спорный период договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ответчиком заключен на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
В частности, по условиям заключенного типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем Договоре, и обеспечивать их транспортирование, размещение, захоронение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края, а потребитель обязуется оплачивать услугу регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 типового договора под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 6 типового договора указано, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно пункту 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, ООО «Олерон+» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей и осуществляет начисление потребителям платы за данную коммунальную услугу.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются главой 39 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Оплата оказанных услуг производится в порядке, определенном пунктом 1 статьи 781 ГК РФ, в силу которого заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 типового договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ранее уже отмечалось, что в рамках заключенного договора на условиях типового истец оказал ответчику соответствующую услугу за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 года на общую 35374,36 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
Поскольку услуги оказаны на условиях типового договора, сбор и вывоз ТКО производился Обществом с ближайшей площадки по накоплению ТКО согласно маршрутным журналам движения мусоровоза, путевым листам и сведениям навигационной системы ГЛОНАСС (т. 1 л.д. 46-90, 109-141, т. 2 л.д. 9-128).
Принадлежность нежилого здания (магазина), общей площадью 68,8 кв.м., расположенного по адресу: <...>, нежилого здания (магазина), общей площадью 46,7 кв.м., расположенного по адресу: <...> ответчику подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН (т. 1 л.д. 27-29, 94-99).
Согласно пункту 30 Правил № 1156 от 12.11.2016 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование ТКО, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию ТКО.
В связи с чем, вопреки доводам ответчика, представленные Обществом сведения навигационной системы ГЛОНАСС, маршрутные журналы движения мусоровоза за спорный период, путевые листы подтверждают факт вывоза ТКО, образовавшихся, в том числе, по адресу: <...> т. 1 л.д. 46-90, 109-141, т. 2 л.д. 9-128).
Доказательств, что услуги по обращению с отходами оказаны иным лицом (не ООО «Олерон+») ответчиком в материалы дела в нарушение положений статей 9 и 65 АПК Российской Федерации не представлено.
Сведения о том, что принадлежащие предпринимателю нежилые помещения не функционировали в спорный период и ТКО не образовывались, в материалах дела также отсутствуют.
Ответчик является индивидуальным предпринимателем, деятельность которого в спорный период осуществлялась, следовательно, в ходе осуществления им предпринимательской деятельности происходит образование ТКО.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет платы за оказанные услуги в 2020-2021 годах произведен с учетом нормативов накопления и тарифов, установленных приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18.02.2021 № 21-НПА, исходя из категории объекта – предприятия торговли (продовольственный магазин), в размере 0,028 куб.м\расч.ед\мес.
Приведенный порядок расчета суд полагает верным по следующим причинам.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 мая 2020 года по делу № 3а-39/2020, оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда от 29 апреля 2021 года и кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приложения приказа РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 № 173-НПА «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края» (в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 № 636-НПА, от 19.03.2020 № 48-НПА) в части установления нормативов накопления ТКО для предприятий торговли в связи с нарушением установленного порядка определения нормативов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 № 29-П, последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
Так, в силу положений статьи 13 Гражданского кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Одним из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса способов защиты гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Последствия признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены определены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 63).
При этом в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ № 63 разъяснено, что если иное не установлено законом или иным правовым актом и не вытекает из существа отношений, разъяснения, содержащиеся в настоящем постановлении, также подлежат применению при рассмотрении споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги или нормативы потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВС РФ № 63 в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее – нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).
Пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ № 63 предусмотрено, что споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из пункта 6 Постановления Пленума ВС РФ № 63 следует, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Таким образом, одним из последствий признания недействующим нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг является исчисление стоимости услуги, оказанной за истекший период, по нормативу, установленному заменяющим актом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что положения приказа РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 № 173-НПА (в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 № 636-НПА, от 19.03.2020 № 48-НПА), в части установления норматива накопления ТКО для предприятий торговли в 2020 году, признанные недействительными решением суда общей юрисдикции, не могут применяться при рассмотрении настоящего дела и определения объема обязательств ответчика по уплате услуг по обращению ТКО в 2020 году.
Приказом РСТ Забайкальского края от 18.02.2021 № 21-НПА приказ от 14.08.2019 № 173-НПА (в редакции приказов РСТ Забайкальского края от 20.12.2019 № 636-НПА, от 19.03.2020 № 48-НПА) признан утратившим силу.
Учитывая признание недействующим норматива установленного приказом РСТ Забайкальского края от 14.08.2019 № 173-НПА, для целей расчета норматива для категории «Предприятия торговли» подлежат применению нормативы, установленные приказом РСТ Забайкальского края от 18.02.2021 № 21-НПА.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т. 1 л.д.12-17) основным видом деятельности ФИО1 является торговля оптовая консервированными овощами, фруктами и орехами.
Документов подтверждающих осуществление ответчиком иного вида деятельности по адресу: <...> в материалы дела не представлено.
Приказом РСТ Забайкальского края от 18.02.2021 № 21-НПА установлен норматив накопления ТКО на территории Забайкальского края в отношении категории – Предприятия торговли, «Продовольственный магазин» в размере 0,028 куб. м/расч. ед./мес.
В связи с чем, по расчету истца объем ТКО в месяц, исходя из площади занимаемого помещения (46,7 кв.м. и 68,8), а также установленного норматива, составляет 1,31 куб. м/расч. ед./мес. и 1,93 куб. м/расч. ед./мес.
По расчету истца размер задолженности по оплате оказанных услуг за период с 01.03.2020 по 31.07.2021 по адресу: <...> составляет 12170,30 руб.
По расчету истца размер задолженности по оплате оказанных услуг за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 по адресу: <...> составляет 23204,06 руб.
Расчет истца проверен, признан верным.
Ответчик свои обязательства по оплате за оказанные услуги не исполнил.
Следовательно, имеет место факт неисполнения ответчиком своих обязательств.
Требование истца о взыскании основного долга подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В статье 329 ГК РФ предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, в том числе и неустойка.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 22 типового договора (7.2 договора представленного в материалы дела) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки
За просрочку оплаты оказанных услуг истец начислил неустойку в размере 594,56 руб. за период с 09.03.2022 по 31.03.2022.
Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК Российской Федерации не представлено доказательств нарушения им срока оплаты за оказанные истцом услуги в результате непреодолимой силы – чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства.
Учитывая, что своевременная оплата потребленных услуг ответчиком не подтверждена, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением от 06.04.2022 №13265.
Исходя с цены иска в соответствии с п. 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ уплате подлежала государственная пошлина в размере 2000 руб.
Ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 в размере 35374,36 руб., неустойку за период с 09.03.2022 по 31.03.2022 в размере 594,56 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., всего – 37968,92 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья М.И. Обухова