ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-3661/13 от 17.07.2013 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-3661/2013

22 июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2013 года

Решение изготовлено в полном объёме 22 июля 2013 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Страмиловй Ю.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Читинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления №10612000-1722/2012 от 18.04.2013,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – до перерыва ФИО1, представителя по доверенности от 17.05.2013, после перерыва – представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица – ФИО2, представителя по доверенности от 23.04.2013, ФИО3, представителя по доверенности от 18.02.2013.

Общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее заявитель, ООО "Восход", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Читинской таможне (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № №10612000-1722/2012 от 18.04.2013, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 138 677,96 руб.

Заявление мотивировано тем, что Читинской таможней не доказано событие и состав вмененного административного правонарушения.

Читинская таможня в отзыве на заявление и дополнениях к нему указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 10.07.2013 объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 17.07.2013, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края http://chita.arbitr.ru.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 24.12.2012 на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни Обществом посредством электронного декларирования подана декларация на товары (далее -ДТ) №10612060/241212/0005937, а также представлены товаросопроводительные документы: ТТН от 22.12.2012 №0307047 и инвойс от 22.12.2012 № HKWSHD12028.

Отправителем товаров выступает Маньчжурская торгово-экономическая компания С ОО «Хэнгкун», юридический адрес: КНР, г. Маньчжурия, Северный район, г. Кайсюань Сад Фань Рсай, дом А, первый этаж, офис 09. Декларантом и получателем - Общество.

По ДТ №10612060/241212/0005937 Обществом задекларированы:

1) «мандарины свежие», код товара по ЕТНВЭД 0805205000, вес: брутто 14580 кг, нетто 13270 кг, 1255 мест;

2) «киви свежие», код товара по ЕТНВЭД 0810500000, вес: брутто 1100 кг, нетто 1000 кг, 360 мест;

3) «апельсины свежие», код товара по ЕТНВЭД 0805102000, вес: брутто 4260 кг, нетто 3910 кг, 409 мест.

Товары перемещались на транспортном средстве государственный регистрационный номер <***> /АВ7259 03 RUS.

С 25.12.2012 по 26.12.2012 в постоянной зоне таможенного контроля склада временного хранения (далее - СВХ) ЗАО «РОСТЭК-Забайкальск» на крытой площадке, согласно поручения на досмотр №10612060/241212/000676 проведен таможенный досмотр (акт таможенного досмотра (далее - АТД) № 10612060/261212/000676) товаров.

В результате таможенного досмотра выявлен товар, не заявленный Обществом в ДТ №10612060/241212/0005937, а именно:

- «ананасы свежие», общим весом нетто 3649,42 кг.

Таким образом, общий вес нетто незадекларированного Обществом товара «ананасы свежие» составил 3649,42 кг.

Поскольку Общество незадекларировало товары: «ананасы свежие» весом нетто 3649,42 кг, усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, Читинской таможней по данному факту 26.12.2012 в отношении ООО «Восход» возбуждено дело об административном правонарушении №10612000-1722/2012 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы №2 (пгт.Забайкальск) от 22.02.2013 №4-0-0067-12, рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, «ананасы свежие», вес нетто 3649,42 руб. по состоянию на 24.12.2012 в Забайкальском крае составила 277356,92 руб.

05.03.2013 старшим уполномоченным по особо важным делам Забайкальского таможенного поста Читинской таможни ФИО4 в отношении заявителя составлен протокол № 10612000-1722/2012 об административном правонарушении, с квалификацией действий Общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

18.04.2013 и.о. начальника Читинской таможни Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составляет 138678,46 руб., без конфискации.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Восход» обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Должностные лица, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении действовали в рамках полномочий, представленных им КоАП РФ.

Исходя из положений статьи 23.8 КоАП РФ, таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.24 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

1.1) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, их заместители;

4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с таможенным декларированием товаров.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение установленных законодательством требований по декларированию товара.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по декларированию товара.

Субъективная сторона правонарушения устанавливается из имеющейся у лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено в судебном разбирательстве, в рамках настоящего дела заявителю, вменено незаявление в ДТ №10612060/241212/0005937 сведений о части товара загруженного в транспортное средство, а именно - «ананасы свежие», общим весом нетто 3649,42 кг.

Не оспаривая факт незаявления в ДТ №10612060/241212/0005937 сведений о части товара - «ананасы свежие», общим весом нетто 3649,42 кг., Общество мотивирует свои действия отказом от дальнейших юридических действий, связанных с таможенным оформлением товара, ссылаясь на своевременно направленное в таможенный орган заявление об отзыве декларации.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий (пункт 2 статьи 190 ТК ТС).

Пунктом 3 статьи 190 ТК ТС предусмотрено, что таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.

В соответствии с частью 5 статьи 180 ТК ТС порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.

Согласно пункту 4 Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 262 (далее - Инструкция № 262), при таможенном декларировании товаров (далее - декларирование) в электронной форме дата и время подачи ДТ фиксируются таможенным органом в информационной системе с использованием информационных технологий.

Пунктом 5 указанной Инструкции установлено, что для принятия решения о регистрации ДТ должностное лицо в срок, не превышающий двух часов с момента подачи ДТ, проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ, предусмотренных пунктом 4 статьи 190 Кодекса.

Пунктом 6 Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494, особенности предоставления, использования и хранения таможенной декларации в виде электронного документа (ЭТД) и документов могут определяться таможенным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Порядок декларирования товаров, а также особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме определен в Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 (далее - Инструкция № 395) в действующей редакции.

Пунктом 8 названной Инструкции установлено, что электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно пункту 9 Инструкции в таможенном органе с использованием информационной системы таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность электронной цифровой подписи (ЭЦП) декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных (далее - ФЛК).

В силу пункта 10 Инструкции № 395 в случае успешного прохождения ФЛК электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. Лицу, декларирующему товары, не позднее 15 минут после завершения ФЛК направляется авторизованное сообщение, содержащее регистрационный номер таможенной декларации, либо перечень ошибок в случае, если при прохождении ФЛК были выявлены ошибки. В случае выявления ошибок электронная декларация до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного направления данной электронной декларации в таможенный орган считается неподанной. Устранение ошибок не должно приводить к нарушению срока подачи таможенной декларации.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения (статья 181 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Статьей 192 ТК ТС регламентирован порядок и условия отзыва таможенной декларации, зарегистрированной таможенным органом. По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа. Условия для принятия Таможней положительного решения по обращению декларанта об отзыве декларации указаны в части 3 статьи 192 ТК ТС. Отзыв декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Однако в названной Инструкции №262 не урегулирован порядок отзыва декларации, поданной в электронном виде.

В соответствии с пунктом 4 статьей 43 ТК ТС, условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Поскольку ДТ №10612060/241212/0005937 была подана в электронной форме с применением системы Интернет - декларирования, следует, что декларант воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 43 ТК ТС, а именно совершать таможенные операции с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации.

Как следует из протокола обмена данными в ходе электронного декларирования 24.12.2012 12:37:37 =Отправлен запрос на открытие процедуры декларирования; 24.12.2012 12:46:05 =Процедура открыта, Отправлен первичный набор документов; 24.12.2012 12:55:20 =ДТ подана в ТО 10612060 Забайкальский таможенный пост; 24.12.2012 14:09:48 =ДТ зарегистрирована, ДТ присвоен регистрационный номер 10612060/241212/0005937;

24.12.2012 14:11:28 =Отправлен запрос на отзыв ДТ;

24.12.2012 14:12:23 =ДТ на проверке, начало проверки: 24.12.2012 14:08:20,

24.12.2012 14:17:32 =АСТО: подтверждена доставка запроса на отзыв ДТ;

24.12.2012 14:17:32 =АСТО: обработан запрос на отзыв ДТ;

24.12.2012 14:19:54 =АСТО: принято решение о проведении таможенного досмотра.

Согласно сведениям с сервера Сибирского таможенного управления (СТУ) (время новосибирское) обращение об отзыве таможенной декларации направлено 24.12.2012 в 14:11:16, принято 24.12.2012 11:15616, уведомление о получении сообщения подготовлено 24.12.2012 11:15:58, отправлено 24.12.2012 11:15:58, подтверждение о приеме сообщения 24.12.2012 11:15:59, а уведомление о принятии решения по проведению фактического контроля товаров подготовлено 24.12.2012 11:18:14 , отправлено 24.12.2012 11:18:15, подтверждение получения уведомления о принятии решения по проведению фактического контроля подготовлено 24.12.2012 14:20:27, принято 24.12.2012 11:25:16.

Таким образом, представленные данные из протокола обмена с сервера СТУ свидетельствуют о том, что отзыв ДТ был получен административным органом 24.12.2012 в 11 часов 15 минут, а уведомление о таможенном досмотре направлено декларанту в 11 часов 18 минут.

При таких обстоятельствах следует признать, что в данном случае декларант, обратившийся за разрешением на отзыв декларации в порядке пункта 3 статьи 192 ТК ТС, предпринял разумные и адекватные сложившейся ситуации меры по соблюдению таможенных правил и норм. Действия Общества не носят характера противоправного посягательства на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу и не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.11.2006 № 8487/06 указал на то, что если "заявление об отзыве таможенной декларации подано до выпуска товара и получено таможенным органом до обнаружения недостоверности указанных в декларации сведений, таможенный орган не имел законных оснований для отказа в отзыве таможенной декларации, в связи с чем действия общества не носят характера противоправного посягательства на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и, следовательно, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ".

Довод таможенного органа о том, что по смыслу части 3 статьи 192 ТК ТС отзыв декларации до получения декларантом уведомления таможенным органом о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров возможен исключительно по письменному разрешению таможенного органа, которого не было, является несостоятельным, поскольку отзыв декларации произошел до уведомления декларанта о проведении таможенного досмотра.

Ссылка административного органа на то, что отзыв ДТ был невозможен, поскольку у таможенного органа имелись обоснованные сомнения в части указания ООО «Восход» недостоверных сведениях о перемещаемых товарах на момент регистрации декларации на товары, также является несостоятельным и опровергается материалами дела.

Так, из протокола об административном правонарушении следует, что административное правонарушение выявлено таможенным органом в ходе проведения таможенного досмотра, проведенного в период времени с 10 час. 50 мин. 25.12.2012 по 19 час. 26.12.2012, по результатам которого был составлен акт.

При названных обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований для признания оспариваемого постановления законным и обоснованным, в силу чего требования заявителя подлежат удовлетворении, а постановление Читинской таможни №10612000-1722/2012 от 18.04.2013 года отмене.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и полностью отменить постановление Читинской таможне №10612000-1722/2012 от 18.04.2013 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 138 677,96 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Ю.Ю. Клишина