АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-366/2007
С2-28/20
12 марта 2007 г.
Арбитражный суд Читинской области
в составе:
судьи Литвинцева А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рубанович О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Заместителя прокурора Читинской области
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу,
третье лицо-1 – Калганская районная больница,
третье лицо-2 – Читинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании незаконными действий налоговой инспекции
при участии:
от заявителя – ФИО1 (удостоверение № 93554),
ФИО2 (удостоверение № 93585);
от налогового органа – ФИО3 по доверенности от 26.01.2007 г.;
от третьего лица-1 – не явился;
от третьего лица-2 – не явился,
установил:
Заместитель прокурора Читинской области обратился с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее – межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Читинской области и АБАО) о признании незаконными:
- действий по обращению взыскания на бюджетные средства в сумме 64000 руб., поступившие на лицевой счет МУЗ «Калганская районная больница» целевым назначением на оплату услуг учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов, в соответствии с договором от 16.01.2006 г. № 07/№ 009;
- отказ по возврату на счет МУЗ «Калганская районная больница» бюджетных средств в сумме 64000 руб., поступивших целевым назначением на оплату услуг учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов, в соответствии с договором от 16.01.2006 г. № 07/№ 009.
Обязать налоговую инспекцию произвести возврат бюджетных средств в сумме 64000 руб., имеющих целевое назначение, на лицевой счет МУЗ «Калганская районная больница».
страница 2
решения Арбитражного суда Читинской области
от 12.03.2007 г. по делу № А78-366/2007-С2-28/20
Кроме того, заявитель просит восстановить срок подачи заявления в арбитражный суд.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просила отказать, ссылаясь на их необоснованность.
В отзыве на заявленные требования налоговая инспекция ссылается на то, что взыскание денежных сумм было произведено с расчетного счета налогоплательщика, а не с бюджетного, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
В компетенцию налоговых органов не входит контроль за тем, за счет каких средств производится исполнение инкассовых поручений.
Решениями налоговой инспекции о возврате от 09.02.2007 г., произведен возврат ошибочно списанных денежных средств целевого назначения по заявлению Калганской районной больницы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства муниципальное учреждение здравоохранения Калганская районная больница и Читинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается по правилам п.2 ст.200 АПК РФ.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено материалами дела, межрайонной инспекций ФНС России № 4 по Читинской области и АБАО в отношении налогоплательщика – Калганская районная больница были вынесены решения: № 1251 от 05.07.2006 г., № 1252 от 05.07.2006 г., № 1269 от 10.07.2006 г., № 1266 от 10.07.2006 г. произвести взыскание задолженности по уплате налогов и пени на общую сумму 350800 руб. за счет денежных средств на счетах в банках.
17 июля 2006 г. в РКЦ с. Калга налоговой инспекцией были направлены инкассовые поручения на списание указанных сумм налога и пени с расчетного счета № <***> Калганской районной больницы.
19 июля 2006 г. на указанный расчетный счет налогоплательщика Читинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации были перечислены денежные средства в сумме 64000 руб. за родовые сертификаты.
В период с 17 по 20 июля 2006 г. с указанного расчетного счета налогоплательщика банком по инкассовым поручениям налоговой инспекции были списаны денежные средства в сумме 64000 руб.
страница 3
решения Арбитражного суда Читинской области
от 12.03.2007 г. по делу № А78-366/2007-С2-28/20
21 августа 2006 г. и.о. прокурора Читинской области в адрес налоговой инспекции было направлено представление, в частности предлагающее принять меры по восстановлению незаконно списанных со счетов учреждений здравоохранения бюджетных средств либо их зачету в счет будущих платежей.
18 сентября 2006 г. налоговой инспекцией в адрес прокурора был направлено ответ на предписание, из которого следует, что доводы, изложенные в предписании, являются несостоятельными, так как взыскание налога произведено в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
9 февраля 2007 г. решениями налоговой инспекции №№ 5268-5271 о возврате по заявлению Калганской районной больницы произведен возврат на расчетный счет № <***> ошибочно зачисленной суммы налога в размере 64541,57 руб., что подтверждено выпиской банка.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) (далее – Кодекс) для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия, в частности:
счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Как установлено материалами дела, 24 декабря 2002 г. Калганской районной больницей в РКЦ с. Калга был открыт текущий (расчетный) счет № <***>.
В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открыты клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Таким образом, в силу вышеназванной статьи ГК, зачисление либо незачисление поступающих на счета денежные средств зависит от волеизъявления клиента банка (владельца счета).
Как установлено материалами дела, по распоряжению Калганской районной больницы денежные средства, поступающие за родовые сертификаты, подлежали зачислению на расчетный счет № <***>.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
страница 4
решения Арбитражного суда Читинской области
от 12.03.2007 г. по делу № А78-366/2007-С2-28/20
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Пунктом 9 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как установлено материалами дела, взыскание денежных сумм в размере 64000 руб. было произведено налоговой инспекцией с расчетного счета налогоплательщика – Калганская районная больница.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными действий налоговой инспекции по обращению взыскания на денежные средства в сумме 64000 руб., поступившие на расчетный счет МУЗ «Калганская районная больница», не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 852 «О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов» предусмотрено, что финансирование указанных расходов производится за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, перечисленные Читинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 64000 руб. за родовые сертификаты являются целевыми бюджетными средствами.
Как установлено материалами дела, по заявлению Калганской районной больницы 9 февраля 2007 г. на основании решений налоговой инспекции №№ 5268-5271 о возврате налогоплательщику был произведен возврат на расчетный счет № <***> ошибочно зачисленной суммы налога в размере 64541,57 руб., что подтверждено выпиской банка.
Таким образом, требование заявителя обязать налоговую инспекцию произвести возврат бюджетных средств в сумме 64000 руб., имеющих целевое назначение, на лицевой счет МУЗ «Калганская районная больница», являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, письмом от 18.09.2006 г. налоговая инспекция выразила свое несогласие с предложениями прокурора, изложенными в предписании от 21.08.2006 г., где одним из требований было принять меры по восстановлению незаконно списанных со счетов учреждений здравоохранения бюджетных средств либо их зачету в счет будущих платежей.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1
страница 5
решения Арбитражного суда Читинской области
от 12.03.2007 г. по делу № А78-366/2007-С2-28/20
статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно статье 24 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает возможности оспаривания в судебном порядке не исполнения предписания прокурора.
Иного отказа налоговой инспекции в возврате на счет Калганской районной больницы списанных денежных средств в сумме 64000 руб. материалами дела не установлено.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено материалами дела, прокуратуре о списании денежных средств с расчетного счета Калганской районной больницы стало известно в августе 2006 г. Следовательно, срок подачи указанного заявления в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ истек 1 декабря 2006 г. Заместитель прокурора Читинской области обратился в арбитражный суд с указанным заявлением 23 января 2007 г., то есть с нарушением установленного срока на полтора месяца.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, вместе с тем никаких уважительных причин, препятствовавших обращению в суд с заявлением об оспаривании действий налоговой инспекции в установленный срок, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для восстановления срока подачи указанного заявления.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что в отношении заявлений прокурора, требования, установленные пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, не распространяются.
Указанные доводы являются несостоятельными, поскольку в пункте 4 статьи 198 АПК РФ не содержится никаких исключений в отношении каких-либо заявителей, перечисленных в статье 198 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований заместителя прокурора Читинской области к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Читинской области и АБАО отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.
Судья: А.Б. Литвинцев.