ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-3710 от 12.07.2012 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-3710/2012

16 июля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2012 года

           Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антипенко Г.Д.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Бронниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального  предпринимателя Комогоровой Олеси Валерьевны к  Государственной экологической инспекции Забайкальского края о признании незаконным и отмене постановлений по делу об административном правонарушении  от 24.04.2012 года №11-544/1 и №11-544/2,

при участии в судебном заседании,

от заявителя: Комогоровой О.В. – предпринимателя; Маненковой Т.А., представителя по доверенности от 04.06.2012,

 от административного органа: Бахаевой Т.А., представителя по доверенности  от 19.06.2012.

        Индивидуальныйпредприниматель Комогорова Олеся Валерьевна обратилось в арбитражный  суд с заявлением к Государственной экологической инспекции Забайкальского края (далее – Инспекция, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении №11-544/2 от 24.04.2012 года   о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 4 000 рублей и постановления №11-544/1 от 24.04.2012 года   о привлечении  к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного  статьёй 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

        От заявленного требования о признании недействительным предписания Инспекции №11-544/1 от 24.04.2012 предприниматель Комогорова О.В. отказалась.

         По делу объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 12 июля 2012 года.

         В судебном заседании предприниматель Комогорва О.В. и её представитель заявленные уточненные требования поддержали, пояснив, что предприниматель не является субъектом ответственности административного правонарушения, предусмотренного  статьёй 8.2 КоАП РФ, а по  части 1 статьи 8.21 КоАП РФ пояснили, что предприниматель отапливает печь дровами, а поэтому не происходит выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Вмененное правонарушение по  части 1 статьи 8.21 КоАП РФ является малозначительным. От заявленного требования о признании недействительным предписания №11-544/1 от 24.04.2012 отказываются. Порядок привлечения к ответственности не оспаривают, поскольку предприниматель извещалась о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и о рассмотрении дел.

        Представитель Инспекции пояснила, что оспариваемые постановления являются законными и обоснованными. Вина предпринимателя Комогоровой О.В. подтверждена материалами дела, а поэтому в удовлетворении заявленных требований предпринимателю надлежит отказать.

        Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.

30.09.2011 в адрес Государственной экологической инспекции Забайкальского края поступило обращение граждан с жалобой о том, что на территории магазина «Овощи-фрукты», расположенного по адресу: Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 174, сжигаются отходы, что приносит вред здоровью и окружающей среде. На основании Распоряжения от 03.10.2011 № 245-р специалистом инспекции был произведен выезд на территорию, указанную в обращении, где выяснилось, что на территории данного магазина осуществляет свою предпринимательскую деятельность ИП Комогорова О.В..

В период с 28 ноября по 23 декабря 2011 года государственным инспектором Забайкальского края по охране природы Ивановым А.А., на основании распоряжения начальника Государственной экологической инспекции Забайкальского края от 09.11.2011 № 281-р,  проведена внеплановая выездная проверка с целью уточнения фактов, изложенных в обращении граждан, свидетельствующих о возникновении угрозы причинения вреда здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности предпринимателя Комогоровой О.В. по адресу: Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 174, по итогам которой составлен акт  проверки от 23 декабря 2011 года № 11-544.

          Проверкой установлено, что предприниматель Комогорова О.В. осуществляет свою деятельность  по розничной торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах (код по ОКВЭД 52.2); розничная торговля в неспециализированных магазинах (код по ОКВЭД 52.1); розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки (код по ОКВЭД 52.27.39); прочая розничная торговля в специализированных магазинах (код по ОКВЭД 52.48); специализированная розничная торговля непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки (код по ОКВЭД 52.48.3).

Предпринимателем Комогоровой О.В. эксплуатируется территория, расположенная по адресу: Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Матюгина, 174, на котором расположено здание магазина, оборудованное печью не промышленной сборки. Со слов ИП Комогоровой О.В. данная территория и здание магазина находится в её собственности, правоустанавливающих документов представлено не было.

При проведении проверки установлены следующие источники негативного воздействия на атмосферный воздух:

Печь оборудована 1 котлом не промышленной сборки. Источник выбросов - труба металлическая, высота примерно 5 м. В качестве топлива используется уголь. Со слов предпринимателя Комогоровой О.В. с начала отопительного сезона 2011-2012 годов, было израсходовано примерно 4 тонны угля. Уголь покупается у частников, документов на уголь не представлено.

Заброс топлива ручной, удаление шлака - ручное.

Расчет выбросов от эксплуатации котельной (обогревательных печей) должен производиться в соответствии с «Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час», разработанной в 1999 ВНИТИ и НИИ Атмосфера. Методика используется в соответствии   с   Перечнем   документов   по  расчету   выделений   (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованных к использованию в 2012 году. Согласно вышеупомянутой методике, при сгорании угля в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: азота оксид и диоксид, оксид углерода, твердые загрязняющие вещества и т.д.

Таким образом, при сжигании 4,0 т угля в месяц, что в среднем составляет около 32 т/год, в печи магазина, в атмосферный воздух за год выбрасываются: азота диоксид - 0,021 т, азота оксид - 0,0034 т, сажа - 0,172 т, ангидрид сернистый - 0,068т, углерода оксид - 0,406 т, зола углей - 0,322 т. Следовательно, при эксплуатации обогревательной печи, установленной в магазине ИП Комогоровой О.В., происходят выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. При проведении  проверки Комогоровой О.В. не было представлено специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Актом проверки от 23 декабря 2011 года № 11-544 также установлено, что основными зданиями и объектами, при эксплуатации которых образуются отходы (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ 02.12.2002 № 786), являются:

- Магазин - в процессе эксплуатации образуются следующие виды отходов: отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (912 011 00 01 00 5); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (912 011 00 01 00 5); отходы упаковочной бумаги незагрязненные (187 10202 01 00 5); отходы упаковочного картона незагрязненные (187 10202 01 00 5); пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (571 018 00 13 00 5); ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (353301 00 13 01 1); отходы полиэтилена в виде пленки (571 02902 01 99 5) 

            - Печь - в качестве топлива используется уголь. В процессе эксплуатации образуются следующие виды отходов: золошлаки от сжигания углей (313 002 00 01 00 0).

          Временное складирование отходов от эксплуатации магазина осуществляется в железный контейнер, расположенный на прилегающей территории магазина. Золошлаки размещаются на прилегающей территории магазина навалом.

          Как указано в акте проверке, со слов предпринимателя Комогоровой О.В. отходы вывозятся самостоятельно на свалку пгт. Атамановка, согласно Договору, заключенного с организацией, обслуживающей свалку. Договор представлен не был.

          В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Требованиями п.3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ  установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. При этом отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предпринимателем  Комогоровой О.В. не представлена.

Пунктом 2 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ  предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. При этом отнесение отходов, образующихся в процессе деятельности предпринимателем Комогоровой О.В., к конкретному классу опасности не подтверждено.

   Пунктом 3 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ  предусмотрено, что на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ. При этом паспорта на отходы I-IV класса опасности предпринимателем Комогоровой О.В. не составлены.

         Пунктом 1 статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При этом, предпринимателем Комогоровой О.В. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не установлены.

Пунктом 1 ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. При этом, предпринимателем Комогоровой О.В. учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных отходов не ведется.

Статьей 15 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. При этом, лица допущенные предпринимателем Комогоровой О.В. к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

При проведении контрольных мероприятий предпринимателем Комогоровой О.В. не  представлена разрешительная документация в области обращения с отходами производства и потребления.

Из представленной Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю по запросу Инспекции информации от 28.02.2012 № 11-05а/179/703 следует, что отчетность об образовании, использовании, размещении отходов за 2010 год предпринимателем Комогоровой О.В. не представлялись; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности предпринимателем Комогоровой О.В. не устанавливались.

19 марта  2012 года государственным инспектором Забайкальского края по охране природы по  фактам, изложенным в акте проверки от 23.12.2011 №11-544, в отношении предпринимателя Комогоровой О.В. составлены протоколы об административных правонарушениях №11-541/1 статье 8.2 КоАП РФ и №11-544/2 по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

        Постановлением государственного инспектора Забайкальского края по охране природы от 24.04.2012 №11-544/1 предприниматель Комогоровой О.В. привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ  в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

        Постановлением государственного инспектора Забайкальского края по охране природы от 24.04.2012 №11-544/2 предприниматель Комогорова О.В. привлечена к административной ответственности по  части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.

         24.04.2012 Инспекцией в адрес предпринимателя вынесено также предписание №11-544/1 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

         Вынесение Инспекций указанных постановлений и предписания явилось основанием для обращения предпринимателя Комогоровой О.В. в арбитражный суд.

         В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

        В силу части 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

        Исходя из статей 23.29, 28.3 КоАП РФ, Положения о Государственной экологической инспекции Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.04.2010 №174 (с изменениями и дополнениями), протоколы об административных правонарушениях от 19.03. 2012 №11-544/1 и №11-544/2 составлены, а постановления о назначении административного наказания от 24 апреля 2012 года №11-544/1 и №11-544/2  вынесены уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах его компетенции.

О времени и месте рассмотрения дел и вынесения протоколов об административных правонарушениях предприниматель надлежащим образом была извещена, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями. Данное обстоятельство не оспаривается предпринимателем и его представителем в судебном заседании.

 Оспариваемые постановление  о назначении административного наказания вынесены в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Предпринимателю Комогоровой О.В.  наказание назначено в пределах санкций статьи 8.2 и части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Таким образом, права и законные интересы предпринимателя Комогоровой О.В. при производстве указанных дел об административных правонарушениях не были нарушены.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предприниматель Комогорова О.В. привлечена к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как следует из статьи 14 Закона N 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Инспекцией при проведении проверки, как отмечалось выше, установлен источник негативного воздействия на атмосферный воздух: печь оборудована 1 котлом не промышленной сборки. Источник выбросов - труба металлическая, высота примерно 5 м. В качестве топлива используется уголь. Со слов предпринимателя Комогоровой О.В. с начала отопительного сезона 2011-2012 годов, было израсходовано примерно 4 тонны угля. Уголь покупается у частников, документов на уголь не представлено.Расчет выбросов от эксплуатации котельной (обогревательных печей) должен производиться в соответствии с «Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час», разработанной в 1999 ВНИТИ и НИИ Атмосфера. Методика используется в соответствии   с   Перечнем   документов   по  расчету   выделений   (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованных к использованию в 2012 году. Согласно вышеупомянутой методике, при сгорании угля в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: азота оксид и диоксид, оксид углерода, твердые загрязняющие вещества и т.д.

Вместе с тем предприниматель Комогорова О.В. в суде пояснила, что не давала Инспекции пояснений о том, что отапливает печь углем. При использовании печи ею в качестве топлива используются дрова, что подтверждается соответствующими документами на их приобретение.

Таким образом, достоверных доказательств  подтверждающих, что предприниматель Комогорова О.В. обязана получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, арбитражному суду не представлено.

Следовательно, в действиях предпринимателя Комогоровой О.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, а поэтому постановление Инспекции№11-544/2 от 24.04.2012 является незаконным и подлежит отмене.

Данный вывод арбитражного суда соответствует правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 31.05.2011 №17245/10.

Статьёй 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращении с отходами производства и потребления.

Довод предпринимателя Комогоровой О.В. и её представителя о том, что предприниматель не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ является необоснованным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

          Данный вывод арбитражного суда также соответствует правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 №709/11.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе N 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов -применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В пункте 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 данной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

  Согласно пункту 1 статьи 15 лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Арбитражный суд принимает также во внимание, что частью 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ  индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Данная норма действует с 30.06.2009 (п. 16 ст. 33, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства с указанной даты лимиты размещения отходов не устанавливаются.

Следовательно, вменение предпринимателю Комогоровой О.В. нарушения в виде не установления лимитов размещения отходов, не соответствует действующему законодательству.

Из материалов дела усматривается, что процесс осуществления хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Комогоровой О.В. сопровождается накоплением опасных отходов, данный факт предпринимателем Комогоровой О.В. не опровергнут.

Вышеперечисленные нарушения подтверждаются материалами дела:

- актом проверки с фототаблицей от 23.12.2011 №11-544;

- письмом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 01.03.2012 №04/512;

- письмом Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 28.02.2012 №11-05а/179/703;

- протоколом об административном правонарушении от 19.03.2012 №11-544/1;

-  предписанием от 24.04.2012 №11-544/1;

- отчетом об образовании, использовании, обезвреживании отходов за 2010 год;

- отчетом об образовании, использовании, обезвреживании отходов за 2011 год;

- расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 квартал 2010 и за 2011 год;

- платежными квитанциями о внесении платы за размещение отходов производства и потребления.

При названных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

            В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

           Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.

           Из материалов дела усматривается, что правонарушение совершено по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).

Вина предпринимателя Комогоровой О.В. в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, подтверждается вышеприведенными доказательствами по делу.

С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ и об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.

          Довод предпринимателя о том, что впоследствии устранены допущенные нарушения мог быть принят во внимание при определении наказания. Как следует из оспариваемого постановления, предпринимателю назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 8.2 КоАП РФ

        На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 49, пунктом 4 части 1 статьи 150,  статьями  167 - 170, 171, 211  АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

        Признать незаконным и отменить  постановление Государственной экологической инспекции Забайкальского края №11-544/2 от 24.04.2012 года   о привлечении индивидуального предпринимателя Комогоровой Олеси Валерьевны к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

       Отказать индивидуальному предпринимателю Комогоровой Олесе Валерьевне в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной экологической инспекции Забайкальского края №11-544/1 от 24.04.2012 года   о привлечении индивидуального предпринимателя Комогоровой Олеси Валерьевны  к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного  статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

        Принять отказ от иска и прекратить производство по делу в части заявленного индивидуальным предпринимателем Комогоровой Олесей Валерьевной требования о признании недействительным предписания Государственной экологической инспекции Забайкальского края №11-544/1 от 24.04.2012.

       Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Забайкальского края.

          Судья                                                                                       Г.Д. Антипенко.