АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-3934/2011
09 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2011 года
Решение изготовлено в полном объёме 09 августа 2011 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антипенко Г.Д.. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелепетко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Мир машин» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Забайкальской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)об обязании возвратить 16 982,79 рублей излишне уплаченных авансовых платежей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились,
от Забайкальской таможни: ФИО1, представителя по доверенности №06-79/10 от 24.01.2011; ФИО2, представителя по доверенности №06-79/24.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мир машин» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об обязании Забайкальской таможни возвратить 16 982,79 рублей излишне уплаченных авансовых платежей.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на пункт 3 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в редакции закона, действующего до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 №58-ФЗ, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 №173, а также судебную практику, выработанную арбитражными судами.
В отзыве на заявление Забайкальская таможня указывает, на то что, обществу правомерно отказано в возврате излишне уплаченных авансовых платежей в связи с пропуском срока, установленного ст. 330 ТК РФ и с учётом положений содержащихся в статье 355 ТК РФ. При отказе обществу в возврате таможенных платежей принимались во внимание и положения п.5 ст. 330 ТК РФ в редакции Федерального закона от 09.04.2009 №58-ФЗ.
В судебное заседание представители общества не явились. О времени и месте рассмотрения дела общество надлежащим образом извещено, что подтверждается почтовым уведомлением, а поэтому дело рассматривается в отсутствие их представителя.
Представители Забайкальской таможни в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав доводы представителей Забайкальской таможни, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
14 сентября 2007 года общество платежным поручением № 960 на счет Забайкальской таможни перечислило авансовые платежи в размере 340000 рублей.
Согласно отчёту о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2007 по 10.03.2009, обществом расходованы авансовые платежи по указанному платежному поручению в сумме 323017, 21 рублей в счет уплаты таможенных платежей. Остаток денежных средств по состоянию на 10.03.2009 по указанному платежному поручению составил 16 982,79 рублей.
20.12.2010 общество обратилось в Забайкальскую таможню с заявлением о возврате денежных средств в размере 16 982,79 рублей.
24.12.2010 таможней принято решение об отказе в возврате вышеуказанной суммы авансовых платежей по причине истечения трехлетнего срока, предусмотренного статьей 330 ТК РФ.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в размере 16 982,79 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ТК РФ, действующей в редакции до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ, под авансовыми платежами законодателем понимались денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 5 статьи 330 ТК РФ возврат авансовых платежей осуществлялся по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано плательщиком в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ в статью 330 ТК РФ внесены изменения, касающиеся, в том числе, порядка возврата уплаченных авансовых платежей.
Так, пункт 5 статьи 330 ТК РФ в редакции Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ предусматривал, что возврат авансовых платежей должен осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Как следует из материалов дела, авансовые платежи в сумме 340 000 рублей обществом перечислены на счёт Забайкальской таможни 14.09.2007, последнее распоряжение по ним осуществлено, как усматривается из отчёта о расходовании денежных средств, 28.10.2007. Согласно реестру уведомлений №10617000/163 об уточнении вида и принадлежности платежа от 30.11.2010 и расшифровки платежей, спорная сумма авансовых платежей перечислена на соответствующий счет Федерального казначейства. Заявление о возврате излишне уплаченных платежей получено Забайкальской таможней 20.12.2010, , то есть в период действия статьи 330 ТК РФ в редакции Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ, согласно которой возврат невостребованных сумм авансовых платежей возможен только в течение трехлетнего срока со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.
При этом пункт 5 статьи 330 ТК РФ в редакции Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ закрепил императивное правило о том (в отличие от пункта 5 в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 58-ФЗ), что в случае пропуска данного срока авансовые платежи плательщику не возвращаются, а учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ТК РФ, регламентирующим порядок действия актов таможенного законодательства во времени, акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, спорные правоотношения между обществом и Забайкальской таможней возникли в момент уплаты и распоряжения авансовыми платежами, то есть в период действия ТК РФ в редакции, предшествующей внесению в нее изменений Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 330 ТК РФ, действующей в редакции до вступления в силу Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ, авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В силу пункта 5 статьи 330 ТК РФ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Из вышеприведенных положений статьи 330 ТК РФ следует, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, и истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.
При этом таможенным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов распоряжения излишне уплаченными авансовыми платежами, а именно подача лицом или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Данное ограничение распоряжения излишне уплаченными платежами установлено в рамках публично-правовых отношений и направлено на обеспечение государственных интересов в области таможенного дела и обеспечение поступления в бюджет таможенных платежей в полном объеме, вместе с тем, это не ограничивает право плательщика требовать возврата своих денежных средств в частно - правовом порядке, регулируемом гражданским законодательством, предполагающим в том числе, возможность обращения в суд за защитой своих прав.
Так, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что с заявлением в таможенный орган плательщик обратился 20.12.2010. По мнению общества, отказ Забайкальской таможни от 24.12.2010 об отказе в возврате авансовых платежей является днем, когда плательщик узнал о нарушении своего права, вследствие чего с указанного момента начинает течение трехлетний срок исковой давности для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в судебном порядке.
Между тем, как следует из положения пункта 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации в вышеприведенной редакции, течение трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке начинается с момента внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Как следует из вышеприведенных обстоятельств дела, обществом пропущен трехлетний срок для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в административном порядке.
Вместе с тем общий срок исковой давности для возврата авансовых платежей обществом не пропущен, поскольку о невозможности осуществления своего права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в административном порядке общество могло узнать лишь с момента принятия Забайкальской таможней 24.12.2010 решения об отказе в их возврате. Заявление в арбитражный суд обществом направлено 12.05.2011.
Следовательно, заявителем не пропущен общий срок исковой давности для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных авансовых платежей.
Возникшие между сторонами правоотношения носят публично правовой характер и сами излишне уплаченные авансовые платежи не являются задолженностью Забайкальской таможни, возникшей вследствие вступления сторон в гражданские правоотношения.
Вместе с тем арбитражный суд, исходя из требований части 2 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, ст. 200 ГК РФ, считает возможным в данном конкретном случае удовлетворить заявленное обществом требование.
Данный вывод арбитражного суда также согласуется с правовой позицией Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 05.05.2010 по делу №А33-15930/2009.
При подаче заявлением обществом по платёжному поручению №6671 от 04.05.2011 перечислена в федеральный бюджет госпошлина в размере 2 000 рублей.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежит взысканию с таможенного органа в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 101, 106, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Мир машин» требование удовлетворить.
Обязать Забайкальскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Мир машин» 16 982,79 рублей излишне уплаченных авансовых платежей.
Взыскать с Забайкальской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мир машин» судебные расходы в размере 2000 рублей, связанные с уплатой обществом при подаче заявления государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья: Г.Д. Антипенко.