АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-398/2017
01 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2017 года
Решение изготовлено в полном объёме 01 февраля 2017 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Переваловой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полутовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятии (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 2 221 069 руб. 12 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя –представитель не явился (уведомлен);
от ответчика– Маркевич Н.А., представителя по доверенности от 09.01.2017.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее- Заявитель, Управление Росприроднадзора по р.Бурятия) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее- ФГКУ «Сибирское ТУИО») о взыскании 2 221 069 руб. 12 коп. задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2006г., 2007г., 2008г., 1, 3, 4 кварталы 2010 г.
Заявитель явку представителя в предварительное заседание не обеспечил, в ходатайстве, представленном в материалы дела 26.01.2017, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Определением суда от 17.01.2017 были определены дата и время судебного заседания 01.02.2017 09 час 40 мин. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.
Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Заявление рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ, в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании ответчик требования не признал, заявил о пропуске срока исковой давности на взыскание задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2006г., 2007г., 2008г., 1, 3, 4 кварталы 2010 г.
Изучив позицию стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В своем заявлении заявитель указал, что 235 КЭЧ района Сибирского военного округа и ФГУ «Джидинская КЭЧ района» относились к категории учреждений, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом 235 КЭЧ района Сибирского военного округа оказывалось негативное воздействие на окружающую среду в 3, 4 кварталах 2010г., в том числе в виде выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух стационарными объектами, размер платы составляет 9 879 руб. 17 коп., выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами размер платы составляет 276 руб. 79 коп., сбросов загрязняющих веществ в водные объекты размер платы составляет 151 руб. 71 коп., а также в виде размещения отходов производства и потребления размер платы составляет 5 526 руб. 86 коп.
ФГУ «Джидинская КЭЧ района» оказывалось негативное воздействие на окружающую среду в 2006, 2007, 2008, 1 квартале 2010г., в том числе в виде выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух стационарными объектами размер платы составляет 162 764 руб. 85 коп., выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами размер платы составляет 1 064 руб. 03 коп., сбросов загрязняющих веществ в водные объекты размер платы составляет 216 856 руб. 25 коп., а также в виде размещения отходов производства и потребления размер платы составляет 1 824 549 руб. 46 коп.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц, представленных заявителем на 235 КЭЧ района и ФГУ «Джидинская КЭЧ района», последние реорганизованы в форме присоединения к ответчику, в силу закона у последнего возникают обязательства по оплате задолженности сложившейся у правопредшественника.
В силу Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон "Об охране окружающей среды"), Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон №96-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 учреждение обязано осуществлять экологические платежи.
В связи с тем, что правопредшественники и правопреемник не произвели уплату платежей за спорный период, заявитель направил ответчику претензию от 13.08.2013 об уплате задолженности в бюджет по плате за негативное воздействие на окружающую среду. ФГКУ «Сибирское ТУИО» претензия получена 22.08.2013.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением 12.01.2017.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 приказа). Отчетным периодом признается календарный квартал (п. 2 приказа).
В соответствии со ст. 5 Закона "Об охране окружающей среды" предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 №717, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. В соответствии с п. 4 Положения Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Росприроднадзора по р.Бурятия является территориальным органом Росприродназора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Респеблики Бурятия. Управление Росприроднадзора по р.Бурятия осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), Управление для осуществления своих полномочий имеет право заявлять в установленном законом порядке иски о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Закона "Об отходах" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ст. 4 Закона "Об отходах" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
С экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Согласно определениям Верховного суда Российской Федерации от 04.02.2015 по делу №301-КГ14-1819 и от 07.12.2015 №307-КГ15-10932 обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возложенная на природопользователя, не может быть прекращена у природопользователя, в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов, не передавались.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". В соответствии с порядком, утвержденным данным приказом расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632. Расчет платы представляется плательщиками в компетентный орган не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В расчетах, заполненных и представленных в материалы дела в адрес заявителя во исполнение действующего законодательства, исчислены суммы платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Доказательств иных фактических объемов негативного воздействия ответчика на окружающую среду в материалы дела не представлено.
Доказательств оплаты задолженности ответчик не представил.
Таким образом, сумма задолженности, материалами дела подтверждена.
Вместе с тем Закон об охране окружающей среды предусматривает обязательные публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых - платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Налоговый кодекс не устанавливает такого сбора, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому его положения, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.
При рассмотрении дела ответчиком заявлен довод об истечении срока давности взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006г., 2007г., 2008г., 1, 3, 4 кварталы 2010 г.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В Приказе от 08.06.2006 N 557 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" определен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в качестве которого признается календарный квартал.
Таким образом, что сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006, 2007, 2008, 1, 3, 4 кварталы 2010, истекли.
С заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду управление Росприроднадзора обратилось в суд только 12 января 2017 года, после истечения срока давности обращения в суд.
Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (статья 203 Гражданского кодекса). Перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В нарушение ст.65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о перерыве течения срока исковой давности, истец в материалы дела не представил.
Учитывая положения статей 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43, суд приходит к выводу, что на дату обращения в суд истек срок давности взыскания 2 221 069 руб. 12 коп. задолженности по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пропуск срока давности влечет за собой отказ в удовлетворении требования.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В заявленном требовании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятии (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2 221 069 руб. 12 коп., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Е.А. Перевалова