АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-401/21
19 февраля 2021
Решение изготовлено в полном объёме 19 февраля 2021 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Акционерному обществу «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,
при участии в судебном заседании:
стороны представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее – Роскомнадзор) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) Акционерное общество «Почта России».
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривалось в соответствии со статьей 205 АПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, установил следующее.
В Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю поступило обращение ФИО1 (вх. №01-08-648/75 от 14.12.2020) по поводу розыска международного почтового отправления № R0158532677RU и неполучения от оператора почтовой связи АО «Почта России» ответа на претензию.
Согласно обращению, заявителем ФИО1 17.06.2020 из г.Читы в Саудовскую Аравию отправлена посылка № RO158532677RU. 22.06.2020 посылка прибыла на Российскую таможню, с 25.06.2020 статус отправления «подготовлена к отправке из России» не меняется. В этой связи заявителем ФИО1 28.09.2020 оставлена претензия в ОСП Читинский почтамт УФПС Забайкальского края, вх. №1261. Ответ на претензию заявителю на момент обращения (12.12.2020) предоставлен не был.
В результате рассмотрения обращения ФИО1 установлено следующее.
По информации, предоставленной оператором почтовой связи АО «Почта России» по запросу Управления, международный мелкий пакет № RO158532677RU, принятый к пересылке 17.06.2020, прибыл в место международного почтового обмена MP ЛЦ Внуково 102972 22.06.2020. После соответствующей обработки мелкий пакет № R0158532677RU сдан перевозчику для отправки в страну назначения. Дальнейшее местонахождение мелкого пакета №R0158532677RU на момент предоставления ответа в Управление АО «Почта России» не установлено.
Претензия на розыск отправления № R0158532677RU подана заявителем ФИО1 28.09.2020 в приемную Читинского почтамта - обособленного структурного подразделения УФПС Забайкальского края - филиала АО «Почта России», зарегистрирована под №1261. Бланк заявления сформирован на официальном сайте АО «Почта России» в разделе «Помощь» - «Электронные обращения» - Претензия на розыск международного почтового обращения». При этом какие-либо рекомендации по заполнению бланка претензии на сайте оператора отсутствуют. Все необходимые поля бланка заявителем ФИО1 заполнены, копия квитанции с информацией о номере отправления и сумме платы за пересылку к заявлению приложена.
Читинским почтамтом 01.10.2020 заявление ФИО1 зарегистрировано в информационной системе обращений за №10017464600 и направлено в Москву в отдел по международным претензиям, о чем заявитель извещен письмом от 01.10.2020 №7.7.25.1.2-2180.
Ответ на претензию пользователя услугами почтовой связи ФИО1 подготовлен АО «Почта России» 24.12.2020 за №АУП-02/134286-Кач, по истечении почти трех месяцев (без 4-х дней) со дня подачи претензии, с нарушением установленного Регламентом письменной корреспонденции (Берн, 2013 год) 2-х месячного срока рассмотрения претензий пользователей услугами почтовой связи. При этом ответ АО «Почта России» не содержит какой-либо информации о месте нахождении отправления либо информации об его утрате, не содержит решения оператора, касающегося ответственности за утрату (длительное прохождение почтового отправления).
Согласно указанному письму для установления окончательного статуса отправления назначенному оператору Саудовской Аравии направлена рекламация, из ответа на которую следует, что для проведения проверки на территории страны необходимо уточнить адрес получателя. В соответствии с международными нормативными актами для проведения проверки необходим полный адрес получателя (латинскими буквами), а поскольку в заявлении ФИО1 данная информация указана не в полном объеме (на русском языке) АО «Почта России» лишено возможности продолжить проверку.
Заявителю в случае если необходимость в розыске отправления не отпала, предлагается снова подать заявление, оформленное соответствующим образом, с указанием адресных данных, с приложением копии квитанции с информацией о номере отправления и сборов за пересылку. При этом в международных правовых актах в области связи (Регламент письменной корреспонденции), ссылки на которые даны ниже, указано, что бланк претензии должен заполняться со всеми подробностями по установленной форме и «предпочтительно» заглавными латинскими буквами. А установленная оператором почтовой связи АО «Почта России» форма претензии по международным почтовым отправлениям, размещенная на официальном сайте АО «Почта России», каких-либо оговорок о том, как следует заполнять адрес получателя, не имеет, рекомендации по заполнению бланка претензии на сайте оператора отсутствуют. Копия же квитанции со всей необходимой информацией прилагалась заявителем к первоначальному заявлению.
Таким образом, АО «Почта России» нарушен срок предоставления ответа на претензию пользователя услугами почтовой связи ФИО1
Как указал заявитель, убедительный ответ на претензию пользователю услугами почтовой связи ФИО1 до настоящего времени не предоставлен, причем к моменту получения ответа от АО «Почта России» установленный 6-ти месячный срок предъявления претензий истек.
АО «Почта России» является владельцем лицензии от 11.04.2018 №162571 на предоставление услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 5 лицензионных требований - приложения к Лицензии от 11.04.2018 №162571 лицензиат АО «Почта России» обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Порядок предъявления и регистрации претензий пользователей услуг почтовой связи установлен положениями ст. 19 Всемирной почтовой конвенции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 №16-р, положениями Регламентов письменной корреспонденции и почтовых посылок (Берн, 2013 год), а также ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-Ф'3 «О почтовой связи» и разделом VII (п.п. 63-66) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Всемирной почтовой конвенции каждый назначенный оператор обязан принимать рекламации (претензии) в отношении заказных отправлений, поданных в его собственной службе или в службе другого назначенного оператора в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления. Претензии подаются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации. Рекламации принимаются в соответствии с условиями, предусмотренными в Регламентах.
Международное почтовое отправление №R0158532677RU является заказным мелким пакетом, весом 0,569 кг. и согласно ст. 13 Всемирной почтовой конвенции относится к разряду письменной корреспонденции, следовательно, рекламации (претензии) по розыску указанного пакета принимаются в соответствии с условиями, предусмотренными Регламентом письменной корреспонденции (Берн, 2013 год).
Согласно положениям ст. 154 указанного Регламента рекламации принимаются в течение периода, указанного в ст. 19 Конвенции, как только отправитель или адресат заявили о проблеме.
Любая рекламация требует заполнения бланка CN 08 (заполняется оператором страны подачи - ст. 162 Регламента). Бланк рекламации должен заполняться со всеми подробностями по установленной форме, в частности, с указанием обязательной информации об уплаченных сборах, если рекламация касается заказного отправления, и очень четко, предпочтительно заглавными латинскими буквами и арабскими цифрами или еще лучше - печататься.
Назначенный оператор, получающий первым бланк CN 08 и прилагаемые к нему подтверждающие документы от клиента, должен обязательно завершить свое расследование в течение 10 дней и перенаправить бланк CN 08 и прилагаемые к нему подтверждающие документы соответствующему назначенному оператору. Бланк и прилагаемые к нему подтверждающие документы должны быть возвращены назначенному оператору страны подачи рекламации в кратчайший срок и не позднее чем через два месяца со дня подачи первоначальной рекламации или в течение 30 дней с этой даты, если рекламация была передана по телефаксу или с использованием другого электронного средства. По истечении этого периода ответ направляется назначенному оператору страны подачи за счет назначенного оператора страны назначения посредством телефакса, электронной почты или при помощи любого другого средства электросвязи.
Назначенный оператор, который не может установить ни выдачи отправления получателю, ни пересылки другому назначенному оператору, немедленно производит необходимое расследование и обязательно указывает свое решение, касающееся ответственности (выплаты возмещения).
Согласно ст. 163 Регламента выплата возмещения производится в возможно короткий срок, но не позднее трех месяцев со дня, следующего за днем подачи рекламации.
Заявитель ФИО1 по истечении трех месяцев не получила ни выплаты возмещения, ни какой-либо информации о своем отправлении.
АО «Почта России» письмом от 30.12.2020 № АУП-02/10575-Кач признает замедление в рассмотрении обращения пользователя ФИО1, но объясняет его большим количеством обращений пользователей и удаленным режимом работы, связанными с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, оператором почтовой связи АО «Почта России» - владельцем лицензии на оказание услуг почтовой связи №162571 от 11.04.2018 ответ на претензию пользователя услугами почтовой связи ФИО1 в установленный срок не предоставлен, что является нарушением требований: абз.4 ст. 14 и абз. 4 ст. 16, ст. 37 федерального закона №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи», п. 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, п. 154, 163 Регламента письменной корреспонденции (Берн, 2013 год); п. 5 лицензионных требований - приложения к Лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11.04.2018 №162571, выданной ФГУП «Почта России» на предоставление услуг почтовой связи.
Таким образом, в действиях АО «Почта России» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По выявленному правонарушению Роскомнадзором составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2021 с квалификацией его по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Данное влечет в отношении юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В ходе судебного разбирательства не представлено доказательств наличия обстоятельств, не позволивших ему соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность
С учетом вышеприведенного суд полагает установленным наличие вины в совершенном правонарушении.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах, основания для применения по данному делу положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
На основании вышеприведенного, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, заявителем указано на привлечение АО «Почта России» к административной ответственности по однородному правонарушению (решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30.09.2020 дело № А78-7370/2020, от 27.10.2020 дело № А78-8694/2020).
Процессуальных нарушений в ходе производства по административному делу не установлено.
Правовых и фактических оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ, из имеющихся материалов дела не усматривается.
Сведения, позволяющие суду отнести заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют.
Оснований для применения норм ст.4.1.1 КоАП РФ не усматривается.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, суд полагает возможным привлечение к административной ответственности в виде минимального административного штрафа, определенного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Акционерное общество «Почта России», зарегистрированное по адресу: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированное Инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г.Москве 01.10.2019, в виде штрафа в размере 32 000 руб.
Штраф в соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
Получатель УФК по Забайкальскому краю (Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю),
Лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 753601001, БИК 017601329
Наименование банка получателя: Отделение Чита г.Чита Банка России
Единый казначейский счет 4010210945370000063, ОКТМО 76701000
Казначейский счет 03100643000000019100
КБК 09611601141019002140, УИН 09600000000031209540.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья Д.С. Горкин