ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4028/19 от 04.07.2019 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-4028/2019

08 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2019 года.

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474) к Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271) о признании недействительным градостроительного плана № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года земельного участка с кадастровым номером 75:06:000000:138: категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс», и об обязании выдать градостроительный план земельного участка, оформленный в надлежащем виде в установленном законом порядке,

при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:

от ООО «Подолье XXI»: Соловцова С.М., генерального директора согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25 марта 2019 года № ЮЭ9965-19-33042944 (личность установлена по паспорту);

от Администрации: не было (извещена);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (далее – ООО «Подолье XXI», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (далее – Администрация) о признании недействительным градостроительного плана № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года земельного участка с кадастровым номером 75:06:000000:138: категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс», и об обязании Администрации выдать градостроительный план земельного участка, оформленный в надлежащем виде в установленном законом порядке.

Представитель заявителя требования поддержал и указал на то, что раздел «Общие сведения» строки «Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании», «Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства», «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)», «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории», разделы 1 и 2, подразделы 2.2 и 2.3 раздела 2, подразделы 3.1 и 3.2 раздела 3, разделы 5, 6, 7, 8, 9 и 11 выданного Администрацией градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не соответствуют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».

Администрация с доводами Общества не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве, в том числе указала, что Обществом пропущен процессуальный срок на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.

О месте и времени рассмотрения дела Администрация извещена надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

В судебном заседании 27 июня 2019 года представителем Общества для приобщения к материалам дела представлены письменные пояснения от 26 июня 2019 года, копии акта от 17 сентября 2018 года, описи вложения, почтового конверта № 67465027003499, претензии № 18/09/13 от 18 сентября 2018 года, описи вложения и почтовой квитанции от 18 сентября 2018 года, письма УФССП России по Забайкальскому краю от 20 ноября 2018 года № 75907/18/27490, письма ООО «БРК-Инвест» № 138-ГП от 19 марта 2019 года.

Названные документы приобщены к материалам дела.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 27 июня 2019 года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 04 июля 2019 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

27 июня 2019 года в суд нарочным от ООО «Подолье XXI» поступили почтовая квитанция от 27 июня 2019 года, копии письма Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 3 сентября 2018 года № 75044/18/48269 с описью вложения от 4 сентября 2018 года, письма Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 21 января 2019 года № 75044/19/2369 с описью вложения от 22 января 2019 года.

Названные документы приобщены к материалам дела.

Заслушав доводы представителя Общества, исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражным судом установлено следующее.

ООО «Подолье XXI» зарегистрировано в качестве юридического лица 2 декабря 2016 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 5167746405481, о чем выдано свидетельство 77 017438264 (т. 1, л.д. 19).

В рамках дела № А78-150/2018 судом установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 75:06:000000:138, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения, площадь 910 556 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 апреля 2018 года по делу № А78-150/2018 суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Подолье XXI» путем выдачи градостроительного плана земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв.м., с кадастровым номером 75:06:000000:138, расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс», в течение 20 (двадцати) рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

4 июня 2018 года Администрацией выдан градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 (т. 1, л.д. 75-85).

Впоследствии ООО «Подолье XXI» для выполнения проектных работ направило выданный градостроительный план земельного участка проектной организации ООО «БРК-Инвест».

Однако в письме № 138-ГП от 19 марта 2019 года ООО «БРК-Инвест» сообщило об отсутствии возможности строительного проектирования, поскольку градостроительный план земельного участка не содержит обязательных сведений.

Посчитав, что градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не соответствует требованиям градостроительного законодательства, ООО «Подолье XXI» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Довод Администрации о пропуске Обществом процессуального срока на обращение с рассматриваемым заявлением суд признает необоснованным по следующим причинам.

В силу статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4).

Как отмечает Администрация, письмом от 4 июня 2018 года № 1572 Администрация направила в адрес Общества 2 экземпляра градостроительного плана земельного участка (т. 1, л.д. 92). При этом в письме не указаны реквизиты градостроительного плана.

Почтовое отправление получено адресатом 14 июня 2018 года согласно почтовому уведомлению (т. 1, л.д. 93).

В тоже время имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о вручении 14 июня 2018 года не имеет номера почтового идентификатора, в связи с чем суд лишен возможности сопоставить его с почтовой квитанцией от 5 июня 2018 года (т. 1, л.д. 93), притом что заявитель отрицает факт получения названного отправления.

Письмом от 16 октября 2018 года Администрация повторно направила Обществу 2 экземпляра градостроительного плана земельного участка (вновь без указания его реквизитов) (т. 1, л.д. 95-96), однако почтовый конверт № 67465028070148 вернулся с отметкой «Истек срок хранения».

О неполучении Обществом в июне 2018 года градостроительного плана земельного участка также свидетельствует письмо УФССП России по Забайкальскому краю от 20 ноября 2018 года № 75907/18/27490, в котором орган принудительного исполнения поясняет, что 2 августа 2018 года на основании исполнительного листа Арбитражного суда Забайкальского края по делу № А78-150/2018 судебным приставом-исполнителем Забайкальского РОСП возбуждено исполнительное производство № 13693/18/75044-ИП.

5 сентября 2018 года исполнительное производство окончено в связи с его фактическим исполнением.

Однако начальником Забайкальского РОСП исполнительное производство № 13693/18/75044-ИП возобновлено.

9 ноября 2018 года и.о. Главы Администрации предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему вручено требование о предоставлении судебному приставу-исполнителю оригинала градостроительного плана земельного участка.

17 сентября 2018 года в Общество поступила копия градостроительного плана земельного участка № RU92508101-21 от 4 июня 2018 года в 1 экземпляре, о чем Обществом совместно с сотрудником организации почтовой связи составлен совместный акт от 17 сентября 2018 года.

При этом согласно пояснениям Администрации от 24 мая 2019 года № 2139 (т. 1, л.д. 109) и копии канцелярской книги «Регистрация градостроительных планов» (т. 1, л.д. 111) градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 75:06:000000:138 присвоен номер RU92508101-30.

Согласно письму УФССП России по Забайкальскому краю от 20 ноября 2018 года № 75907/18/27490 судебный пристав-исполнитель Забайкальского РОСП 14 ноября 2018 года в заказном письме № 67465028093925 направил Обществу оригинал градостроительного плана земельного участка в 1 экземпляре.

Письмом от 21 января 2019 года № 75044/19/2369 Забайкальский РОСП направил Обществу второй экземпляр оригинала градостроительного плана земельного участка.

Принимая во внимание положения пункта 2 Порядка заполнения градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр (далее – Порядок заполнения № 741/пр), согласно которым после регистрации первый и второй экземпляры на бумажном и (или) электронном носителе, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, передаются заявителю, а также учитывая, что фактически Обществу выдан градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года, последнее считается получившим его в январе 2019 года (после направления Забайкальским РОСП второго экземпляра оригинала градостроительного плана).

В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках» указано, что при решении вопроса о соблюдении заявителем срока на подачу апелляционной (кассационной) жалобы в случае, если жалоба была сдана на почту, необходимо учитывать, что дата подачи жалобы может быть определена по штемпелю на конверте, либо квитанции о приеме письма (квитанции с реестром на заказную корреспонденцию), либо по иному документу, подтверждающему прием корреспонденции, при условии, что этой квитанцией или иным документом суд апелляционной (кассационной) инстанции располагает на момент решения вопроса о принятии жалобы к производству. Если на штемпеле и в квитанции указаны разные даты, то датой подачи апелляционной (кассационной) жалобы следует считать более раннюю дату.

Приведенная правовая позиция применима и при обращении с заявлением (исковым заявлением) в суд первой инстанции.

Согласно штемпелю на почтовом конверте № 12310033053030 (т. 1, л.д. 46) заявление Общества с приложенными документами сдано на почту 25 марта 2019 года.

Следовательно, рассматриваемое заявление ООО «Подолье XXI» считается поданным в арбитражный суд 25 марта 2019 года, в пределах процессуального строка, установленного частью 4 статьи 198 АПК Российской Федерации.

По существу заявленных требований суд находит доводы Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) закреплен основополагающий принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Все земли в Российской Федерации подразделены на определенные категории, и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункты 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса).

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса закреплено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В свою очередь, зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В части 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

В пункте 1 статьи 1 Градостроительного кодекса определено, что градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).

Таким образом, органам местного самоуправления соответствующего населенного пункта, к числу которых относится и Администрация, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием, что является публичным правом администрации на развитие территории в соответствии с зонированием.

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса (в редакции действующей на момент выдачи градостроительного плана) в градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;

6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

11) о границах зон действия публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).

В частности, приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр утверждены форма градостроительного плана земельного участка и Порядок ее заполнения.

Ранее уже отмечалось, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 75:06:000000:138, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения, площадь 910 556 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 апреля 2018 года по делу № А78-150/2018 Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Подолье XXI» путем выдачи градостроительного плана земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв.м., с кадастровым номером 75:06:000000:138, расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс», в течение 20 (двадцати) рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

4 июня 2018 года Администрацией выдан градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 (т. 1, л.д. 75-85).

Впоследствии ООО «Подолье XXI» для выполнения проектных работ направило выданный градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года проектной организации ООО «БРК-Инвест».

Однако в письме № 138-ГП от 19 марта 2019 года ООО «БРК-Инвест» сообщило, что об отсутствии возможности строительного проектирования, поскольку градостроительный план земельного участка не содержит обязательных сведений.

Так, Порядком заполнения № 741/пр установлено, что в строке «Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании» указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица и дата регистрации его заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка в случае, когда основанием для выдачи градостроительного плана земельного участка является заявление правообладателя юридического лица (пункт 9).

В строке «Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства» пишется «В границах земельного участка расположены объекты капитального строительства. Количество объектов «N» единиц(ы). Объекты отображаются на чертеже(ах) градостроительного плана под порядковыми номерами. Описание объектов капитального строительства приводится в подразделе 3.1 «Объекты капитального строительства» или подразделе 3.2 «Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» раздела 3» (пункт 15).

При отсутствии в границах земельного участка объектов капитального строительства, в строке пишется «Объекты капитального строительства отсутствуют» (пункт 16).

В строке «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)» указывается перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 17).

Если земельный участок расположен в границах территории в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется «Проект планировки территории не утвержден». В графах таблицы ставятся прочерки. В строке «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории» указывается:

а) дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

б) наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории (пункт 18).

Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется «Документация по планировке территории не утверждена», или «Проект планировки территории не утвержден», или «Проект межевания территории не утвержден» (пункт 19).

В свою очередь, выданный Администрацией градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не соответствует приведенным положениям.

В строке «Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании» не указана дата регистрации заявления Общества о выдаче градостроительного плана земельного участка.

В строке «Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства» указано «нет», что противоречит положениям подраздела 3.1 «Объекты капитального строительства», в котором отмечен комплексный объект приграничного туристического комплекса «Восточные ворота России Забайкальск-Маньчжурия».

Заполнение строки «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)» не соответствует пунктам 17 и 18 Порядка заполнения № 741/пр. А строка «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории» вообще не заполнена.

Согласно пунктам 23-26 и 26 Порядок заполнения раздела 1 «Чертеж(и) градостроительного плана земельного участка» чертеж, а в случае необходимости чертежи, градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе вручную или в электронном виде в цветном исполнении.

Чертеж или чертежи градостроительного плана земельного участка выполняются в масштабе 1:500, 1:1000 или 1:2000.

В правом нижнем углу чертежа или чертежей оформляется угловой штамп организации с подписями разработчиков.

На чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются: 1) схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); 2) границы земельного участка с координатами характерных точек; 3) расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства (с указанием номеров таких объектов по порядку), а также расположенные в границах земельного участка сети инженерно-технического обеспечения; 4) красные линии; 5) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 6) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии); 7) границы территории объекта культурного наследия; 8) границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны; 9) границы зон действия публичных сервитутов; 10) точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 11) условные обозначения отображаемой информации.

В строке «Чертеж(и) градостроительного плана разработан(ы)» указывается наименование организации, выполнившей чертеж(и) градостроительного плана, в случае, если разработка чертежа(ей) осуществлялась силами сторонних лиц, на основании заключенных договоров/контрактов.

В нарушение приведенных положений Порядка заполнения № 741/пр в разделе 1 градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года в правом нижнем углу отсутствует угловой штамп организации с подписями разработчиков, на чертеже полностью отсутствует информация, предусмотренная пунктом 27 названного Порядка, не указаны наименование организации, выполнившей чертеж(и) градостроительного плана, в случае, если разработка чертежа(ей) осуществлялась силами сторонних лиц, на основании заключенных договоров/контрактов.

В разделе 2 градостроительного плана отражается информация о градостроительном регламенте земельного участка либо требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

Информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент и на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента (пункт 30 Порядка заполнения № 741/пр).

В разделе 2 «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» указывается информация об установлении градостроительного регламента. Если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент, в строке пишется «Земельный участок расположен в территориальной зоне «N». Установлен градостроительный регламент». В случае, если в отношении земельного участка не устанавливается градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке вносится запись «Градостроительный регламент не устанавливается» или «Действие градостроительного регламента не распространяется» (пункт 31 Порядка № 741/пр).

В нарушение названных положений Администрацией в разделе 2 градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не указан градостроительный регламент либо отметка «Градостроительный регламент не устанавливается» или «Действие градостроительного регламента не распространяется».

Вопреки доводам Общества указание в подразделе 2.1 раздела 2 «Реквизиты акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент либо реквизиты акта федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иной организации, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» на решение Совета городского поселения «Забайкальское» от 18.12.2009 № 126 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения «Забайкальское» соответствует положениям пункта 32 Порядка заполнения № 741/пр, поскольку в подразделе 2.1 указываются наименование представительного органа местного самоуправления, утвердившего правила землепользования и застройки, вид и наименование нормативного правового акта об утверждении правил землепользования и застройки, дата и номер его утверждения.

Согласно пункту 37 Порядка заполнения № 741/пр подраздел 2.2 «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.

При этом в силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Однако в нарушение положений Градостроительного кодекса в подразделе 2.2 раздела градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года спорный земельный участок отнесен одновременно к пяти территориальным зонам (Ж-4, О-3, Р-2, П-2, О-1).

При этом как верно отмечает заявитель, приведенные виды разрешенного использования не соответствуют Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Согласно пунктам 42 и 51 Порядка заполнения № 741/пр подраздел 2.3 «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок» содержит информацию о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельного участка и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок и подлежит заполнению в табличной форме путем указания соответствующих цифровых и (или) текстовых показателей, утвержденных в составе правил землепользования и застройки.

В случае, если правила землепользования и застройки либо документация по планировке территории (при наличии) содержат информацию о том, что в границах территориальной зоны не определяется тот либо иной показатель предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, показатель предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо этот показатель не определен, в графах для заполнения показателей указывается «Без ограничений».

В рассматриваемом случае подраздел 2.3 раздела 2 выданного Обществу градостроительного плана земельного участка содержит лишь указание в графе 3 таблицы площади земельного участка, иные графы не заполнены, отметка «Без ограничений» отсутствует.

В соответствии с пунктами 62-66 Порядка заполнения № 741/пр раздел 3 «Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия» содержит: а) информацию об объектах капитального строительства, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности; б) информацию об объектах, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Подраздел 3.1 «Объекты капитального строительства» содержит: а) номер объекта капитального строительства согласно чертежу(ам) градостроительного плана земельного участка; б) назначение объекта капитального строительства; в) этажность и высотность объекта капитального строительства; г) общую площадь объекта капитального строительства в квадратных метрах; д) площадь застройки земельного участка данным объектом капитального строительства; е) кадастровый номер объекта капитального строительства.

В случае отсутствия в границах земельного участка объектов капитального строительства, в соответствующие строки вписываются слова «Не имеется».

Подраздел 3.2 «Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» заполняется, если в границах земельного участка, в отношении которого осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка находятся объекты, занесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом указываются: а) номер объекта культурного наследия согласно чертежу(ам) градостроительного плана земельного участка; б) общая площадь объекта; в) площадь застройки земельного участка данным объектом; г) историческое назначение объекта культурного наследия и его фактическое использование; д) наименование органа государственной власти, принявшего решение о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр, наименование нормативного правового акта, дата и номер его принятия; е) регистрационный номер в реестре и дата постановки на учет в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В случае отсутствия информации о наличии в границах земельного участка объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в соответствующие строки вписываются слова «Информация отсутствует».

В свою очередь, в подразделе 3.1 раздела 3 градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года в качестве объекта капитального строительства указан комплексный объект приграничного туристического комплекса «Восточные ворота России Забайкальск-Маньчжурия», что противоречит строке «Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства», в которой отмечено отсутствие таких объектов.

Подраздел 3.2 раздела 3 спорного градостроительного плана вообще не заполнен Администрацией, указания на отсутствие информации также не содержится.

Раздел 5 «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, расположенного, в том числе частично, в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для объектов, в отношении которых установлены такие зоны (пункт 73 Порядка заполнения № 741/пр).

При отсутствии информации об ограничениях использования земельного участка, в строке пишется «Информация отсутствует» (пункт 75 Порядка заполнения № 741/пр).

Раздел 6 «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон» включает наименование зоны с особыми условиями использования территории с указанием объекта, в отношении которого она установлена, номера и перечень координат характерных точек такой зоны в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 76 Порядка заполнения № 741/пр).

При отсутствии в границах земельного участка границ зон с особыми условиями использования территорий, в графе 1 таблицы пишется «Отсутствует», а в графах 2, 3 и 4 таблицы ставятся прочерки (пункт 77 Порядка заполнения № 741/пр).

При отсутствии сведений о координатах характерных точек границ зон с особыми условиями использования территорий в источниках информации, используемых для подготовки градостроительного плана земельного участка, в соответствующих графах ставятся прочерки (пункт 78 Порядка заполнения № 741/пр).

Раздел 7 «Информация о границах зон действия публичных сервитутов» включает: а) информацию о площади зоны действия публичных сервитутов в квадратных метрах или гектарах и описание границ в соответствии с распорядительным актом уполномоченного органа, реквизиты распорядительного акта уполномоченного органа об установлении публичного сервитута; б) перечень номеров и координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 79 Порядка заполнения № 741/пр).

При отсутствии информации о наличии в границах земельного участка границ зон действия публичных сервитутов, в строке пишется «Информация отсутствует», а в графах таблицы ставятся прочерки (пункт 80 Порядка заполнения № 741/пр).

Раздел 8 «Номер и (или) наименование элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок» включает: а) номер элемента планировочной структуры; б) наименование элемента планировочной структуры (пункт 81 Порядка заполнения № 741/пр).

Согласно пункту 82 Порядка № 741/пр в разделе 9 «Информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа» указывается информация, согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, которая включает: а) наименование органа (организации), выдавшего(ей) технические условия подключения (технологического присоединения); б) реквизиты документа, содержащего информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; в) вид ресурса, получаемого от сетей инженерно-технического обеспечения; г) информацию о максимальной нагрузке подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; д) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) срок действия технических условий.

Пунктами 84, 85 и 86 Порядка заполнения № 741/пр также предусмотрено, что раздел 11 «Информация о красных линиях» содержит номера и перечень координат характерных точек красных линий в границах земельного участка, а также ближайших к границам земельного участка крайней правой и левой и (или) верхней и нижней характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

При отсутствии информации о наличии в границах земельного участка (по его границам) красных линий, в строке пишется «Информация отсутствует», а в графах таблицы ставятся прочерки.

При отсутствии сведений о координатах характерных точек красных линий в источниках информации, используемых для подготовки градостроительного плана земельного участка, в соответствующих графах ставятся прочерки.

В нарушение приведенных положений разделы 5, 6, 7, 8 и 11 градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не заполнены, не содержат отметок «Информация отсутствует», прочерки в таблицах таких разделов не проставлены (в случае фактического отсутствия соответствующей информации).

В разделе 9 оспариваемого градостроительного плана отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.

Несоответствие градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года требованиям Градостроительного кодекса и Порядка заполнения № 741/пр в приведенной части по существу Администрацией не оспаривается, в судебном заседании 15 мая 2019 года представитель органа местного самоуправления отсутствие необходимой информации в разделах оспариваемого градостроительного плана подтвердила (аудиозапись судебного заседания от 15 мая 2019 года).

В свою очередь, на основании пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса градостроительный план является одним из обязательных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной планировки требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных данным Кодексом.

Таким образом, содержание градостроительного плана обеспечивает предоставление заинтересованному лицу всех сведений, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования конкретной территориальной зоны, в которую входит такой участок.

То есть право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.

В этой связи выдача Администрацией рассматриваемого в рамках настоящего дела градостроительного плана, не содержащего обязательную информацию, не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица.

Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не соответствует Градостроительному кодексу и Порядку заполнения № 741/пр, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным в части приведенных выше разделов.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют недействительность оспариваемых актов, незаконность решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав недействительным акт или незаконным решение органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания недействительным акта или незаконным решения соответствующего органа (должностного лица) является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

ООО «Подолье XXI» в своем заявлении в качестве способа восстановления нарушенных прав полагает необходимым обязать Администрацию выдать Обществу градостроительный план земельного участка, оформленный в надлежащем виде в установленном законом порядке.

Однако учитывая, что Обществу фактически уже выдан градостроительный план, отдельные положения которого не соответствуют требованиям градостроительного законодательства, приведенный заявителем способ восстановления нарушенных прав не соответствует заявленным требованиям.

В рассматриваемом случае арбитражный суд считает возможным ограничиться указанием на обязанность Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, не конкретизируя при этом способ исполнения данной обязанности.

На основании статьи 110 АПК Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1). Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3).

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указано, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации. Законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Таким образом, предоставление Администрации как органу местного самоуправления льготы по уплате государственной пошлины не влечет за собой освобождение его от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение.

В связи с чем уплаченная ООО «Подолье XXI» государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит отнесению на Администрацию, а излишне уплаченная по платежному поручению № 20 от 1 апреля 2019 года государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года, выданный Администрацией городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271), в части раздела «Общие сведения» строки «Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании», «Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства», «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)», «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории», разделов 1 и 2, подразделов 2.2 и 2.3 раздела 2, подразделов 3.1 и 3.2 раздела 3, разделов 5, 6, 7, 8, 9 и 11, признать недействительным как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации и приказу Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».

Обязать Администрацию городского поселения «Забайкальское» муниципального района Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474) в порядке, установленном действующим законодательством.

Взыскать с Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474) из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 20 от 1 апреля 2019 года государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья Е.С. Сюхунбин