АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-4163/2013
12 августа 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объёме 12 августа 2013 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Л.В. Бочкарниковой,
при составлении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Лебедевой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "МегаФон" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановлений административного органа №108/13 от 30.04.2013, № 113/13 от 07.05.2013, № 114/13 от 07.05.2013, № 118/13 от 07.05.2013 и прекращении производства по делам,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя ОАО "МегаФон" по доверенности от 27.06.2012, ФИО2 - представителя ОАО "МегаФон" по доверенности от 18.06.2012;
от заинтересованного лица: ФИО3 - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю по доверенности №59 от 15.01.2013, начальника отдела контроля (надзора) в сфере связи,
установил:
Открытое акционерное общество "МегаФон" (далее - заявитель ОАО "МегаФон") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее - административный орган, Управление) об отмене постановлений административного органа №108/13 от 30.04.2013, № 113/13 от 07.05.2013, № 114/13 от 07.05.2013, № 118/13 от 07.05.2013 и прекращении производства по делам.
Определением суда от 16.07.2013 дела №А78-4288/2013, №А78-4287/2013, А78-4292/2013 и №А78-4163/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, присвоив единый номер производству А78-4163/2013.
В обоснование заявленных требований общество указывало на нарушение административным органом требований части 2 статьи 13.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а именно Управлением не доказан факт наличия события правонарушения и наличие вины ОАО "МегаФон" в совершении правонарушения, а также считает, что правонарушения, зафиксированные в протоколах об административном правонарушении, не установлены частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Административный орган заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановлений, представил отзыв на заявление от 04.06.2013 № 998-02/75, с изложением доводов возражения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Филиалом по Забайкальскому краю ФГУП «Радиочастотный центр Сибирского федерального округа» (далее – филиал ФГУП РЧЦ СФО) на основании плана выездного радиоконтроля филиала ФГУП РЧЦ ДФО на апрель 2013 года проведено мероприятие по радиоконтролю – проверка ОАО «Мегафон», владелец РЭС: ОАО «Мегафон», место нахождения: 680013, <...>.
17.04.2013 в адрес Управления поступила информация от директора филиала ФГУП РЧЦ СФО, полученная в ходе проведения мероприятий по радиоконтролю, о признаках нарушений условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств, с приложением Акта № 13А01-ССС-848, где выявлена эксплуатация РЭС с нарушением условий РИЧ (в сети идентифицируется как БС-41), расположенной по адресу: <...> м. северо-западнее села, АМС ОАО "МегаФон".
На основании указанного акта, филиалом ФГУП РЧЦ СФО составлен протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 15.04.2013 № 13П01-ССС-848, объект измерений - базовая станция сотовой связи БС-752740 (БС-41) с приложением спектральных характеристик.
24.04.2013 в адрес Управления поступила информация от директора филиала ФГУП РЧЦ СФО, полученная в ходе проведения мероприятий по радиоконтролю, о признаках нарушений условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств, с приложением Акта № 13А01-ССС-950, где выявлена эксплуатация РЭС с нарушением условий РИЧ (в сети идентифицируется как БС-29), расположенной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, 28 км.трассы М-58 Хабаровск-Чита, АМС ОАО "МегаФон".
На основании указанного акта, филиалом ФГУП РЧЦ СФО составлен протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 23.04.2013 № 13П01-ССС-950, объект измерений - базовая станция сотовой связи БС-757542 (в сети № 29) с приложением спектральных характеристик.
24.04.2013 в адрес Управления поступила информация от директора филиала ФГУП РЧЦ СФО, полученная в ходе проведения мероприятий по радиоконтролю, о признаках нарушений условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств, с приложением Акта № 13А01-ССС-951, где выявлена эксплуатация РЭС с нарушением условий РИЧ (в сети идентифицируется как БС-5), расположенной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с.Танха, АМС ОАО "МегаФон".
На основании указанного акта, филиалом ФГУП РЧЦ СФО составлен протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 23.04.2013 № 13П01-ССС-951, объект измерений - базовая станция сотовой связи БС-757501 (БС-5) с приложением спектральных характеристик.
24.04.2013 в адрес Управления поступила информация от директора филиала ФГУП РЧЦ СФО, полученная в ходе проведения мероприятий по радиоконтролю, о признаках нарушений условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств, с приложением Акта № 13А01-ССС-960, где выявлена эксплуатация РЭС с нарушением условий РИЧ (в сети идентифицируется как БС-18), расположенной по адресу: <...> км. западнее села, АМС ОАО "МегаФон".
На основании указанного акта, филиалом ФГУП РЧЦ СФО составлен протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 23.04.2013 № 13П01-ССС-960, объект измерений - базовая станция сотовой связи БС-757534 (БС-18) с приложением спектральных характеристик.
19.04.2013 главным специалистом - экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю - государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО4 в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении в области связи и информации № 124, предусмотренном частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использование радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения):
- за нарушение части 1 статьи 24 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», выразившееся в нарушении (невыполнении) Условий, установленных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, указанных в Разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 1169-11-0094 от 26.12.2011. Базовая станция стандарта GSM-900 БС-752740, установленная по адресу: <...> м. северо-западнее села, АМС ОАО "МегаФон" эксплуатируется (используется) ОАО "МегаФон" как базовая станция с обозначением в сети - БС-41.
26.04.2013 главным специалистом - экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю - государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО4 в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении в области связи и информации № 132, предусмотренном частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использование радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения):
- за нарушение части 1 статьи 24 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», выразившееся в нарушении (невыполнении) Условий, установленных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, указанных в Разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 224-11-0170 от 05.04.2011. Базовая станция стандарта GSM-900 БС-757542, установленная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, 28 км.трассы М-58 Хабаровск-Чита, АМС ОАО "МегаФон" эксплуатируется (используется) ОАО "МегаФон" как базовая станция с обозначением в сети - БС-29.
26.04.2013 главным специалистом - экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю - государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО4 в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении в области связи и информации № 133, предусмотренном частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использование радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения):
- за нарушение части 1 статьи 24 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», выразившееся в нарушении (невыполнении) Условий, установленных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, указанных в Разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 224-11-0170 от 05.04.2011. Базовая станция сотовой связи БС-757501, установленная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с.Танха, АМС ОАО "МегаФон" эксплуатируется (используется) ОАО "МегаФон" как базовая станция с обозначением в сети - БС-5.
26.04.2013 главным специалистом - экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю - государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО4 в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении в области связи и информации № 137, предусмотренном частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использование радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения):
- за нарушение части 1 статьи 24 ФЗ от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», выразившееся в нарушении (невыполнении) Условий, установленных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, указанных в Разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 224-11-0170 от 05.04.2011. Базовая станция стандарта сотовой связи БС-757534, установленная по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, 4км. западнее с. Островки, АМС ОАО "МегаФон" эксплуатируется (используется) ОАО "МегаФон" как базовая станция с обозначением в сети - БС-18.
19.04.2013 старший государственный инспектор по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО5 вынес определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 124 на 24.04.2013 в 16 час. 30 мин.
29.04.2013 старший государственный инспектор по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО5 вынес определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 132, № 133, № 137 на 07.05.2013 в 14 час. 00 мин.
24.04.2013 старший государственный инспектор по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО5 вынес определение об отложении рассмотрения административного дела в связи с поступившим от ОАО "МегаФон" ходатайства о переносе рассмотрения дела на 30.04.2013 в связи с отсутствием лица, представляющего интересы общества.
30.04.2013 старший государственный инспектор по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО5 вынес в отношении ОАО "МегаФон", в присутствии представителя общества, старшего специалиста по радиочастотному обеспечению и вводу в эксплуатацию объектов связи Читинского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО "МегаФон" ФИО2, действующего по доверенности от 18.06.2012 постановление №108/13 на основании протокола об административном правонарушении в области связи №124 от 19.04.2013, иных материалов дела об административном правонарушении. Установлено нарушение обществом пункта 1 статьи 24 Закона о связи, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, в соответствии с которой ОАО "МегаФон" признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
07.05.2013 старший государственный инспектор по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ФИО5 вынес в отношении ОАО "МегаФон", в присутствии представителя общества, старшего специалиста по радиочастотному обеспечению и вводу в эксплуатацию объектов связи Читинского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО "МегаФон" ФИО2, действующего по доверенности от 18.06.2012 постановления № 113/13, № 114/13, № 118/13 на основании протоколов об административном правонарушении в области связи № 132, № 133, № 137 от 26.04.2013, иных материалов дела об административном правонарушении. Установлены нарушения обществом пункта 1 статьи 24 Закона о связи, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, в соответствии с которой ОАО "МегаФон" признано виновным в совершении административных правонарушений и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Считая постановления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
При оценке оспариваемого постановления суд исходит из принципа презумпции невиновности и обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, установленных пунктом 1 статьи 65, пунктом 4 статьи 210 АПК РФ, статьи 1.5 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в нарушении правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
На основании части 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о связи право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
Пунктом 3 статьи 24 Закона о связи установлено, что присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости). Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее чем через тридцать пять рабочих дней со дня обращения.
Информация о принятии соответствующего решения размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов должно быть подготовлено федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение двадцати рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. Срок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала для орбитально-частотного ресурса может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи.
Под радиоэлектронными средствами понимаются технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (пункт 21 статьи 2 Закона о связи), а под использованием радиочастотного спектра - обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей (пункт 4 той же статьи).
Таким образом, использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Материалами дела установлено, что ОАО "МегаФон" выданы разрешения на использование радиочастот и радиочастотных каналов от 26.12.2011 № 1169-11-0094, от 05.04.2011 № 224-11-0170.
В соответствии со статьей 24 Закона о связи ОАО "МегаФон" имеет право на использование радиочастот или радиочастотных каналов при соблюдении необходимых условий использования радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, установленных в приложении к вышеуказанным разрешениям.
По условиям использования радиочастот или радиочастотных каналов - пункт 1.1 приложения к разрешению - место установки, тип и основные характеристики РЭС, а также используемые радиочастоты или радиочастотные каналы должны соответствовать частотно-территориальному плану (л.д.80 на обороте).
В соответствии с разделом 3 Условий "Частотно-территориальным планом РЭС (сети) ОАО "МегаФон" разрешено эксплуатировать в <...> м. северо-западнее села, Забайкальского края, Нерчинско-Заводского района, АМС ОАО "МегаФон" базовую станцию стандарта GSM-900 БС-752740.
Согласно акту мероприятия по радиоконтролю от 17.04.2013 № 13А01-ССС-848 базовая станция "БС-752740" в сети идентифицируется как БС-41.
В соответствии с разделом 3 Условий "Частотно-территориальным планом РЭС (сети) ОАО "МегаФон" разрешено эксплуатировать на 28 км.трассы М-58 Хабаровск-Чита, Забайкальского края, Читинского района, АМС ОАО "МегаФон" базовую станцию стандарта GSM-900 БС-757542.
Согласно акту мероприятия по радиоконтролю от 23.04.2013 № 13А01-ССС-950 базовая станция "БС-757542" в сети идентифицируется как БС-29.
В соответствии с разделом 3 Условий "Частотно-территориальным планом РЭС (сети) ОАО "МегаФон" разрешено эксплуатировать в с.Танха, Забайкальского края, Читинского района, АМС ОАО "МегаФон" базовую станцию стандарта БС-757501.
Согласно акту мероприятия по радиоконтролю от 23.04.2013 № 13А01-ССС-951 базовая станция "БС-757501" в сети идентифицируется как БС-5.
В соответствии с разделом 3 Условий "Частотно-территориальным планом РЭС (сети) ОАО "МегаФон" разрешено эксплуатировать в с.Островки 4 км. западнее села, Забайкальского края, Шилкинского района, АМС ОАО "МегаФон" базовую станцию стандарта БС-757534.
Согласно акту мероприятия по радиоконтролю от 23.04.2013 № 13А01-ССС-960 базовая станция "БС-757534" в сети идентифицируется как БС-18.
Порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации регламентирован Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 (далее - Правила N 539).
Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации (абзац 1 пункта 5 статьи 22 Закона о связи).
Так, Правила N 539 устанавливают порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации (пункт 1).
Согласно пункту 3 Правил N 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Пунктом 4 Правил N 539 предусмотрено, что регистрации подлежат радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, предусмотренные в специально утвержденном перечне (приложение к этим Правилам).
На основании пунктов 7 и 8 Правил N 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Роскомнадзора, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
При этом владельцем к заявлению прилагается ряд документов, установленных пунктом 10 Правил N 539. В указанный перечень входят, в том числе, сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (подпункт "г" пункта 10 Правил N 539).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 539 территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не позднее 10 рабочих дней с момента получения заявления
а) рассматривает представленные владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств документы и принимает решение о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств или об отказе в их регистрации;
б) вносит в установленном порядке сведения о зарегистрированных радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах в базу данных;
в) выдает заявителю свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации.
В силу пункта 12 Правил N 539 основанием для отказа в регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств является, в том числе, несоответствие сведений о технических характеристиках и параметрах излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств требованиям, установленным в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 13 Правил N 539 срок действия свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств соответствует сроку действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов), если такое разрешение требуется.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 539 свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.
В силу пункта 15 Правил N 539 перерегистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств проводится на основании заявления, подаваемого в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в том числе, владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств:
- в связи с окончанием срока действия свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства;
- при изменении сведений, указанных в заявлении о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и в прилагаемых к нему документах.
При этом перерегистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется в порядке, установленном для их регистрации (пункт 15.1 Правил N 539).
На основании пункта 16 Правил N 539 действие свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства прекращается в следующих случаях:
1. истечение указанного в свидетельстве срока действия;
2. прекращение действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов);
3. представление заявления владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
4. обнаружение недостоверных данных в документах, послуживших основанием для регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Материалы дела не содержат доказательства регистрации радиоэлектронного средства БС сети подвижной радиотелефонной (сотовой) связи с идентификационными номерами в сети БС-18, БС-5, БС-29.
В судебном заседании представитель ОАО "МегаФон" представил копию свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства (серия 75 13 № 01242) от 18.06.2013 (далее - свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства) БС сети подвижной радиотелефонной (сотовой) связи стандарта GSV Yuawei DBS3900, OBL2740, принадлежащей ОАО "МегаФон", выданной на основании разрешения на использование радиочастот от 26.12.2011 № 1169-11-0094, расположенной по адресу: 0,5 км. севернее с.Горный Зерентуй, АМС ОАО "МегаФон", с идентификационным номером в сети связи: LAK:7515; CI:41. Срок действия свидетельства до 25 декабря 2021 года (т.4, л.д.98).
Поскольку обязанность по регистрации радиоэлектронных средств закреплена в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (часть 5 статьи 22), то соответственно обязанность по регистрации и перерегистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств у ОАО "МегаФон" существовала.
Свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства от 18.06.2013 получено обществом после осуществления мероприятий по радиоконтролю, составления протоколов об административных правонарушений от 19.04.2013, 26.04.2013; вынесения постановлений по делам об административных правонарушений от 30.04.2013, 07.05.2013.
Факт использования (эксплуатации) ООО "МегаФон" базовых станций на территории Забайкальского края, без разрешительных документов достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:
- протоколами об административных правонарушениях в области связи от 19.04.2013 № 124, от 26.04.2013 № 137, № 133, № 132;
- протоколами измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 15.04.2013 № 13П01-ССС-848, от 23.04.2013 № 13П01-ССС-950, № 13П01-ССС-960, № 13П01-ССС-960, № 13А01-ССС-950, № 13А01-ССС-951;
- актами мероприятий по радиоконтролю от 17.04.2013 № 13А01-ССС-848, от 23.04.2013 № 13А01-ССС-848.
В силу пункта 10 статьи 24 Закона о связи в случае выявления нарушения условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона о связи порядок проведения экспертизы электромагнитной совместимости, рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, а также переоформления таких решений или внесения в них изменений устанавливается и публикуется государственной комиссией по радиочастотам.
Решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20.12.2011 N 11-13-02 (ред. от 24.05.2013) утвержден Порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка настоящий Порядок устанавливает в Российской Федерации порядок проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств (далее - РЭС) и их электромагнитной совместимости (далее - ЭМС) с действующими и планируемыми для использования РЭС (далее - экспертиза электромагнитной совместимости), а также порядок рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС различного назначения в пределах выделенных полос радиочастот, порядок переоформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов и внесения в них изменений.
Согласно пункту 36 статьи 2 Закона о связи под электромагнитной совместимостью понимается способность радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств функционировать с установленным качеством в окружающей электромагнитной обстановке и не создавать недопустимые радиопомехи другим радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам.
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) с учетом результатов экспертизы электромагнитной совместимости, проводимой радиочастотной службой, на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц, а также федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов осуществляется на 10 лет или меньший заявленный срок. Срок присвоения (назначения) радиочастоты или радиочастотного канала может быть увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи.
В соответствии с пунктом 8 названного Порядка экспертиза электромагнитной совместимости, а также взаимодействие с Минобороны России, ФСО России и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России) в рамках экспертизы электромагнитной совместимости осуществляется организацией радиочастотной службы - федеральным государственным унитарным предприятием "Главный радиочастотный центр" (далее - ФГУП "ГРЧЦ" или организация радиочастотной службы).
Согласно пункту 15 Порядка ФСО России проводит согласование возможности использования запрашиваемых радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения и их ЭМС с действующими и планируемыми для использования РЭС, обеспечивающими связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в случаях, предусмотренных соответствующими решениями ГКРЧ. В остальных случаях в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка с ФСО России проводится согласование мест размещения заявленных стационарных РЭС гражданского назначения.
Под местом размещения стационарного РЭС подразумевается положение РЭС с указанием координат, адреса (при его наличии) и высоты подвеса антенны.
В пункте 47 названного Порядка предусмотрено, что по просьбе заявителя разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов может быть переоформлено без проведения экспертизы электромагнитной совместимости в случае изменения наименования адреса размещения РЭС, уточнения географических координат места размещения действующего РЭС при условии, что фактическое место размещения РЭС не изменялось.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях общества вины и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, суд считает несостоятельными в силу следующего.
Материалами дела установлено, что ОАО "МегаФон" при эксплуатации (использовании) Базовой станции стандарта GSM-900 БС-752740, установленной по адресу: <...> м. северо-западнее села, АМС ОАО "МегаФон" не выполняет условия использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленные разрешением на использование радиочастот и радиочастотных каналов от 26.12.2011 № 1169-11-0094, а именно эксплуатирует (использует) как базовую станцию с обозначением в сети - БС-41, что не соответствует разрешенному для данной базовой станции обозначению.
При эксплуатации (использовании) Базовой станции стандарта сотовой связи БС-757542, установленной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, 28 км.трассы М-58 Хабаровск-Чита, АМС ОАО "МегаФон" не выполняет условия использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленные разрешением на использование радиочастот и радиочастотных каналов от 05.04.2011 № 224-11-0170, а именно эксплуатирует (использует) как базовую станцию с обозначением в сети - БС-29, что не соответствует разрешенному для данной базовой станции обозначению.
При эксплуатации (использовании) Базовой станции стандарта сотовой связи БС-757534, установленной по адресу: <...> км. западнее села, АМС ОАО "МегаФон" не выполняет условия использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленные разрешением на использование радиочастот и радиочастотных каналов от 05.04.2011 № 224-11-0170, а именно эксплуатирует (использует) как базовую станцию с обозначением в сети - БС-18, что не соответствует разрешенному для данной базовой станции обозначению.
При эксплуатации (использовании) Базовой станции стандарта сотовой связи БС-757501, установленной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с.Танха, АМС ОАО "МегаФон" не выполняет условия использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленные разрешением на использование радиочастот и радиочастотных каналов от 05.04.2011 № 224-11-0170, а именно эксплуатирует (использует) как базовую станцию с обозначением в сети - БС-5, что не соответствует разрешенному для данной базовой станции обозначению.
Данные действия общества являются нарушением правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Следовательно, указанным действиям предприятия административным органом дана правильная юридическая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16, 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, ОАО "МегаФон" не предприняло должных мер для соблюдения требований законодательства в области связи и информации, а именно соблюдения технических характеристик, установленных Разделом 3 Частотно-территориального плана РЭС вышеуказанных разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Доказательства того, что у ОАО "МегаФон" отсутствовала возможность для недопущения административного правонарушения или попытки его устранения в процессе эксплуатации (использовании) базовых станций в суд не представлены.
Следовательно, вина предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, материалами дела доказана.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях составлены и оспариваемые постановления вынесены уполномоченными лицами в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о связи, при надлежащем извещении законного представителя общества.
Каких-либо нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. В частности, требования статей 25.1, 25.4 и 28.2 КоАП Российской Федерации Управлением не нарушены.
Административное наказание назначено Управлением с соблюдением положений части 2 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации двухмесячный срок давности привлечения к такой ответственности не пропущен.
В силу части 2 этой же статьи при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
При таких обстоятельствах основания для отмены оспариваемых постановлений Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю отсутствуют.
Следовательно, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "МегаФон" (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) об отмене постановлений административного органа №114/13 от 07.05.2013, №113/13 от 07.05.2013, №118/13 от 07.05.2013, №108/13 от 30.04.2013 и прекращении производства по делу, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Л.В. Бочкарникова