ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4185/14 от 14.07.2014 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                          Дело № А78-4185/2014

18 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2014 года

Решение изготовлено в полном объёме июля 2014 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Л.В.Бочкарниковой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А.Лебедевой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Пряженниковой Марины Анатольевны (ОГРН 304753433400066, ИНН 753500000252)

к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1077536015677, ИНН 7536088377)

о признании решения в виде отказа о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: г.Чита, проспект Фадеева, дом 14, кв.33 межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции выступающей в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" незаконным; обязании  межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции выступающей в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" выдать разрешение о переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: г.Чита, проспект Фадеева, дом 14, кв.33,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Исаева Р.А. представителя индивидуального предпринимателя Пряженниковой М.А. по доверенности от  01.08.2013;

от заинтересованного лица: Крючковой Н.И. представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" от 09.01.2014,

от третьего лица: Крючковой Н.И. представителя Администрации городского округа "Город Чита" от 31.12.2013,

установил:

Индивидуальный предприниматель Пряженникова Марина Анатольевна (03.03.1968 года рождения, место рождения: г.Чита, проживающая по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул.Уральская, 28, ОГРН 304753433400066, ИНН753500000252, зарегистрированная 29.11.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г.Читы Читинской области) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (место нахождения: Забайкальский край, г.Чита, ул. Курнатовского, 46, ОГРН1077536015677, ИНН7536088377, зарегистрирован 29.12.2007) о признании отказа Администрации городского округа «Город Чита» межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 27.03.2014, о переводе жилого помещения в нежилое с последующей перепланировкой и (или) переустройством, расположенного по адресу: г.Чита, проспект Фадеева, дом 14, кв. 33 недействительным;

- о признании решения о переводе жилого помещения в нежилое с последующей перепланировкой и (или) переустройством, расположенного по адресу: г.Чита, проспект Фадеева, дом 14, кв.33, межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции незаконным;

- об обязании  межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устранить несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности, а именно произвести заседание вышеуказанной межведомственной комиссии, где принять законное решение по переводу жилого помещения в нежилое, расположенное по адресу: г.Чита, проспект Фадеева, дом 14, кв.33.

В представленном уточнении от 09.07.2014 (вх. № 24129) представитель заявителя указал в качестве ответчиков: Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" и Администрацию городского округа «Город Чита». Представитель заявителя предъявил идентичные требования к заинтересованным лицам.

Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял к рассмотрению уточнения заявленных требований.

Представители сторон возражений относительно привлечения к участию в деле в качестве второго ответчика Администрации городского округа «Город Чита» не возражали.

Определением суда от 07.07.2014 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа «Город Чита» и в качестве специалиста по техническим вопросам в строительстве привлечен эксперт инженер-строитель Гальчанский Сергей Иванович.

Суд, руководствуясь статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя заявителя протокольным определением привлёк к участию в деле в качестве второго ответчика Администрацию городского округа «Город Чита».

Представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнения. В обоснование указал, что на рассмотрение межведомственной комиссии заявителем был представлен полный пакет документов, который необходим для получения разрешения на перевод жилого помещения в нежилое. Межведомственная комиссия города Читы отказала предпринимателю Пряженниковой М.А. в переводе жилого помещения в нежилое, только по той причине, что квартира находится в крупнопанельном жилом доме, где запрещается расширять и пробивать проемы в несущих стенах на основании п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Представитель заявителя считает, что целью проекта перепланировки квартиры под магазин продовольственных товаров является перевод жилого помещения в нежилое. Учитывая, что проект перепланировки соответствует всем требованиям закона (жилищного и градостроительного законодательства), каких-либо доказательств, опровергающих выводы специалистов, Комитетом ЖКХ администрации городского округа «Город Чита» на рассмотрении межведомственной комиссии представлено не было, соответственно препятствий в удовлетворении заявления предпринимателя Пряженниковой М.А. на перевод квартиры не могло иметь место, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа "Город Чита" и Администрации городского округа «Город Чита», действующая по доверенности, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив следующее. В связи с частыми обращениями граждан, проживающих в крупнопанельных, крупноблочных жилых домах, с заявлениями о переводе жилых помещений в нежилые Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Город Чита» 31.03.2010 был направлен запрос № 942 в Министерство регионального развития Российской Федерации с просьбой дать разъяснения по вопросу о возможности выполнения проектной документации с последующим проведением работ по устройству и расширению проемов в капитальных стенах, демонтажу и частичной разборке перегородок крупнопанельных и крупноблочных зданий при перепланировке жилых и нежилых помещений, на который был получен ответ от 28.04.2010 № 16864-ИП/08, с указанием, что, по мнению Минрегиона России в указанных зданиях возможность устройства и расширения проемов в несущих и самонесущих стенах исключается.

В судебном заседании заслушаны доводы специалиста по техническим вопросам в строительстве эксперта инженера-строителя Гальчанского Сергея Ивановича, подтверждающие его квалификацию в этой области знаний соответствующими документами, представленными в материалы дела. В обоснование своих доводов Гальчанский Сергей Иванович пояснил, что при производстве работ по устройству дверного проёма после вырезки подоконного участка несущая способность стеновой панели не будет нарушена, следовательно, можно будет оборудовать дверной проём без расширения оконного проёма; проделываемый проём не затрагивает геометрические размеры ширины окна; дверной проём будет оборудован в нижней части окна, который в свою очередь не участвует в восприятии нагрузки, в дополнении к этому предусмотрено усиление периметра вновь проделываемого проёма металлическими швеллерами, считает, что переоборудование оконного проёма в дверной проём не нарушит несущей способности стеновой панели и многоэтажного панельного дома в целом.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные доказательства по делу, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Пряженникова Марина Анатольевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29 ноября 2004 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 304753433400066, ИНН 753500000252.

Индивидуальный предприниматель Пряженникова Марина Анатольевна по договору купли-продажи от 12.08.2013 приобрела и зарегистрировала в собственность квартиру, назначение: жилое, общая площадь 50.6 кв.м., этаж 1, расположенную по адресу: Россия, Забайкальский край, г.Чита, Черновский административный район, проспект Фадеева, д. 14 кв. 33, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.08.2013 сделана запись регистрации № 75-75-01/094/2013-119. Данные сведения подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 30.08.2013, бланк серии 75АА № 524730.

С целью организации осуществления предпринимательской деятельности по обеспечению жителей Черновского района г.Читы кондитерскими изделиями предпринимателем было принято решение о переводе квартиры из жилого помещения в нежилое помещение. В связи с этим, для согласования процедуры перевода квартиры в нежилое помещение, в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита», 02.12.2013 был сделан запрос о предоставлении информации по имеющимся собственникам квартир в доме № 14. Согласно представленному ответу от 11.12.2013 года (исх. № 7994), в доме № 14 находится 160 жилых помещений, из которых 18 являются муниципальной собственностью.

24.03.2014 Комитет по управлению имуществом в соответствии с ответом (исх. №1749) согласовал перевод квартиры в части муниципального имущества. Также процедура перевода, в соответствии поименного списка жильцов от 19.03.2014 была согласована со 113 собственниками жилых помещений дома № 33, что составляет 70,6% от 160 жилых помещений.

Из пояснений представителя заявителя и представленных в материалы дела документов следует, что ООО «Релиз» был подготовлен и оформлен установленным порядком проект переустройства квартиры, где в одной из комнат (18.8 кв.м.) предусмотрен демонтаж отметки оконного проёма без расширения по вертикальным осям с целью устройства входа в несущей панели путём разборки подоконного участка панели. ООО «Релиз» имеет соответствующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают на безопасность объектов капительного строительства от 16.04.2013 года № 0044.5-2013-7536050976-П-46. Соответственно, при подготовке проекта, проведено техническое обследование состояния несущих конструктивных элементов здания и квартиры заявителя, в ходе которого не было обнаружено дефектов и повреждений конструктивных элементов дома (здания), позволяющих сомневаться в их недостаточной несущей способности.

Представитель предпринимателя Пряженниковой М.А. обратился с заявлением в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее комиссия) о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилое помещение в жилое помещение.

27.03.2014 после предоставления в данную комиссию всех установленных документов (доверенность на представителя, свидетельство о государственной регистрации права от 30.08.2013, список согласования жильцов дома, договор авторского надзора от 24.02.2014 №01-2014, особые условия авторского надзора; приказ об авторском надзоре, свидетельство о допуске к проектным работам от 16.04.2013 № 0044.5-2013-7536050976-П-46, проект перепланировки, проект перепланировки (отопление, вентиляции), проект перепланировки (водоснабжения), протокол заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Чита, Проспект Фадеева, д.14 от 19.03.2014), межведомственная комиссия отказала в переводе квартиры в нежилое помещение, поскольку это помещение расположено в крупнопанельном жилом доме, в связи с чем, возникает необходимость организации входа помещения (пробивка оконного проёма), а согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.

Посчитав отказ о переводе жилого в нежилое помещение, является недействительным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица.

Согласно пункту 4.2.4.9. Правил расширять и пробивать проемы в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 ГК РФ, статьей 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Согласно пункту 3 статьи 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Перевод помещения из жилого в нежилое осуществляется органом местного самоуправления на условиях и в порядке, определяемых жилищным законодательством (статьи 22, 23 ЖК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 23 ЖК РФ решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения такого переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства, и (или) перепланировки.

При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является одним из оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.

В силу статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом

Пунктом 1.1. Правил, установлено, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В силу п. 1.7 названные правила устанавливают условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.

В соответствии с п. 1.7.1. Правил перепланировкой жилых помещений является: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, а также крыши, ограждающие несущие и несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии с ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений.

Таким образом, положения частей 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу положений ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Установка отдельного входа в квартиру также связана с изменением объекта и режима пользования общим имуществом многоквартирного жилого дома (часть земельного участка, на котором расположен дом), и, следовательно, будут затронуты права других собственников на имущество общего пользования.

Из материалов дела следует, что при проведении работ по переустройству предполагается разрушение общей внешней стены жилого дома для устройства отдельного выхода, установлению крыльца.

В проектной документации, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью «Релиз» имеются сведения об устройстве крыльца к предполагаемому магазину, которое будет расположено на земельном участке, являющемся общей собственностью собственников многоквартирного дома №14 по ул. Проспект Фадеева (л.д. 36, 40-41, 43-44).

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к нему части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что на момент обращения заявителя в межведомственную комиссию такое согласие собственников предпринимателем представлялось. Кроме того, представлялся и протокол итогов заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Чита, Проспект Фадеева, д.14 (л.д. 20-25).

Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).

Из содержания данной нормы Кодекса следует, что отношения по эксплуатации зданий, сооружений являются градостроительными отношениями и составляют предмет регулирования градостроительного законодательства, включающего в том числе и нормативные правовые акты Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).

Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания.

Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - Распоряжение), и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. N 2079, или требований специальных технических условий.

При этом часть 3 статьи 16 Федерального закона, закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.

Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

Из имеющегося в материалах дела проекта переустройства квартиры, подготовленного ООО «Релиз» следует, что в одной из комнат (18.8 кв.м.) предусмотрен демонтаж отметки оконного проёма без расширения по вертикальным осям с целью устройства входа в несущей панели путём разборки подоконного участка панели.

ООО «Релиз» имеет соответствующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают на безопасность объектов капительного строительства от 16.04.2013 года № 0044.5-2013-7536050976-П-46. Соответственно, при подготовке проекта, проведено техническое обследование состояния несущих конструктивных элементов здания и квартиры заявителя, в ходе которого не было обнаружено дефектов и повреждений конструктивных элементов дома (здания), позволяющих сомневаться в их недостаточной несущей способности. В частности, из проекта следует, что при перепланировке квартиры выполняется демонтаж несущих перегородок, главный вход в магазин организован через существующий оконный проём, отдельный выпуск производственной канализации не монтируется, соответственно монтаж моек душевого поддона не производится.

ООО «Релиз» указало, что технические решения, принятые в настоящем проекте соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Кроме того, согласно п.1.1. договора № 01-2014 от 24.02.2014, заключенного между ООО «Релиз» (Исполнитель) и предпринимателем Пряженниковой М.А. (Заказчик), Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель принимает на себя выполнение следующих работ: авторский надзор за перепланировкой квартиры под магазин продовольственных товаров (торты) по адресу: г.Чита, Проспект Фадеева д.14 кв.33; объект – перевод из жилого в нежилое помещение.

Пунктом 1.2 авторский надзор осуществляется исполнителем в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и других технических и технико-экономических показателей Объекта решениями и показателями, предусмотренным в утвержденной Заказчиком технической документации.

Пунктом 1.4 предусмотрено, что Исполнитель осуществляет Авторский надзор в соответствии с Положениями СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», а также требованиями действующего законодательства

В подтверждение названных обстоятельств представитель заявителя представил экспертное заключение ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «Индекс» филиал «Индекс-Чита» № 022-СЭ-75 по результатам инженерно-технического обследования оконного проёма квартиры № 33, расположенной по адресу: Забайкальский край, КСК, Проспект Фадеева, д. 14. Заявитель пояснил, что для проведения данной экспертизы обращался самостоятельно на основании заключенного договора № СЭ-22 на оказание услуг по строительно-техническому обследованию от 22.05.2014. Суд считает необходимым приобщить данное экспертное заключение к материалам дела для разрешения спора по существу в рамках рассмотрения настоящего дела. Представитель заинтересованных лиц не возражала против приобщения данных документов к материалам дела.

28.05.2014 по ходатайству представителя заявителя об истребовании у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости, расположенном по адресу: г.Чита, Проспект Фадеева, д.14 по имеющимся в доме нежилым помещениями делу был направлен судебный запрос (л.д. 69).

06.06.2014 в суд поступила выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.06.2014 № 01/004/2014-1183 с указанием на то, что в доме № 14 зарегистрированы следующие нежилые помещения: парикмахерская, общая площадь 64,5 кв.м., 1 этаж; магазин непродовольственных товаров, общая площадь 50,3 кв.м., 1 этаж; стомклиника, общая площадь 73,8 кв.м., 1 этаж; оптика лечебно-санитарное, общая площадь 65,1 кв.м., 1 этаж.

Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании пояснить о том, на каком основании были выданы разрешения о переводе жилого помещения в нежилое на вышеуказанные объекты, не смогла.

Как следует из материалов дела, решение об отказе принято в виде письменного отказа администрации городского округа «Город Чита» за подписями председателя Комиссии – заместителя Мэра города по ЖКХ А.В.Галимордановым и ответственным секретарем комиссии М.В.Симашовым, что соответствует порядку принятия такого рода решений, установленному Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от 24.01.2013 № 07 «Об утверждении положения и состава межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилого фонда городского округа непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Оценив данный документ, суд считает необходимым отметить, что в последнем абзаце «В Решении о переводе нежилого помещения в жилое с последующей перепланировкой и (или) переустройством отказать» оспариваемого отказа администрации городского округа «Город Чита» указано о переводе нежилого помещения в жилое, а не наоборот из жилого в нежилое как требовал предприниматель.

Таким образом, давая оценку представленным представителем предпринимателя документам, суд считает, что они учитывают вышеназванные нормы и не опровергаются представителем заинтересованных лиц.

В соответствии с Положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 14.05.2009 N 72 (далее - Положение), Комитет ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом управления Администрации городского округа "Города Чита" (пункт 1.1).

Согласно пункту 2.1 Положения Комитет ЖКХ создан в целях осуществления полномочий Администрации городского округа "Город Чита".

Пунктом 5.4 Положения председатель Комитета:

- осуществляет полномочия председателя межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа, признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 5.5. Положения председатель Комитета в своей деятельности подотчетен Мэру города Читы.

Пунктом 5.6. Положения в отсутствие председателя Комитета его обязанности по руководству Комитетом возлагаются на заместителя председателя Комитета.

Пунктом 5.8. Положения заместитель председателя Комитета выполняет часть функций, делегированных председателю Комитета.

В пределах своих функций и по вопросам, входящим в его компетенцию, заместитель председателя Комитета несет персональную ответственность за полноту и качество выполняемых работниками подразделений Комитета задач.

Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от 24.01.2013 № 07 утверждено положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа «Город Чита» пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Приложение 1) (далее - Положение о межведомственной комиссии) (л.д.147).

В соответствии со статьей 1 Положения о межведомственной комиссии, межведомственная комиссия возглавляется председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства и является постоянно действующим коллегиальным органом.

Как следует из Приложения 2 к постановлению Администрации городского округа «Город Чита» от 24 января 2012 № 07, в состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа «Город Чита» пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции входит председатель комиссии Галиморданов А.В., заместитель Мэра города Читы, председатель жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Город Чита».

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявителю необходимо было обратиться к надлежащему заинтересованному лицу – Администрации городского округа «Город Чита».

Таким образом, в части требования к Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа «Город Чита» следует отказать.

Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд считает признать недействительным отказ администрации и возложить на нее обязанность рассмотреть в установленном порядке по существу заявление предпринимателя о переводе в нежилой фонд квартиры.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию городского округа «Город Чита» (ОГРН1027501183467, ИНН7536031229).

Признать отказ Администрации городского округа «Город Чита» межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений   в   нежилые   и   нежилых   помещений   в   жилые   и   согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 27.03.2014 года, о переводе жилого помещения в нежилое с последующей перепланировкой и (или) переустройством, расположенного по адресу: г. Чита, проспект Фадеева, 14, кв. 33, недействительным.

Обязать межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о
переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и
согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных
жилых домах на территории городского округа «Город Чита», признанию жилых
помещений жилищного фонда городского округа непригодными для проживания,
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
устранить несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов истца в
сфере предпринимательской деятельности, а именно произвести заседание
вышеуказанной межведомственной комиссии, где принять законное решение по
переводу жилого помещения в нежилое, расположенное по адресу: г. Чита,
проспект Фадеева, 14, кв. 33.

В остальной части отказать.

Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «Город Чита», находящегося по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул. Курнатовского, 46, ОГРН1077536015677, ИНН7536088377, зарегистрированного 29.12.2007 года в пользу индивидуального предпринимателя Пряженниковой Марины Анатольевны, 03.03.1968 года рождения, место рождения: г.Чита, проживающей по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул.Уральская, 28, ОГРН 304753433400066, ИНН753500000252, зарегистрированной 29.11.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г.Читы Читинской области судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Взыскать с Администрации городского округа «Город Чита», находящегося по адресу: Забайкальский край, г.Чита ул.Бутина д. 39, ОГРН1027501183467, ИНН7536031229, зарегистрированной 26.12.2002 года в пользу индивидуального предпринимателя Пряженниковой Марины Анатольевны, 03.03.1968 года рождения, место рождения: г.Чита, проживающей по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул.Уральская, 28, ОГРН 304753433400066, ИНН753500000252, зарегистрированной 29.11.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ингодинскому административному району г.Читы Читинской области судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 100 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Л.В. Бочкарникова