ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-423/2012 от 13.03.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-423/2012

13 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 13 марта 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи М.И.Анисимова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.А.Гурулёвой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Иванова Виктора Алексеевича (ОГРН:304752714500011)

к Департаменту государственных закупок Забайкальского края

третье лицо: Государственное образовательное учреждение «Балейский детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «ТрансЭнерго»

о признании торгов на право заключения контракта поставки угля для нужд Государственного образовательного учреждения «Балейский детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» недействительными

при участии в судебном заседании:

от заявителя – предприниматель Иванов В.А. не явился;

от заинтересованного лица – Мусихина И.В. представителя Департамента государственных закупок Забайкальского края по доверенности от 19.01.2012 года;

от третьего лица – представитель ГОУ «Балейский детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не явился;

от третьего лица – представитель ООО «ТрансЭнерго» не явился.

По делу объявлялся перерыв с 06.03.2012 года по 13.03.2012 года.

В судебном заседании суд установил:

Предприниматель Иванов В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственных закупок Забайкальского края о признании недействительными торгов на право заключения государственного контракта поставки угля для нужд Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балейский детский дом».

Департамент государственных закупок Забайкальского края заявленных требований не признал, ссылаясь на их необоснованность.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балейский детский дом», ООО «ТрансЭнерго».

Заявитель, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены.

Заслушав Департамент государственных закупок, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

30 декабря 2011 года в 09-50 уполномоченным органом – Департаментом государственных закупок Забайкальского края на официальном сайте был опубликован заказ №0191200000611004101 в форме открытого аукциона в электронном виде на право заключения государственного контракта поставки угля для ГОУ «Балейский детский дом»

10 января 2012 года предпринимателем была подана заявка на участие в указанном аукционе. Заявка была отклонена в связи с недостаточностью средств на виртуальном счете заявителя.

ИП Иванов В.А. полагает, что указанное обстоятельство повлекло нарушение его прав и законных интересов, поскольку лишили его возможности участвовать в оспариваемом аукционе и претендовать на заключение контракта, т.к. действия Департамента государственных закупок Забайкальского края по установлению сроков подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, приходящиеся преимущественно на праздничные дни, повлекли ограничение права потенциального круга лиц.

Проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Глава 3.1. Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) регулирует отношения, связанные с размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (далее - аукцион). Нормы данной главы регулируют общие вопросы процедуры аукциона - статья 41.1 (Открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт); статья 41.2 - (Правила документооборота при проведении аукциона), нормы, регулирующие действия заказчика, уполномоченного органа в процедуре аукциона - статья 41.5. (Извещение о проведении аукциона); статья 41.6. (Содержание документации об аукционе); статья 41.7. (Порядок предоставления документации об аукционе); статья 41.12. (Заключение государственного или муниципального контракта по результатам аукциона), нормы, регулирующие действия аукционной комиссии - статья 41.9. (порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе); статья 41.11. (Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе), нормы, регулирующие действия оператора электронной площадки, участника размещения заказа - статья 41.3 (Аккредитация участников размещения заказа на электронной площадке); статья 41.4. - (Реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке); статья 41.8. (Порядок подачи заявок на участие в аукционе); статья 41.10. (Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме).

Анализ приведенных норм показывает, что каждый субъект отношений по размещению заказа имеет свой, присущий исключительно только ему, индивидуальный объем нормативных требований в процедуре аукциона, которые порождают для каждого из них права и обязанности. Нормы построены таким образом, чтобы исключить любую взаимозависимость или влияние одних субъектов над другими.

Действия заказчика, уполномоченного органа, совершаемые в рамках установленных требований, не могут ограничивать правоспособность других субъектов размещения заказа, в том числе участника размещения заказа, так как осуществляются в рамках собственного предмета правового регулирования.

Департамент государственных закупок Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным на осуществление в порядке, предусмотренном Федеральным законом, действий в интересах государственных заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 41.5 Федерального закона размещение извещения и документации об электронном аукционе осуществляется на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, то названные извещение и документация могут быть размещены на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Как следует из приведенной нормы, установление срока подачи заявок в электронном аукционе осуществляется с учетом установленных временных границ, и производится в календарных днях, и не предусматривает каких-либо дополнительных условий при их исчислении, в том числе зависимости от наличия на счете участника размещения заказа денежных средств, а также сможет он его пополнить или нет.

Сроки в извещении и документации по электронному аукциону № 4095-ЭА (0191200000611004101) на поставку угля для нужд государственного образовательного учреждения «Балейский детский дом» были определены в полном соответствии с требованиями Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 41.3. Федерального закона при принятии решения об аккредитации оператор электронной площадки обязан обеспечить открытие участнику размещения заказа счета для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

Там же установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить такому участнику размещения заказа доступ к участию в любых аукционах, проводимых на электронной площадке.

Участие в аукционе возможно при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах,   денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе. Отсутствие на счете денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование, является основанием возврата заявки подавшему ее участнику (часть 2, пункт 2 части 13 статьи 41.8. Федерального закона).

Из изложенного следует, что для участия в аукционе от участника требуется: наличие аккредитации на площадке, наличие достаточных средств на счету. При этом соответствие указанным требованиям является собственным решением-действием участника размещения заказа, необусловленным наступлением какого-либо события (например: размещение заказа, завершение приема заявок).

Информационное сообщение, размещенное на торговой площадке RTS-тендер о том, что зачисление денежных средств на счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в период с 31.12.2011 го да по 09.01.2012 года не будет производиться, направлено на уведомление участников размещения заказов, с целью их предупреждения, и заблаговременного ими пополнения своих счетов.

Данным уведомлением воспользовались иные участники размещения заказа (за исключением заявителя) - четыре участника, имеющие денежные средства на счетах в качестве обеспечения заявок, приняли участие в аукционе.

Позиция заявителя, что названная информация RTS-тендер должна была учитываться уполномоченным органом при установлении сроков подачи заявок в аукционе, по мнению суда, является неправомерной.

Кроме того, позиция, изложенная в исковом заявлении, ранее являлась предметом рассмотрения в рамках жалобы, и оценки ее Управлением федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.

Решением УФ АС по Забайкальскому краю от 20 января 2012 года по рассмотрению жалобы № 3 о нарушении законодательства при размещении заказа, жалоба ИП Иванова признана необоснованной.

В силу изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований предпринимателю Иванову Виктору Алексеевичу (ОГРН:304752714500011) к Департаменту государственных закупок Забайкальского края о признании недействительными торгов на право заключения государственного контракта поставки угля для нужд государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балейский детский дом» (извещение № 019100000611004101) отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья М.И. Анисимов