АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-426/2010
14 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочневой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании
дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» о признании частично недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю от 31.08.2009 г. № 13-36/29 и об обязании возвратить 86053,68 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 11.01.10 г., ФИО2 – представителя по доверенности от 11.01.10 г.,
от налогового органа: ФИО3 – главного специалиста-эксперта по доверенности от 22.01.10 г., ФИО4 – старшего госналогинспектора по доверенности от 09.04.10 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» (ООО «ПАТиМ», общество) обратилось в суд к Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю (налоговый орган, инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ (заявление от 12.04.2010 г.), о признании недействительным её решения от 31 августа 2009 года № 13-36/29 в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль организаций в размере 13647,40 руб., начисления пени по налогу на прибыль организаций в сумме 4169,28 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 2008 год в размере 68237 руб., и об обязании возвратить денежные средства в сумме 86053,68 руб., списанные Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю по инкассовым поручениям №№ 3249, 3252, 3253, 3256, 3257, 3260 от 10.11.2009 г., на расчетный счет заявителя в филиале Краснокаменск «Номос-Банка» (ОАО), Краснокаменск Забайкальский край № 40702810609001205121, БИК 047621720, к/с 30101810800000000720, ИНН <***>, КПП 753001001.
В судебном заседании представители заявителя поддержали его уточненные требования. Представители инспекции оспорили доводы общества по основаниям, изложенным в отзыве, просили в удовлетворении его требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» зарегистрировано в Едином Государственном реестре юридических лиц 30.05.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 1067530007071, место нахождения: 674670, Забайкальский край, Краснокаменский р-н, г. Краснокаменск, промбаза, северная часть, ИНН <***>.
В отношении заявителя Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт № 13-34/25 ДСП от 27 июля 2009 г. и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 13-36/29 от 31 августа 2009 года, оставленное без изменения решением УФНС России по Забайкальскому краю от 12.10.2009 г. № 2.13-20422-ЮЛ/10740.
ООО «ПАТиМ», полагая решение налоговой инспекции нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налоговой инспекции частично недействительным и об обязании налогового органа возвратить спорные списанные денежные средства на расчетный счет общества.
Учитывая, что заявителем оспаривается решение налогового органа в части доначисления налога на прибыль организаций за 2008 год, связанного с выводом контролирующего органа о неправомерности отнесения на расходы по оплате труда суммы в размере 284322 руб., а также соответствующих ему пеней и штрафа, с требованием об обязании контролирующего органа возвратить спорные суммы, суд рассматривает требования общества в заявленной им части.
Согласно пункту 2) раздела 1 установочной части оспариваемого решения, с учётом рассмотренных и не принятых возражений общества, в нарушение пункта 1 статьи 253 Главы 25 НК РФ организацией неправомерно отнесены на расходы, связанные с производством и реализацией расходы на оплату труда в сумме 284322 руб., что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 год в указанном размере и к неуплате налога в бюджет в сумме 68237 руб., в том числе: в федеральный бюджет – 18481 руб., в областной бюджет – 49756 руб. За несвоевременное перечисление указанной суммы налога обществу в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени в размере 4169,28 руб., а также предъявлен штраф за неуплату сумм налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 13647,40 руб.
Относительно данных моментов налоговой проверки суд выражает следующий подход.
Из материалов дела усматривается, что заявитель в 2008 году являлся плательщиком налога на прибыль организаций по смыслу статьи 246 Налогового кодекса РФ.
Исходя из статьи 41 Налогового кодекса РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
При определении налогооблагаемой базы налогоплательщик согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В соответствии с пунктом 2 статьи 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы на оплату труда в соответствии с пунктом 2 статьи 253 Кодекса отнесены к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Понесенные расходы признаются таковыми в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания расходов в соответствии со статьями 272 и 273 Кодекса.
Порядок определения расходов при методе начисления определен статьей 272 Кодекса, согласно которой расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. При этом расходы на оплату труда (пункт 4 статьи 272 Кодекса) учитываются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 Кодекса расходов на оплату труда.
Как следует из пункта 24 статьи 255 Кодекса, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, относятся к расходам на оплату труда, которые должны осуществляться в порядке, установленном статьей 324.1 Кодекса.
Согласно положениям статьи 324.1 Кодекса (в редакции спорного периода) налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в данный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.
На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Пунктом 6 статьи 324.1. Кодекса предусмотрено, что в аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
Согласно пункту 8.1. приказа об учетной политике общества на 2008 год от 30 декабря 2007 г. № 29 к прямым расходам в бухгалтерском и налоговом учете относится, в том числе, заработная плата рабочих, занятых в производстве (кроме сотрудников АУП, ремгруппы). Пунктом 8.2. приказа закреплено, что прямые расходы распределяются в налоговом учете на остатки незавершенного производства пропорционально плановой себестоимости. Общехозяйственные расходы в бухучете списываются в дебет счета 90 «Продажи» в качестве условно постоянных (т. 1 л.д. 64-65).
В соответствии с пунктом 10 приказа создаются резервы предстоящих расходов и платежей. По итогам работы за год создается резерв премии 30% от налогооблагаемой базы по декларации налога на прибыль.
По итогам 2008 года на основании приказа директора общества от 29 октября 2008 г. проведена инвентаризация материалов, кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, расчетов с подотчетными лицами, в том числе, в отношении расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на 01 января 2009 г. (п. 1.2), по итогам которой составлен акт инвентаризации резерва предстоящих расходов № 1 от 31.12.2008 г. (т. 1 л.д. 69, 70-72).
Согласно указанному акту обществом по состоянию на 31.12.2008 г. был сформирован резерв премии в размере 500000,02 руб., со сроком его погашения в 2009 году, расчет которой приведен в соответствующей таблице, и нашедший свое отражение в главной книге общества за 2008 год, бухгалтерской справке № 61 от 31.12.2008 г. (т. 3 л.д. 1-3, 24-26), а также в анализе счета 96, отчете по проводкам 96, 70, отчете по проводкам 96, 69 за январь – ноябрь 2009 года (представлены в судебном заседании 12.04.2010 г.). При этом, сумма сформированного резерва премии состоит из суммы начисленных собственно премий в размере 394632 руб. и социальных отчислений (единого социального налога) в размере 105368,02 руб.
В ходе контрольных мероприятий, налоговым органом был сделан вывод о том, что налогоплательщиком необоснованно в состав его расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций в 2008 году, была включена сумма в размере 284322 руб. (в составе суммы 36659834 руб. по строке 2_030 налоговой декларации), связанная с расходами на оплату труда без наличествующих сведений о сформированном резерве, и возникшая в результате сопоставления показателей начислений по заработной плате работников общества за 2008 год в сумме 10452229 руб. (показатели главной книги общества по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (оборот по кредиту)), и показателей оборотно-сальдовых ведомостей по счету 26 (заработная плата – 2470257 руб.), и по счету 20 (оплата труда, заработная плата – 8266293 руб.) в общей сумме 10736550 руб. за 2008 год.
Вместе с тем, такой вывод налоговой проверки, по мнению суда, является ошибочным, поскольку уменьшив состав затрат общества в целях исчисления налога на прибыль организаций за 2008 год на сумму 284322 руб., налоговым органом не было учтено то, что обществом по итогам 2008 года фактически сформирован резерв премий на сумму 500000,02 руб., выплаченных в 2009 году (см. анализ счета 96, отчеты по проводкам 96, 70 и 96, 69 за январь-ноябрь 2009 г.), и подлежащий включению в состав расходов общества в 2008 году, с учётом обстоятельств дела и вышеприведенных положений статей 255, 324.1. Налогового кодекса РФ.
Более того, указанная спорная сумма 284322 руб. была исключена инспекцией из расходов заявителя без учета сумм выплат по временной нетрудоспособности в размере 100522,40 руб., возврата в кассу излишне выплаченной заработной платы в размере 276,01 руб., компенсации за время нахождения на военных сборах в размере 9514,36 руб., не подлежащих учёту в составе затрат организации в целях исчисления налога на прибыль, исходя из буквального содержания положений статьи 255 Налогового кодекса РФ. Данное обстоятельство усматривается из содержания главной книги общества за 2008 год (т. 3 л.д. 1-3), и было подтверждено представителем инспекции в ходе судебного разбирательства, которое принято судом как не подлежащее доказыванию, исходя из положений статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (см. пояснение от 12.04.2010 г., стр. 3 протокола с/з от 12.04.2010 г.).
При изложенных обстоятельствах суд находит необоснованной позицию налогового органа о доначислении обществу налога на прибыль организаций за 2008 год в размере 68237 руб. (284322 руб.*24%), начислении пеней по нему в сумме 4169,28 руб. (см. расчет пени), а также применения мер ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 13647,40 руб. (68237 руб.*20%), в связи с чем, оспариваемое решение в указанной части подлежит признанию судом недействительным.
Относительно требования общества об обязании налогового органа возвратить списанные спорные суммы налога на прибыль организаций, соответствующие ему пени и штраф на общую сумму 86053,68 руб. (68237 руб.+4169,28 руб.+13647,40 руб.), суд выражает следующий подход.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 1, 3, 9 статьи 79 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, согласно действующему законодательству налогоплательщик, обращаясь в суд за защитой своего права, вправе предъявить как требование неимущественного характера - об оспаривании решения налогового органа, так и требование имущественного характера - о возврате сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Заявление налогоплательщика о признании незаконным решения налогового органа принимается к производству и рассматривается судом в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление о возврате излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов - по правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Из материалов дела следует, и налоговым органом в ходе судебного разбирательства подтверждено (стр. 3 протокола с/з от 12.04.2010 г.), что на основании требования № 663 по состоянию на 20.10.2009 г., выставленного обществу по результатам выездной налоговой проверки в счет исполнения решения № 13-36/29 от 31.08.2009 г., с заявителя по инкассовым поручениям №№ 3249, 3252, 3253, 3256, 3257, 3260 от 10.11.2009 г. была списана сумма денежных средств, в том числе в спорном размере 86053,68 руб., и направленная на погашение задолженности по налогу на прибыль организаций, и о чем налогоплательщику стало известно 17.11.2009 г. в момент их списания.
С учетом выводов суда о незаконности предъявления налогоплательщику к уплате сумм налога на прибыль за 2008 год, соответствующих ему пеней и штрафа в общем размере 86053,68 руб., в последствии списанных с расчетного счета общества, суд приходит к выводу об излишнем взыскании этих средств с налогоплательщика, а потому, на основании изложенного, требование заявителя об обязании налогового органа возвратить указанные спорные суммы на его расчетный счет, также подлежит удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 197, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные ООО «ПАТиМ» требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю от 31.08.2009 г. № 13-36/29 в части привлечения Общества с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 13647,40 руб., начисления пени по налогу на прибыль в сумме 4169,28 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 68237 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю произвести необходимые действия по возврату Обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» денежных средств в сумме 86053,68 руб., списанных по инкассовым поручениям №№ 3249, 3252, 3253, 3256, 3257, 3260 от 10.11.2009 г., на расчетный счет общества № 40702810609001205121 в филиале Краснокаменск «Номос-Банка» (ОАО), Краснокаменск Забайкальский край, БИК 047621720, к/с 30101810800000000720, ИНН <***>, КПП 753001001.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» расходы по государственной пошлине в размере 5081,61 руб., уплаченной по платежным поручениям №№ 5 от 14.01.2010 г., 6 от 21.01.2010 г.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Предприятие автотранспорта и механизации» из федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 4567,30 руб., излишне уплаченную по платежным поручениям №№ 5 от 14.01.2010 г., 6 от 21.01.2010 г., выдав справку.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Д.Е. Минашкин