ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4299/14 от 30.05.2014 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-4299/2014

30 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2014 года

Решение изготовлено в полном объёме 30 мая 2014 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора по Железнодорожному району г.Читы

о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предпринимателя без образования юридического лица ФИО1,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2, старшего помощника прокурора, удостоверение ТО № 169944,

от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 15.04.2014,

от третьего лица: ФИО4, представителя по доверенности от 13.13.2011.

Заместитель прокурора по Железнодорожному району г.Читы обратился в суд с требованием о привлечении к административной ответственности в соответствии ч.1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предпринимателя без образования юридического лица ФИО1.

В судебном заседании, начатом 26.05.2014, объявлялся перерыв до 14-15 30.05.2014.

Присутствующий в судебном заседании прокурор заявленное требование поддержала.

Представитель ответчика заявленное требование не признал, указав на отсутствие состава вмененного правонарушения, а также на пропуск срока привлечения к административной ответственности.

Представитель третьего лица поддержал позицию прокурора.

Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.

Прокуратурой Железнодорожного района г.Читы 24.04.2014 по обращению начальника дирекции социальной сферы За­байкальского филиала ОАО «РЖД» о нарушении законодательства при прове­дении реконструкции гаража, расположенного по адресу <...> было проведено обследование данного гаража. В результате обследования установлено: по адресу г.Чита, ул.Комсомольская 70 имеется полуподземная автостоянка, состоящего из 1 этажа; на крыше автостоянки смонтированы металлические опоры, часть из ко­торых прикреплено к стене спортзала «Локомотив», расположенного по адресу <...> принадлежащего на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», смонтирован металлический навес.

Из представленного в прокуратуру района свидетельства о государствен­ной регистрации права от 20.06.2005г. следует, что пристройка - гараж, общей площадью 350,30 кв.м., 1 этаж, расположенный по адресу г.Чита, Железнодо­рожный административный район, ул.Комсомольская 70 принадлежит на праве собственности ФИО1

Из представленного технического паспорта на данный объект следует, что гараж имеет 1 этаж (полузаглубленный), средняя внутренняя высота 2,87 м, площадь помещения 350,3 кв.м., при этом чердачное помещение, навес не предусмотрены.

В соответствии с п. 10, 14, 16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенно­го строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта ка­питального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капиталь­ного строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строитель­ных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшаю­щие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указан­ных элементов; застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечива­ющее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) соб­ственности органы государственной власти (государственные органы), Госу­дарственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправ­ления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Рос­сийской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государствен­ного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, рекон­струкции, капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации тре­бованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планиров­ки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, ре­конструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за ис­ключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей - ч.2 ст.51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправле­ния по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, преду­смотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными закона­ми -  ч.4 ст.51 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физиче­скому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами ка­питального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомога­тельного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристик и их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, рекон­струкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, кото­рые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы по монтажу металлических конструкций, в том числе монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций от­носятся к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капи­тального строительства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Плену­ма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Феде­рации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного под­ряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, под­рядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что за­стройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструк­ции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает со­ответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, прокуратура пришла к выводу, что ИП ФИО1 осуществляются работы по рекон­струкции объекта капитального строительства - гаража, расположенного по ад­ресу <...>: выполнены работы по монтажу металличе­ских конструкций, которые оказывают влияние на безопасность объектов капи­тального строительства, изменены технические характеристики объекта.

Из объяснений ИП ФИО1, информации комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» следует, что разрешение на реконструкцию гаража, расположенного по адресу г.Чита, ул. Комсомольская 70 индивидуальному предпринимателю не выдавалось.

По выявленному правонарушению прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.28.4 КоАП РФ, в отношении предпринимателя ФИО1 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.04.2014 с квалификацией его по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ - строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства было установлено следующее.

Предприниматель ФИО5 обратился за проведением экспертного исследования в ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз». Данной организацией исследование было проведено, по результатам которого составлен акт экспертного исследования от 20.05.2014.

Согласно данного исследования, возведенная предпринимателем ФИО5 конструкция по адресу: <...> является сборно-разборной и представляет собой навес.

В силу ст.1 ГрК РФ объекты капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Проведенным исследованием было установлено, что на железобетонное перекрытие установлена сборно-разборная конструкция – навес, при этом изменение параметров объекта – полуподземный гараж, таких как высота, количество этажей, площадь, объем, качество инженерно-технического обеспечения не производилось, соответственно реконструкция объекта капитального строительства не производилась.

Следовательно, в силу пп.4 п.17 ст.51 ГрК РФ в данном случае выдача разрешения на строительство не требуется.

В ходе судебного разбирательства судом в качестве специалистов были опрошены эксперты, проводившие экспертное исследование, приведенные выше – ФИО6 и ФИО7. Данные лица пояснили, что в результате проведенного исследования было установлено, что на железобетонное перекрытие полуподземного гаража была установлена сборно-разборная конструкция – навес, при этом изменение параметров объекта не производилось, реконструкция объекта капитального строительства не производилась, тем самым выдача разрешения на строительство в данном случае не требуется.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Анализируя вышеприведенное, суд полагает, что действительно, при сооружении ответчиком вышеописанной конструкции не требуется разрешения на строительство, оснований для его наличия прокурором не представлено.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае отсутствует такой обязательный элемент, как объективная сторона правонарушения, заключающаяся в строительстве, реконструкция объекта капитального строительства без разрешения на строительство.

На основании изложенного, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленном заместителем прокурора по Железнодорожному району г.Читы требовании о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьей 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, ИНН <***>, ОГРН <***>, отказать.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Горкин Д.С.