АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-4299/2014
30 мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2014 года
Решение изготовлено в полном объёме 30 мая 2014 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора по Железнодорожному району г.Читы
о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч.1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предпринимателя без образования юридического лица ФИО1,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, старшего помощника прокурора, удостоверение ТО № 169944,
от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 15.04.2014,
от третьего лица: ФИО4, представителя по доверенности от 13.13.2011.
Заместитель прокурора по Железнодорожному району г.Читы обратился в суд с требованием о привлечении к административной ответственности в соответствии ч.1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предпринимателя без образования юридического лица ФИО1.
В судебном заседании, начатом 26.05.2014, объявлялся перерыв до 14-15 30.05.2014.
Присутствующий в судебном заседании прокурор заявленное требование поддержала.
Представитель ответчика заявленное требование не признал, указав на отсутствие состава вмененного правонарушения, а также на пропуск срока привлечения к административной ответственности.
Представитель третьего лица поддержал позицию прокурора.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.
Прокуратурой Железнодорожного района г.Читы 24.04.2014 по обращению начальника дирекции социальной сферы Забайкальского филиала ОАО «РЖД» о нарушении законодательства при проведении реконструкции гаража, расположенного по адресу <...> было проведено обследование данного гаража. В результате обследования установлено: по адресу г.Чита, ул.Комсомольская 70 имеется полуподземная автостоянка, состоящего из 1 этажа; на крыше автостоянки смонтированы металлические опоры, часть из которых прикреплено к стене спортзала «Локомотив», расположенного по адресу <...> принадлежащего на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», смонтирован металлический навес.
Из представленного в прокуратуру района свидетельства о государственной регистрации права от 20.06.2005г. следует, что пристройка - гараж, общей площадью 350,30 кв.м., 1 этаж, расположенный по адресу г.Чита, Железнодорожный административный район, ул.Комсомольская 70 принадлежит на праве собственности ФИО1
Из представленного технического паспорта на данный объект следует, что гараж имеет 1 этаж (полузаглубленный), средняя внутренняя высота 2,87 м, площадь помещения 350,3 кв.м., при этом чердачное помещение, навес не предусмотрены.
В соответствии с п. 10, 14, 16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей - ч.2 ст.51 ГрК РФ.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами - ч.4 ст.51 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристик и их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» работы по монтажу металлических конструкций, в том числе монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций относятся к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Таким образом, прокуратура пришла к выводу, что ИП ФИО1 осуществляются работы по реконструкции объекта капитального строительства - гаража, расположенного по адресу <...>: выполнены работы по монтажу металлических конструкций, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, изменены технические характеристики объекта.
Из объяснений ИП ФИО1, информации комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» следует, что разрешение на реконструкцию гаража, расположенного по адресу г.Чита, ул. Комсомольская 70 индивидуальному предпринимателю не выдавалось.
По выявленному правонарушению прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.28.4 КоАП РФ, в отношении предпринимателя ФИО1 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.04.2014 с квалификацией его по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ - строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства было установлено следующее.
Предприниматель ФИО5 обратился за проведением экспертного исследования в ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз». Данной организацией исследование было проведено, по результатам которого составлен акт экспертного исследования от 20.05.2014.
Согласно данного исследования, возведенная предпринимателем ФИО5 конструкция по адресу: <...> является сборно-разборной и представляет собой навес.
В силу ст.1 ГрК РФ объекты капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Проведенным исследованием было установлено, что на железобетонное перекрытие установлена сборно-разборная конструкция – навес, при этом изменение параметров объекта – полуподземный гараж, таких как высота, количество этажей, площадь, объем, качество инженерно-технического обеспечения не производилось, соответственно реконструкция объекта капитального строительства не производилась.
Следовательно, в силу пп.4 п.17 ст.51 ГрК РФ в данном случае выдача разрешения на строительство не требуется.
В ходе судебного разбирательства судом в качестве специалистов были опрошены эксперты, проводившие экспертное исследование, приведенные выше – ФИО6 и ФИО7. Данные лица пояснили, что в результате проведенного исследования было установлено, что на железобетонное перекрытие полуподземного гаража была установлена сборно-разборная конструкция – навес, при этом изменение параметров объекта не производилось, реконструкция объекта капитального строительства не производилась, тем самым выдача разрешения на строительство в данном случае не требуется.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Анализируя вышеприведенное, суд полагает, что действительно, при сооружении ответчиком вышеописанной конструкции не требуется разрешения на строительство, оснований для его наличия прокурором не представлено.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае отсутствует такой обязательный элемент, как объективная сторона правонарушения, заключающаяся в строительстве, реконструкция объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
На основании изложенного, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В заявленном заместителем прокурора по Железнодорожному району г.Читы требовании о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьей 9.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, ИНН <***>, ОГРН <***>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Горкин Д.С.