ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-42/08 от 20.03.2008 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная, 6,

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита

Дело № А78-42/2008

С2-23/6

“24” марта 2008 года

  Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2008 года.

Арбитражный суд Читинской области в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьёй,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по заявлению Ононской районной организации инвалидов Читинской областной организации Всероссийского общества инвалидов к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу об оспаривании Постановления от 17.12.2007 № 05-06 о назначении административного штрафа,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 – представителя Ононской районной организации инвалидов Читинской областной организации Всероссийского общества инвалидов по доверенности от 20.02.2008 – председателя Читинской региональной организации общероссийской общественной организации “Всероссийское общество инвалидов“; ФИО2 – представителя Ононской районной организации инвалидов Читинской областной организации Всероссийского общества инвалидов по доверенности от 08.01.2008 – заместителя председателя Читинской региональной организации общероссийской общественной организации “Всероссийское общество инвалидов“;

от административного органа – ФИО3 – представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу по доверенности от 11.03.2008 № 05-07 – специалиста I разряда.

Ононская районная организация инвалидов Читинской областной организации Всероссийского общества инвалидов (далее организация) обратилась в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее налоговый или административный орган или инспекция) с требованием об оспаривании Постановления от 17.12.2007 № 05-06 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 30 минут 13 марта 2008 года до 10 часов 30 минут 20 марта 2008 года.

Представители заявителя свои требования поддержали в полном объеме, пояснив, что организацией вмененное ей административным органом правонарушение, предусмотренное статьи 14.5 КоАП РФ, не совершалось. При этом указали, что вины организации в совершении вменяемого административного правонарушения нет; а административным органом нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении.

Представитель административного органа заявленные требования не признал, указав на то, что организацией совершено правонарушение, предусмотренное статьёй 14.5 КоАП РФ, так как ею осуществлено оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины.Организация привлечена к административной ответственности с соблюдением процедуры привлечения к ответственности.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ононская районная организация инвалидов Читинской областной организации Всероссийского общества инвалидов в качестве юридического лица зарегистрирована в Едином государственном юридических лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.11.2007 должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на основании Поручения от 03.10.2007 № 165 была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт, на объектах, расположенных на территории Ононского района.

В ходе проверки парикмахерской, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей организации, установлен расчёт за услуги парикмахерской – женской стрижки на сумму 100,00 рублей без применения контрольно-кассовой машины. Контрольно-кассовая машина отсутствовала.

Факт неприменения контрольно-кассовой машины при расчёте за услуги парикмахерской – женской стрижки на сумму 100,00 рублей зафиксирован в Акте от 13.11.2007 № 007408 проверки соблюдения требований Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием расчётных карт” от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее Закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

На основании результатов проверки 03.12.2007 должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу с участием законного представителя организации – председателя ФИО4 был составлен Протокол об административном правонарушении № 05-06/229. Данным протоколом зафиксирован факт нарушения организацией пункта 1 статьи 2 и статьи 5 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5. КоАП РФ.

На основании Протокола об административном правонарушении начальником налогового органа в отсутствие законного представителя организации, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, было вынесено Постановление от 217.12.2007 № 05-06 о привлечении организации к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Указанные должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении действовали в рамках полномочий, представленных им КоАП РФ и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьёй 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 настоящего Кодекса (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно подподпункту 5.1.6 подпункта 5.1 пункта 5 части II Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статьёй 14.5 КоАП РФ в отношении юридических лиц предусмотрена санкция в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Как следует из обжалуемого постановления, 13.11.2007 в 11 часов 30 минут при осуществлении наличных денежных расчётов за услуги парикмахерской – женской стрижки на сумму 100,00 рублей контрольно-кассовая техника организацией не применена, бланк строгой отчётности, разрешённый при данном виде деятельности, не выдан.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5 КоАП РФ является продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Пунктом 1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда в пункте 4 Постановлении от 31.07.2003 № 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин” согласно пункту 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

Порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 “Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники ”.

Письмом от 20.04.1995 № 16-00-30-33 Министерство финансов Российской Федерации утвердило представленные формы документов, используемые при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно - кассовых машин, как бланки строгой отчетности.

Письмом от 22.061995 № ЮУ-4-14/29н Министерство финансов Российской Федерации утвердило в числе других формы бланков в качестве документов строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин – документы, используемые при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной трудовой деятельности (письмо от 20.04.95 N 16-00-30-33, формы бланков БО-1 - БО-11 и методические указания по их заполнению и применению).

Согласно разделам 2 и 3 Методических указаний по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности, в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению и в соответствии с технологическими особенностями при услугах парикмахерских применяются формы бланков строгой отчётности №№ БО-11 (01) и БО-11 (02).

Форма БО-11 (01) применяется для учета услуг парикмахерских по каждому исполнителю мужского и женского залов, косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов.

“Листки учета выработки” заполняются ежедневно мастером и используются для контроля за поступлением выручки, начисления заработной платы исполнителям и списания израсходованных материалов. Кассир проверяет достоверность записи стоимости услуг и расписывается в соответствующей графе. Листки учета выработки ежедневно регистрируются в “Отчете кассира”.

При работе без кассового аппарата обязательно применение талона БО-11 (02), мастер заполняет талон по окончании оказания услуг клиенту. Отрывная часть талона отдается клиенту, а данные всех использованных за смену талонов записываются в листок учета выработки мастера БО-11 (01) в графу “Номер позиции по прейскуранту”. В эту же графу заносится номер кассового чека при применении контрольно - кассовой машины. При наличии контрольно - кассовой машины форма БО-11 (02) не требуется.

Талон БО-11 (02) применяется также для всех видов бытовых услуг, где используется форма БО-9 при отсутствии контрольно - кассовой машины. Исполнитель услуги заносит в форму БО-9 все необходимые реквизиты оказываемой услуги, причем в графе “номер жетона” проставляется номер талона БО-11 (02), отрывная часть которого отдается клиенту.

При реализации на предприятиях бытового обслуживания сопутствующих товаров возможно использование талона БО-11 (02) совместно с формой БО-9 взамен кассового аппарата. Порядок заполнения указанных форм аналогичен применяемому при оказании услуг.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как установлено судом и подтверждено представителями сторон и материалами дела 13.11.2007 в ходе проверки парикмахерской, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей организации, установлен расчёт за услуги парикмахерской – женской стрижки на сумму 100,00 рублей без применения контрольно-кассовой машины. Контрольно-кассовая машина отсутствовала. Факт неприменения организацией бланков строгой отчётности административным органом не устанавливался.

Этот факт не зафиксирован ни в Акте от 13.11.2007 № 007408 проверки соблюдения требований Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, ни в Протоколе об административном правонарушении от 03.12.2007 № 05-06/229, в то время как представитель организации в своём объяснении в данном протоколе указывает на использование бланков строгой отчётности.

На основании изложенного суд пришёл к выводу, что административным органом при рассмотрении дела, установление наличия события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5 КоАП РФ, не основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Административным органом в ходе административного производства не доказано совершение организацией правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие события административного правонарушения.

С учётом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения организации к административной ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворения заявленных требований заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу от 17.12.2007 № 05-06, вынесенное в отношении Ононской районной организации инвалидов Читинской областной организации Всероссийского общества инвалидов о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Читинской области.

Судья В.А. Сидоренко