ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-433/08 от 29.10.2008 АС Забайкальского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info @ chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-433/2008

С2-28/29

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 05 ноября 2008 г.

05 ноября 2008 г.

Арбитражный суд Читинской области

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Иркутск-Нафта»

к Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский»,

Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район»,

третье лицо – Губернатор Забайкальского края (Правительство Забайкальского края),

при участии прокуратуры Забайкальского края,

об оспаривании протокола № 1 от 24.12.2007 г.

при участии

от заявителя: генерального директора общества ФИО1;

от заинтересованного лица-1 (Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский»): ФИО2 - представителя по доверенности от 19.02.2008 г.;

от заинтересованного лица-2 (Администрация муниципального района «Петровск-Забайкальский район»): не явился;

от третьего лица: ФИО3 - представителя по доверенности от 19.03.2008 г.,

ФИО4 - представителя по доверенности от 21.10.2008 г.;

от прокуратуры: ФИО5 (удостоверение № 135305),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Иркутск-Нафта» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о признании недействительными Акта проверки пункта приема и отгрузки древесины б/н от 12.12.2007 г. и Протокола № 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007 г. в части приостановления деятельности ООО «Иркутск-Нафта».

В ходе судебного разбирательства представителем заявителя заявлен отказ от требования в части оспаривания акта проверки пункта приема и отгрузки древесины б/н от 12.12.2007 г.

В обоснование заявленных требований заявитель, ссылаясь на положения Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 и Конституцию РФ, считает, что, принимая оспариваемый протокол, подписанный главой городского округа «Город Петровск_Забайкальский» (руководителем работ по ликвидации ЧС) ФИО6, о приостановлении деятельности общества, обществу было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, что не входит в полномочия штаба по ликвидации ЧС и ОПБ и главы городского округа. Следовательно, оспариваемый протокол о приостановлении деятельности общества является незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица-1 в судебном заседании в удовлетворении заявления общества просила отказать, ссылаясь на их необоснованность.

В отзыве на заявленные требования Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский», ссылаясь на положения ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, Постановление Губернатора Читинской области от 11.12.2007 N 192, утверждает, что решение о приостановлении деятельности общества, содержащееся в оспариваемом протоколе, было принято главой городского округа «Город Петровск_Забайкальский» ФИО6 как руководителем работ по ликвидации ЧС, что допускается в случае крайней необходимости в силу п.33 Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.

Кроме того, по мнению заинтересованного лица-1, Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» не является надлежащим лицом по заявленным требованиям, так как оспариваемый протокол является документом совместного заседания КЧС и ОПБ городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и муниципального района «Петровск-Забайкальский район», а комиссия ЧС И ОПБ не входит в структуру администрации городского округа.

Заинтересованное лицо-2 в судебное заседание не явилось, известив арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

В отзыве на заявленные требования Администрация муниципального района «Петровск-Забайкальский район» просит в их удовлетворении отказать, считая, что обществом требования заявлены к ненадлежащим лицам.

Представители третьего лица в судебном заседании в удовлетворении требований общества просили отказать, ссылаясь на их необоснованность.

В пояснениях на заявленные требования третье лицо, ссылаясь на Устав Читинской области, Закон Читинской области от 15.04.1998 N 124-ЗЧО «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области, утвержденного постановлением Администрации Читинской области от 23.11.2004 г. N 207-А\п, постановление Губернатора Читинской области от 11.12.2007 N192, считает, что решение о приостановлении деятельности ООО «Иркутск-Нафта», принятое на совместном заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности г. Петровс-Забайкальский и Петровск-Забайкальского района принято правомерно, так как общество осуществляло свою деятельность по адресу <...>, с нарушением Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области».

Представитель прокуратуры в своем заключении в удовлетворении требований заявителя просил отказать, ссылаясь на то, что деятельность общества по приему и отгрузке древесины приостановлено правомерно в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Дело рассматривается по правилам п.2 ст.200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Поскольку отказ заявителя от требований в части оспаривания акта проверки не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, производство по делу в части требований о признании недействительным Акта проверки пункта приема и отгрузки древесины б/н от 12.12.2007 г. подлежит прекращению.

Как установлено материалами дела, 11.12.2007 г. Губернатором Читинской области было принято постановление № 192 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципальных районов «Карымский район», «Красночикойский район», «Петровск-Забайкальский район», «Улетовский район», «Хилокский район», «Читинский район», «Шилкинский район» и городского округа «Петровск-Забайкальский», которым в границах муниципального района «Петровск-Забайкальский район» и городского округа «Петровск-Забайкальский» в 11 декабря 2007 г. введен режим чрезвычайной ситуации (пункт 1 постановления).

Согласно пункту 4 данного постановления главам муниципальных районов, в том числе «Петровск-Забайкальский район» и городского округа «Город Петровск-Забайкальский» рекомендовано ввести в границах соответствующих территорий режим чрезвычайной ситуации, создать из состава членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований постоянно действующие оперативные штабы для организации работы по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 5 данного постановления областным и муниципальным группам по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой и экспортом древесины в течение пяти дней с момента введения режима чрезвычайной ситуации провести оперативные проверки исполнения всеми пунктами приема и отгрузки древесины требований Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области».

Пунктом 6 названного постановления предписывается приостановить на территории указанным муниципальных образований деятельность пунктов приема и отгрузки древесины, не соблюдающих требований Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области», до принятия судебного решения о запрете или разрешении дальнейшей деятельности данных пунктов.

Совместным постановлением глав городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» № 533/372 от 11.12.2007 г. в связи с большим количеством назаконных рубок древесины, повлекших за собой значительный ущерб окружающей среде, в целях сохранения лесов от уничтожения, обеспечения экологической безопасности и охраны лесов, недопущения нарушений установленного порядка лесопользования на территории города и района с 11 декабря 2007 г. введен режим чрезвычайной ситуации.

Данным постановлением запрещено нахождение на территории района и прилегающих к г. Петровск-Забайкальскому территорий механических транспортных средств, оборудованных для вывозки и транспортировки древесины, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за исключением имеющих специальное разрешение установленного образца, выданных в соответствии с установленным порядком.

Пунктом 5 постановления предписано провести оперативные проверки и принять меры к прекращению деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, не соблюдающих требований Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области».

Названным постановлением создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации.

12.12.2007 г. комиссия в составе работников городского округа проверила пункт приема и отгрузки древесины ООО «Иркутск-Нафта», расположенный в <...>, на соответствие Закону Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области».

По результатам проверки комиссией составлен Акт проверки пункта приема и отгрузки древесины.

Согласно акту проверки, на момент проверки отсутствовали:

- документ о закреплении обязанностей, установленных Законом области, за конкретным человеком;

- копия документа о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

- документы о постановке на налоговый учет;

- лицензия на эксплуатацию пожароопасного объекта;

- лицензия на обращение с опасными отходами;

- документ, подтверждающий право пользования земельным участком по приему и отгрузке древесины.

24.12.2007 г. протоколом № 1 совместного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и муниципального района «Петровск-Забайкальский район» было принято решение о приостановлении деятельности ООО «Иркутск-Нафта» в <...> в виду несоблюдения требований Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области».

Протокол подписан председательствующим – главой городского округа «Город Петровск-Забайкальский», руководителем работ по ликвидации ЧС ФИО6

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При рассмотрении оспариваемого ненормативного акта суд исходит из буквального содержания данного документа.

19.09.2007 г. Читинской областной Думой был принят Закон Читинской области N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области» (далее – Закон N 992-ЗЧО).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 992-ЗЧО, настоящий Закон области определяет порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины и устанавливает правила приема, учета, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на территории Читинской области.

Согласно статье 6 Закона N 992-ЗЧО нарушение настоящего Закона области влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами и законами области.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Как установлено в судебном заседании судебных решений о приостановлении деятельности общества по результатам проверки не принималось.

В пункте 9 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрено административное наказание в виде административное приостановление деятельности.

В соответствии с частью 3 Кодекса административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 3.12 Кодекса административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Пунктом 10 части 1 статьи 27.1 Кодекса в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности.

Согласно части 1 статьи 27.16 Кодекса временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение требований Закона Читинской области к организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины отсутствует.

Ответственность за нарушение требований закона области к организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области установлена статьей 23.1 Закона Читинской области от 13.04.2005 N 656-ЗЧО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон N 656-ЗЧО) в виде административного штрафа.

Следовательно, Протокол № 1 совместного заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности от 24.12.2007 г. под председательством главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ФИО6, о приостановлении деятельности ООО «Иркутск-Нафта» является недействительным, поскольку противоречит требованиям Федерального закона «Об охране окружающей среды», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закону Читинской области от 13.04.2005 N 656-ЗЧО «Об административных правонарушениях», Закону Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области».

Кроме того, в пункте статьи 37 Закона N 656-ЗЧО, определившим органы исполнительной власти Читинской области, наделенные полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьи 23.1 настоящего Закона области, и в пункте 2 статьи 38 данного Закона, в котором установлен перечень должностных лиц наделенных полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Закона области, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и главы муниципальных образований отсутствуют.

В пункте 5 Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности г. Петровск-Забайкальского, утвержденному постановлением главы города № 749 от 24.11.2004 г. (л.д.115, т.1), установлен перечень правомочий комиссии, в котором право на применение каких-либо административных санкций, в том числе на приостановление деятельности предприятий отсутствует. Отсутствует он и в Положении о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности муниципального района «Петровск-Забайкальский район», утвержденном постановлением главы администрации муниципального района № 48 от 09.03.2007 г. (л.д. 43, т.3).

Ссылка заинтересованного лица-1 на то, что Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» не является надлежащим ответчиком по данному делу, арбитражный суд находит несостоятельной.

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Решением Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 15.12.2005 г. № 95 утверждено Положение об Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (далее – Положение).

Согласно данному Положению Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» обладает правами юридического лица. Администрацией городского округа руководит Глава городского округа «Город Петровск-Забайкальский» на принципах единоначалия. Главой Администрации городского округа является Глава городского округа «Город Петровск-Забайкальский». Глава городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Читинской области, Уставом городского округа «Город Петровск-Забайкальский», нормативными решениями Думы городского округа «Город Петровск-Забайкальский», настоящим Положением, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Читинской области, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Положение).

Согласно пункту 7 данного Положения координационными органами единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) являются комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 данного Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Как видно из материалов дела, городская комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности утверждена постановлением главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № 529 от 10.12.2007 г.

Таким образом, Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» обоснованно привлечена в качестве заинтересованного лица по данному делу, поскольку оспариваемый протокол совместного заседания КЧС и ОПБ был принят под председательством главы городского округа «Город Петровск-Забайкальский».

Также несостоятельны доводы оппонентов заявителя, что оспариваемый протокол был принят в рамках Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Читинской области от 15.04.1998 N 124-ЗЧО «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, и Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области, утвержденного постановлением Администрации Читинской области от 23.11.2004 г. N 207-А\п, главой городского округа «Город Петровск-Забайкальский» как руководителем работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в статье 1 введены следующие понятия, в том числе:

- чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

- ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

- зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Как указывалось выше, постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Действительно, в силу положений пункта 33 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по остановке деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, как видно из оспариваемого протокола, и установлено материалами дела, основанием его принятия явилось нарушение обществом требований Закона Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области», но не крайняя необходимость в зоне чрезвычайной ситуации.

Кроме того, суду не представлены доказательства какие исключительные обстоятельства, которые могли бы повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, явились бы основанием для приостановления деятельности общества в зоне чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что заявление ООО «Иркутск-Нафта» о признании недействительным протокола Протокол № 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007 г. в части приостановления деятельности общества подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Производство по делу по заявлению ООО «Иркутск-Нафта» об оспаривании Акта проверки пункта приема и отгрузки древесины б/н от 12.12.2007 г. прекратить.

Признать недействительным Протокол № 1 совместного заседания КЧС и ОПБ от 24.12.2007 г. в части приостановления деятельности ООО «Иркутск-Нафта» как несоответствующий Федеральному закону «Об охране окружающей среды», Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Закону Читинской области от 19.09.2007 г. N 992-ЗЧО «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области», Закону Читинской области от 13.04.2005 N 656-ЗЧО «Об административных правонарушениях».

Взыскать с Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» в пользу ООО «Иркутск-Нафта» уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.