ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4372/10 от 27.09.2010 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-4372/2010

04 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2010 года.

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ильющенко Ю.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Мебельного комбината «Рассвет» к Государственной лесной службе Забайкальского края о признании недействительными договоров в части

при участии в заседании:

помощника судьи Бейдина С.В. (ведение протокола судебного заседания),

представителей:

истца: Хорошенко Н.А. – доверенность от 20.04.10,

ответчика: Дондокова А.Б. – доверенность от 09.10.09,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Мебельный комбинат «Рассвет» обратилось в арбитражный суд с иском к Государственной лесной службе Забайкальского края о признании недействительными пунктов 4.30 договоров аренды участков лесного фонда от 24.12.08: №№86, 87 и 89. Иск мотивирован тем, что содержание указанных пунктов договоров противоречит законодательству РФ (Лесному кодексу РФ, Закону «О пожарной безопасности», Закону РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), поэтому в силу п.1 ст.168 ГК РФ указанные пункты договоров являются ничтожными. От исключения оспоренных пунктов договоров во внесудебном порядке ответчик отказался.

Ответчик иск не признал, указав, что названные истцом договоры были заключены по итогам лесного конкурса, предусматривавшего условия о тушении арендатором лесных пожаров на арендованном участке своими силами и за свой счет; поэтому данные условия должны были быть включены в договоры, изменение условий аукциона не допускается (ст.74 Лесного кодекса РФ). Обязанность по тушению лесных пожаров возлагается на арендаторов участков лесного фонда (ст.53 лесного кодекса РФ). При заключении договоров стороны в соответствии со ст.421 ГК РФ пришли к согласию по всем их условиям, включая оспариваемые. Данные условия не противоречат ст.616 ГК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела установлено, что сторонами были заключены договоры от 24.12.08: №86, №87, №89, по условиям которых ООО МК «Рассвет» (арендатор) для заготовки древесины арендовал участки лесного фонда на территории Петровск-Забайкальского района Забайкальского края; арендодателем по договорам является Государственная лесная служба Забайкальского края. Договоры зарегистрированы в установленном порядке 27.01.2009. Пунктами 4.30 (идентичными по содержанию) каждого из указанных договоров предусмотрено, что в случае возникновения лесного пожара на лесном участке и на расстоянии одного квартала по периметру арендуемого лесного участка арендатор обязан обеспечивать его ликвидацию своими силами (на территории арендуемого участка – за свой счет, за пределами – согласно п.3.4 договора.). Пунктом 3.4. договоров установлено, что арендодатель имеет право привлекать арендатора для работ по тушению лесных пожаров за пределами арендуемых лесных участков на общих основаниях с последующим возмещением ему затрат.

Истец просит признать недействительными пункты 4.30 указанных договоров.

При рассмотрении доводов сторон суд учитывает следующее.

Согласно ч.3 ст. 4 ФЗ «О введении в действие лесного кодекса РФ» № 201-ФЗ от 04.12.2006 года арендатор, переоформивший договор аренды лесного участка для осуществления видов использования лесов, указанных в статьях 34,36.38-40 ЛК РФ, вправе осуществлять меры пожарной безопасности и меры санитарной безопасности на лесных участках, мероприятия по уходу за лесами, а также лесовосстановление в пределах, установленных законодательством РФ и договором аренды участка лесного фонда.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В силу п. 3 данной статьи указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
  На основании ст. 52 лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 10 ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
  Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 7 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838.

Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).

Следовательно, условие п. 4.30 договоров №№86,87 и 89 от 24.12.2008 года, предусматривающее обязанность арендатора обеспечивать ликвидацию пожара своими силами (на территории арендуемого участка за свой счёт, за пределами согласно п. 3.4 настоящего договора), является недействительным в силу его ничтожности, что не влечет недействительности прочих условий договора аренды.

С учётом изложенного, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика не могут быть приняты во внимание.

На основании ст.333.37 НК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины. Уплаченная истцом госпошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171,176 АПК РФ суд

решил:

признать недействительными пункты 4.30 договоров аренды лесных участков: № 86 от 24.12.2008, №87 от 24.12.2008, №89 от 24.12.2008, заключенных Государственной лесной службой Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью Мебельным комбинатом «Рассвет».

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Мебельному комбинату «Рассвет» из федерального бюджета РФ госпошлину:

в сумме 4000 руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением от 22.04.2010 №398;

в сумме 8000 руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением от 18.06.2010 №685.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Ю.И. Ильющенко