АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-4385/2015
14 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 года
Решение изготовлено в полном объёме мая 2015 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной У.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Хила» по не рассмотрению уведомления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 19.05.2014 о выводе объектов водоснабжения из эксплуатации, обязании Администрации сельского поселения «Хила» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 03.04.2014,
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности от 27.04.2015; ФИО3 Б.Д. Д., главы сельского поселения.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») обратилось в суд с требованием о признании незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Хила» по не рассмотрению уведомления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 19.05.2014 о выводе объектов водоснабжения изэксплуатации, обязании Администрации сельского поселения «Хила» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Представитель ОАО «РЖД» заявленные требования поддержал.
Представители Администрации заявленное требование не признали, полагая, что к компетенции Администрации не отнесено обжалуемое действие (бездействие).
Суд, рассмотрев материалы дела, установил.
ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению- структурного подразделения Центральной дирекции по снабжению филиала ОАО «РЖД» (далее Дирекция) 19.05.2014 направило информационное письмо в Администрацию сельского поселения «Хила» (далее Администрация) о выводе объектов теплоснабжения из эксплуатации: насосная станция, свидетельство о праве собственности от 09.09.2011 серии 75 № 298645. Администрацией данное уведомление рассмотрено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.
Согласно пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения, водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении".
Ст.22 Закона Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено следующее.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
В случае, если вывод объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения, органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны уведомить собственников и иных законных владельцев указанного объекта о сроках и причинах такого решения не менее чем за один год до наступления указанного срока.
Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения, городского округа по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.
Поскольку уведомление было получено Администрацией 30.06.2014, она была обязана принять решение о согласовании либо иное в срок до 31.12.2014.
Ст.14 Федерального закона от 29.12.2014 N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" были внесены в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следующие изменения:
"1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:";
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.".
Данная редакция вступила в действие с 09.01.2015.
Ст.6 Закона о водоснабжении в редакции, действовавшей в оспариваемый период, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Администрация является уполномоченным органом по принятию решения о согласовании вывода объекта из эксплуатации. В нарушение приведенных выше правовых норм Администрацией уведомление от 19.05.2014 о выводе объекта водоснабжения из эксплуатации в установленный законом срок не рассмотрено.
Анализируя вышеприведенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст.106 АПК РФ).
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ст.110 АПК РФ).
ОАО «РЖД» при обращении в суд была уплачена госпошлина в размере 3000 руб., подлежит взысканию со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Хила» по не рассмотрению уведомления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 19.05.2014 о выводе объектов водоснабжения изэксплуатации, как несоответствующее Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", обязать Администрацию сельского поселения «Хила» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Взыскать с Администрации сельского поселения "Хила" (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Горкин Д.С.