ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-4415/14 от 15.01.2015 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-4415/2014

15 января 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2015 года

Решение изготовлено в полном объёме 15 января 2015 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Л.В.Бочкарниковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А.Лебедевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 577364,95 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) не явилось (извещено);

от заинтересованного лица: ФИО1 представителя Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» по доверенности от 24.12.2014;

от третьего лица: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю не явилось (извещено),

установил:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее – заявитель, Управление Пенсионного фонда в г. Шилке) обратилось с заявлением о взыскании с краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (местонахождение: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)) (далее – заинтересованное лицо, КГСАУ «Забайкаллесхоз», учреждение) 577364,95 руб., в том числе: 260513,84 руб. – недоимка по страховым взносам, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 86221,66 руб. - недоимка по страховым взносам, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 71295,93 руб. - недоимка по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 3791,66 руб. - недоимка по страховым взносам, зачисляемым в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 44216,92 руб. - пени по страховым взносам, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 15047,01 руб. - пени по страховым взносам, зачисляемым на накопительную часть трудовой пенсии; 10605,90 руб. - пени по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1307,37 руб. - пени по страховым взносам, зачисляемым в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 52102,77 руб. – штрафные санкции за неполную уплату страховых взносов, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 17244,33 руб. - штрафные санкции за неполную уплату страховых взносов, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 14259,79 руб. - штрафные санкции за неполную уплату страховых взносов, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 758,33 руб. - штрафные санкции за неполную уплату страховых взносов, зачисляемых в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Определением от 14.07.2014 Арбитражный суд Забайкальского края произвел процессуальное правопреемство - заменил заинтересованное лицо КГУ «Газимуро-Заводский лес» на его правопреемника КГСАУ «Забайкаллесхоз».

Определением от 09.10.2014 Арбитражный суд Забайкальского края приостановил производство по настоящему делу до рассмотрения кассационной жалобы в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 мая 2014 года по делу № А78-686/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года по тому же делу.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.11.2014 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 мая 2014 года по делу № А78-686/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года по тому же делу оставлены без изменения.

Определением от 29.12.2014 Арбитражный суд Забайкальского края возобновил производство по данному делу.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления Пенсионного фонда в г. Шилке.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

В отзыве на заявленные требования КГСАУ «Забайкаллесхоз» ссылается на то, что учреждение состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда в г. Чите, следовательно, у Управления Пенсионного фонда в г. Шилке отсутствуют правовые основания для обращения в арбитражный суд с требованиями к учреждению о взыскании страховых взносов в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, то есть Управление Пенсионного фонда в г. Шилке является ненадлежащим истцом по данному делу (т. 1, л.д. 170-172).

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, просило дело рассмотреть в отсутствие его представителя, заявленные требования Управления поддерживает в полном объеме.

Дело рассматривается по правилам части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав доводы представителя КГСАУ «Забайкаллесхоз», исследовав материалы дела, представленные дополнительные доказательства арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, 05.11.2013 Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) принято решение № 08501113ВР0000454 о проведении выездной проверки в отношении страхователя КГУ «Газимуро-Заводский лес» за период с 01.01.2010 по 05.11.2013. При проверке правильности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период Управлением выявлены нарушения со стороны страхователя.

По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда в г. Шилке составлен акт выездной проверки № 0850110000761 от 29.11.2013 и было установлено, что у КГУ «Газимуро-Заводский лес» имеется задолженность недоимки и пени.

25.12.2013 Управлением Пенсионного фонда в г. Шилке вынесено решение № 08501113РВ0000340 о привлечении КГУ «Газимуро-Заводский лес» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

27.01.2014 Управлением Пенсионного фонда в г. Шилке КГСАУ «Забайкаллесхоз» выставлено требование № 35 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за КГУ «Газимуро-Заводский лес» в срок до 14.02.2014.

Указанное требование было направлено по месту нахождения КГУ «Газимуро - Заводский лес» и КГСАУ «Забайкаллесхоз» 29.01.2014, что подтверждается копией списка внутренних почтовых отправлений (т.1, л.д.78).

Поскольку суммы недоимки и пени, указанные в требовании, КГСАУ «Забайкаллесхоз» не были уплачены, Управление Пенсионного фонда в г. Шилке 05.05.20014 обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Статьей 213 АПК РФ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Частью 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны, в том числе: правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (часть 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Материалами дела установлено, что КГУ «Газимуро-Забайкальский лес» прекратило деятельность в результате реорганизации путем присоединения к КГСАУ «Забайкаллесхоз», о чем 24.01.2014 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (т.1, л.д.11).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ регистрация страхователей - работодателей - организаций является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 данной статьи снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика, в том числе работодателей - организаций, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 18.04.2013 N 137 утвержден Порядок организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступивших от плательщиков страховых взносов - реорганизованных юридических лиц (далее – Порядок).

Как следует из пункта 1.1 названного Порядка настоящий Порядок разработан в целях организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации при реализации норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступивших от плательщиков страховых взносов - реорганизованных юридических лиц.

Документом, подтверждающим реорганизацию юридического лица - плательщика страховых взносов, является выписка из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащая сведения о реорганизации, создании или ликвидации юридического лица - плательщика страховых взносов, полученная территориальным органом ПФР от уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В разделе IV данного Порядка установлено, что территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика страховых взносов, прекратившего деятельность в результате реорганизации в форме слияния (далее - в настоящем разделе плательщик-правопредшественник), осуществляет все мероприятия по определению и передаче в территориальный орган ПФР по месту нахождения плательщика-правопреемника сведений о наличии переплаты или недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам по плательщику-правопредшественнику и по их завершении процедуру снятия с регистрационного учета, определенные в разделе II настоящего Порядка.

В соответствии с положениями раздела II названного Порядка, срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления из регистрирующего органа выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица - плательщика страховых взносов в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, структурное подразделение территориального органа ПФР по месту регистрации такого юридического лица в качестве плательщика страховых взносов, осуществляющее администрирование страховых взносов (далее - структурное подразделение территориального органа ПФР), проводит следующие мероприятия:

- осуществляет процедуру снятия с регистрационного учета плательщика страховых взносов в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования и вносит в карточку страхователя следующие сведения: код статуса "02" - "в процессе ликвидации"; дату статуса, которая должна соответствовать дате регистрации записи в ЕГРЮЛ реорганизации юридического лица - плательщика страховых взносов; код снятия с учета "04" - "реорганизация"; дату снятия с учета, которая должна соответствовать дате проведения операции по снятию плательщика страховых взносов с регистрационного учета в территориальном органе ПФР.

Передает в структурное подразделение территориального органа ПФР, осуществляющее ведение индивидуального (персонифицированного) учета, реестры по реорганизованным юридическим лицам - плательщикам страховых взносов, содержащие сведения о регистрационном номере плательщика-правопредшественника, его наименовании, ИНН, КПП, дате снятия с регистрационного учета, причине снятия с учета и статусе страхователя.

Для передачи в территориальный орган ПФР по местонахождению вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования - плательщика страховых взносов (далее в настоящем разделе - плательщик-правопреемник) имеющихся электронных документов по реорганизованному юридическому лицу - плательщику страховых взносов, прекратившему деятельность в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования (далее в настоящем разделе - плательщик-правопредшественник), за все отчетные периоды, начиная с 1 января 2010 года, структурное подразделение территориального органа ПФР проводит следующие мероприятия:

- определяет наличие или отсутствие не завершенных в отношении плательщика-правопредшественника мероприятий по зачетам (возвратам), уточнению платежей, исполнению запросов органа Федерального казначейства, камеральной и выездной проверкам.

- завершает в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ мероприятия по исполнению запросов органа Федерального казначейства, по уточнению вида и принадлежности платежа, зачету (возврату) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании заявления плательщика страховых взносов, принятого территориальным органом ПФР до даты снятия плательщика-правопредшественника с регистрационного учета.

- проводит в случае обращения плательщика-правопреемника в установленном порядке совместную сверку расчетов по состоянию на дату снятия с регистрационного учета плательщика-правопредшественника. Результат сверки оформляется актом совместной сверки расчетов.

- завершает камеральную и выездную проверки плательщика-правопредшественника, оформляет результаты таких проверок, выносит решение по результатам рассмотрения материалов проверки в соответствии со статьями 38, 39Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

- определяет наличие или отсутствие недоимки по страховым взносам у плательщика-правопредшественника. При наличии у плательщика-правопредшественника недоимки по страховым взносам документы передаются в территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика-правопреемника в том процессуальном состоянии, в котором они находятся на начало процедуры снятия с регистрационного учета плательщика-правопредшественника.

В случае реорганизации плательщика страховых взносов в форме преобразования в ходе рассмотрения в арбитражном суде заявления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР по местонахождению плательщика-правопредшественника на любой стадии арбитражного процесса заявляет о процессуальном правопреемстве территориального органа ПФР по местонахождению плательщика-правопреемника в порядке, установленном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Споры о процессуальном правопреемстве между территориальными органами ПФР не допускаются.

Как указывалось выше, КГУ «Газимуро-Заводский лес» прекратило деятельность в результате реорганизации путем присоединения к КГСАУ «Забайкаллесхоз» 24.01.2014.

Управление Пенсионного фонда в г. Шилке обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к КГСАУ «Забайкаллесхоз» - правопреемнику КГУ «Газимуро-Забайкальский лес» 05.05.2014, то есть после прекращения деятельности плательщика-правопредшественника.

Из представленных в материалы дела документов следует, что КГСАУ «Забайкаллесхоз» зарегистрировано 25.09.2012 в качестве страхователя по месту нахождения в Государственном учреждении Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Читинской области (на данный момент - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю).

Следовательно, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов КГСАУ «Забайкаллесхоз» на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в силу вышеназванных норм, осуществляет Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю, но не Управление Пенсионный фонда в г. Шилке.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования к КГСАУ «Забайкаллесхоз» о взыскании недоимки и пени заявлены неуполномоченным органом.

Следовательно, требования Управления Пенсионного фонда в г. Шилке не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) о взыскании с краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» недоимки и пени в сумме 577364 руб. 95 коп. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Л.В. Бочкарникова