АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-4474/2014
07 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2014 года
Решение изготовлено в полном объёме июля 2014 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Л.В. Бочкарниковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Лебедевой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сретенскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения, формализованного в виде заключения от 11.02.2014 о признании недействительным и подлежащим аннулировано регистрационных действий в отношении автомашины TOYOTALANDCRUISERLX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ№0726208, шасси VIN<***>г/н К707УА75RUS; об обязании восстановить регистрационные действия в отношении автомашины TOYOTALANDCRUISERLX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ№0726208, шасси VIN<***>г/н К707УА75RUS,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 представителя предпринимателя ФИО1 по доверенности от 01.07.2014, ФИО3 представителя предпринимателя ФИО1 по доверенности от 12.03.2014;
от заинтересованного лица: ФИО4 представителя ОМВД России по Сретенскому району по доверенности от 13.05.2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сретенскому району (далее – заинтересованное лицо, ОМВД России по Сретенскому району) о признании незаконным решения, формализованного в виде заключения от 11.02.2014 о признании недействительным и подлежащим аннулировано регистрационных действий в отношении автомашины TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***> г/н К707УА75RUS; об обязании восстановить регистрационные действия в отношении автомашины TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***> г/н К707УА75RUS.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали. В обоснование требований указали, что предприниматель ФИО1, являясь собственником вышеуказанного транспортного средства, лишен возможности использовать его по назначению; на обращение предпринимателя о восстановлении регистрации транспортного средства ОМВД России по Сретенскому району отказало в восстановлении регистрации в связи с тем, что по результатам проведенной проверки законности регистрационных действий автомашины TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, государственный регистрационный знак К707УА75RUS принято решение о признании данных действий недействительными и подлежащими аннулированию. По мнению предпринимателя ФИО1 транспортное средство соответствует обязательным требованиям безопасности дорожного движения.
Представитель ОМВД России по Сретенскому району в судебном заседании пояснил, что поводом аннулирования регистрационных действий в отношении вышеуказанного транспортного средства послужило заключение проверки от 11.02.2014, проведенной начальником ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району майором полиции ФИО4 на основании поступившего в адрес УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю указания Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения от 07.03.2013 № 13/4-у-1285 и информации из Федерального агентства по Техническому регулированию и Метрологии (Росстандарт) об отмене действий сертификатов соответствия транспортных средств требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации. При проверке установлено, что в адрес первого заместителя начальника ГУОБДД МВД России генерал-лейтенанта полиции ФИО5 поступило письмо от 18.12.2013 г. № 84/1 от заместителя руководителя Федерального агентства по Техническому регулированию и Метрологии (Росстандарт) ФИО6 о решении прекратить действие 32 свидетельств о безопасности конструкций транспортных средств, в числе транспортных средств сертификаты соответствия которых были отменены находился автомобиль TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1NZ №0726208, шасси <***>, состоящий на учёте в ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району под государственным регистрационным знаком K707YA75RUS.
В указании УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю содержалось требование об аннулировании регистрационных действий в отношении транспортных средств, действие сертификатов соответствия которых было отменено. Во исполнение требований указания УГИБДД УМВД России по Забайкальскому старшим государственным инспектором РЭД ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району ФИО7 были осуществлены действия по аннулированию регистрационных действий, проведённых ранее в отношение вышеуказанного автомобиля.
Представитель ОМВД России по Сретенскому району разрешение вопроса по существу заявленных требований заявителя оставил на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 25.05.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
ФИО1 09.02.2013 приобрел у ООО «ИстТрансСервис» по договору купли-продажи за 7000 рублей автомобиль марки TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, категория ТС D, идентификационный номер (VIN) <***>, ПТС 25 УМ 733080 от 31/01/2013, выданный Владивостокской таможней.
12.03.2013 в ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району предпринимателем как собственником была зарегистрирована автомашина марки TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***>, государственный регистрационный знак К707УА75RUS, цвет бежевый, экологический класс - четвертый с выдачей свидетельства о регистрации <...> .
В ходе проведения внеплановых документарных проверок в отношении аккредитованного органа сертификации «Центр сертификации продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения» Фонда «Сертификация коммунальных машин» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11МТ15) Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) установлено, что сертификат соответствия С-JP.МТ15.А.05595 от 24.01.2012, бланк 0110379, выданный на автотранспортное средство TOYOTA LAND CRUISER LX10, категория М2, 2012 года выпуска, двигатель 1HZ, дизельный, единичное изделие, код (VIN) <***> отменен - 25.12.2013.
Данный автомобиль состоял на учёте в ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району под государственным регистрационным знаком K707YA75RUS.
11.02.2014 начальником ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району майором полиции ФИО4 принято решение о признании регистрационных действий автомашины марки TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***>, государственный регистрационный знак К707УА75RUS недействительными и подлежащими аннулированию (л.д.15).
Из уведомления от 11.02.2014 № 1386 (л.д. 31), направленное в адрес ФИО1 следует, что регистрационные действия на вышеуказанную автомашину в подразделении ОМВД России по Сретенскому району аннулированы на основании поступившего указания УГИБДД УМВД по Забайкальскому краю.
08.04.2014 предприниматель ФИО1 обратился в ОМВД России по Сретенскому району с заявлением о восстановлении регистрации транспортного средства марки TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***>, государственный регистрационный знак К707УА75RUS.
18.04.2014 ОМВД России по Сретенскому району сообщило об отказе в восстановлении регистрации в связи с тем, что регистрационные действия автомашины TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***>, государственный регистрационный знак К707УА75RUS, поставленная на учет 12.03.2013 признаны недействительными и аннулированы на основании поступившего указания УГИБДД УМВД по Забайкальскому краю.
Полагая, что заключение от 11.02.2014 о признании регистрационных действий автомашины марки TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***>, государственный регистрационный знак К707УА75RUS недействительными и подлежащими аннулированию нарушает права и законные интересы, предприниматель обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с данным требованием.
Суд, исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, ознакомившись с письменными доказательствами, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 3 статьи 15 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (далее – Положение о ГИБДД) государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
В силу пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (пункт 72 в редакции Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N1227, ФТС России N1744 от 30.08.2012) выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Кроме того, пунктом 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила регистрации) предусмотрено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (абзац 6 пункта 51 Правил).
Из сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства 25 УМ 733080, следует, что вышеуказанный автомобиль ввезен Обществом с ограниченной ответственностью «ИстТрансСервис» на территорию Российской Федерации из Объединённых Арабских Эмиратов, паспорт транспортного средства на автомобиль выдан 31.01.2013 Владивостокской таможней.
В силу пунктов 6, 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 496/192/134, на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации. Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с пунктом 14 Специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Правительством Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 (далее - Регламент) введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.; экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
Так согласно пункту 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» таможенному органу был представлен сертификат соответствия С-JP.МТ15.А.05595 от 24.01.2012, бланк 0110379, выданный Фондом «Сертификация Коммунальных Машин» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11МТ15) (л.д. 25).
Представлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства № А-JP.МР12.А.00331 от 24.01.2013, выданное Испытательным центром продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения Фонда «Сертификация Коммунальных Машин» на основании которого транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER LX10, VIN <***>, категория М2, экологический класс – 4, С-JP.MT15.A.05595, КОД ОКП/ТН ВЭД 45 1710/8702 10 соответствует установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
Из представленной в судебном заседании представителем заинтересованного лица информации Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) от 19.02.2014 № 1820/03-ИЛ, оформленной сопроводительным письмом от 07.03.2013 № 13/4-у-1285 «О проведении проверок и принятия решения об аннулировании регистрации транспортных средств» следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации в отношении аккредитованного органа по сертификации продукции «Центр сертификации продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения» Фонда «Сертификация коммунальных машин» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11МТ15) ранее выданные сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие четырех транспортных средств требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 отменены, в том числе и сертификат соответствия на автомобиль марки TOYOTA LAND CRUISER LX10, категория М2, 2012 года выпуска, двигатель 1HZ, дизельный, единичное изделие, код VIN <***>.
11.02.2014 начальником ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району Забайкальского края ФИО4 вынесено заключение о признании недействительным и подлежащим аннулированию регистрационных действий в отношении автомашины TOYOTA LAND CRUISER LX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN <***> г/н К707УА75RUS.
Однако, представителем заявителя в материалы дела представлен новый сертификат соответствия С-JP.МТ15.А.06344 от 26.12.2013, бланк 1687440, выданный Фондом «Сертификация Коммунальных Машин» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.11МТ15) (л.д. 34), подтверждающий соблюдение технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609. Данный факт представитель заинтересованного лица не опроверг.
Представлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства № А-JP.МР12.А.00659 от 26.12.2013, выданное Испытательным центром продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения Фонда «Сертификация Коммунальных Машин» на основании которого транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER LX10, VIN <***>, категория М2, экологический класс – 4, С-JP.MT15.A.05595, КОД ОКП/Тн ВЭД 45 1710/8702 10 соответствует установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
Кроме того, в материалы дела представлено заключение ООО «Сертификационный центр «Дальэлектротест» о соответствии транспортного средства экологическому классу 4 от 03.03.2014г. № 58093, из которого следует, что обязательную сертификацию заявленной продукции на предмет соответствия его требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.10.2005г. № 609, от 27.11.2006г. (с изменениями от 27.11.2006 № 718, от 26.11.2009г. № 956) проводить не требуется на основании наличия в «Едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации» информации о соответствии транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER 2012 года выпуска двигатель 1 HZ, 4164 куб. см, дизельный экологическому классу «Евро 4» на основании Сертификата соответствия: № C-JP.MT45.A.04231 от 21.08.2013г., выданного органом по сертификации ООО «Транссервис плюс» № РОСС RU.0001.11MT45. Исходя из данного заключения транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER LX10, категория М2, 2012 года выпуска, двигатель 1HZ, 4164 куб.см, дизельный, VIN <***> соответствует экологическому классу 4.
Как указано в пункте 5 части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
В силу подпункта «б» пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» независимо от положений главы 5 в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры касаются представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано, что в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно статьи 29 Закона N 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Пунктом 2 Регламента определено, что настоящий Регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
Автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации - это впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника (п. 3 Регламента). Пунктом 4 указанного Регламента предусмотрено, что объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей. В пункте 5 данный Регламент подразделяет автомобильную технику на типы, а в пункте 6 - на экологические классы согласно приложению N 2.
В соответствии с пунктом 11 указанного Регламента соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
Общество с ограниченной ответственностью «ИстТрансСервис» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации автомобиль легковой - Toyota Land Cruiser LX10, 4 экологического класса (раздел 13 ПТС) и предоставило сертификат соответствия, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства. На указанный автомобиль таможенными органами выдан 31.01.2013 паспорт транспортного средства 25 УМ 733080.
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2005 года N 6842) (далее - Положение), установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является ПТС, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Подпунктом «з» пункта 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, предусмотрено, что государственная инспекция безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 6 Положения таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.
В силу пункта 9 названного Положения наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
На основании пункта 57 Положения после завершения таможенного оформления таможенные органы выдают на автомобиль паспорт транспортного средства (ПТС).
Пунктом 70 Положения определено, что заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных Одобрениях типа транспортного средства, Одобрениях типа шасси, сертификатах соответствия и Свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России для использования в информационных и контрольных целях.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 г. N 609, паспорта не выдаются.
Таким образом, из положений Регламента, а также Положения о ГИБДД следует, что в случаях, когда транспортное средство не соответствует установленным требованиям Регламента, паспорт транспортного средства не выдается.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.
В соответствии с нормами статей 180 и 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать декларацию на товары и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
К таким документам согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, в том числе, отнесены документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - после выпуска товаров (пункт 3 статьи 183 ТК ТС).
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товара под таможенную процедуру, декларант вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц (пункт 6 ст. 187 ТК ТС).
Порядок проверки документов и сведений как одной из форм таможенного контроля предусмотрен ст. 111 ТК ТС.
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления (пункт 1 статьи 111 ТК ТС).
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органом при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2 статьи 111 ТК ТС).
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (пункт 3 статьи 111 ТК ТС).
Должностными лицами Владивостокской таможни не выносилось требование о представлении сертификата соответствия на транспортное средство, подтверждающего заявленный экологический класс 4, сертификат соответствия С-JP.МТ15.А.05595 от 24.01.2012, был предоставлен добровольно.
Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 111 ТК ТС).
Как следует из раздела 19 ПТС, поданная государственная таможенная декларация №10702030/270113/0004583 таможенным органом принята, выпуск автомобиля разрешен, что подтверждается штампом Владивостокской таможни от 30.01.2013 с выдачей паспорта транспортного средства, таможенные ограничения согласно разделу 20 отсутствовали, категория D соответствует категории автомобилей данного типа, экологический класса автомобиля (раздел 13) четвертый.
На момент выдачи таможенной декларации действовал технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу четвертый.
Более того, таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и одобрениях типов транспортных средств (ОТТС).
В письме Федеральной таможенной службы России от 23.04.2007 г. №01-06/15085 разъяснен порядок использования сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям», в соответствии с которым поиск в базах данных, в том числе размещенных на сайте Ростехрегулирования, возможен: для «Одобрений типа транспортного средства» и «Заключений о соответствии шасси предъявляемым требованиям» - по маркам и типам транспортных средств, коду VIN. При этом марка и тип искомого автомобиля должны соответствовать аналогичным атрибутам, указанным в базе данных, а в коде VIN должны совпадать все знаки (буквы и цифры); для сертификатов соответствия - по маркам и типам транспортных средств, коду VIN, номеру сертификата соответствия. При этом марка и тип искомого автомобиля должны соответствовать аналогичным атрибутам, указанным в базе данных, а в коде VIN - совпадать первые 9 знаков.
В письме Федеральной таможенной службы России от 18.08.2011 г. №01-11/39997 «О применении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств» обращено внимание сотрудников таможенных органов, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сверены со сведениями, содержащимися в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС), заверенные подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа, являются основанием (документальным подтверждением) для признания таких транспортных средств соответствующими требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 г. N 609.
Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Согласно заключению № 58029 от 03.03.2014 ООО «Сертификационный Центр «Дальэлектротест» (аттестат рег. № РОСС RU.0001.11ЭО23 от 21.04.2010г.) автомобиль Toyota Land Cruiser LX10, идентификационный номер (VIN) <***> соответствует экологическому классу 4 (четыре).
В Письме ФТС РФ от 23.04.2007 N 01-06/15085 (с изм. от 26.06.2007) «О порядке использования сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям» указано, что во избежание повторного оформления сертификатов соответствия на транспортные средства одного типа, ранее прошедшие сертификацию и включенные в базу данных, в органы по сертификации было направлено письмо Ростехрегулирования от 22.11.2006 N ГЭ-101-32/6151 с соответствующими разъяснениями, согласно которым с целью исключения повторного оформления сертификатов соответствия на транспортные средства одного типа, ранее прошедшие процедуру сертификации, необходимо при рассмотрении заявки на сертификацию использовать сведения, размещенные на официальном сайте.
В случаях, когда при рассмотрении заявки выявлено, что сведения содержат информацию об аналогичном, заявленному на сертификацию транспортном средстве, необходимо в соответствующем решении по заявке, оформляемом органом по сертификации, поставить в известность заявителя о том, что получение сертификата соответствия на такой автомобиль не требуется, а определение его экологического класса должно осуществляться таможенными органами на основании сведений в соответствии с совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России и ФТС России от 24 августа 2006 г. N 659/192/804.
Таким образом, Toyota Land Cruiser LX10 соответствует техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, и этот автомобиль может быть допущен к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки ФИО8.» обращаясь к вопросу о защите права собственности лиц, лишенных возможности пользоваться и распоряжаться своим имуществом в связи с ограничениями, возлагаемыми на них как собственников федеральным законом, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции.
Вытекающее из взаимосвязанных положений статей 7 (часть 1), 8 (часть 2) и 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц; тем самым право собственности в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации); регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременений, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать также особые характеристики находящихся в собственности объектов, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих (Постановление от 31 мая 2005 года N 6-П).
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16 января 2007 года N 127-О-О, от 16 октября 2007 года N 825-О-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О и др.).
Вместе с тем названное положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», по существу, предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременений.
Выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями.
Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»).
В конструкцию автомобиля Toyota Land Cruiser LX10 идентификационный номер (VIN) <***> не было внесено никаких изменений, не имелось сведений о подделке, скрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобиль, подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также сведений о нахождении автомобиля в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). Не имелось запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные выводы Конституционного Суда Российской Федерации, следует признать, что возложение на индивидуального предпринимателя ФИО1, как добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, является чрезмерным обременением.
Действия заинтересованного лица, выразившиеся в аннулировании регистрационного учета автомобиля, нарушают права заявителя на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, лишают возможности его использования в предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ОМВД России по Сретенскому району по аннулированию 11.02.2014 регистрационного учета автомобиля Toyota Land Cruiser LX10, индикационный номер (VIN) <***>, 2012 года выпуска, паспорт транспортного средства 25 УМ 733080 от 31.01.2013, государственный номер К707УАА75RUS, не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах требование предпринимателя подлежит удовлетворению.
Распределяя понесенные предпринимателем при подаче настоящего заявления судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп., уплаченной по квитанции 30.01.2014 (номер операции 85550234:1920121122, терминал 746829), суд исходит из следующего.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд учитывает, что согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд относит расходы, понесенные предпринимателем при подаче настоящего заявления по уплате государственной пошлины в размере 200 руб., на ОМВД России по Сретенскому району.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным решение, вынесенное в виде заключения от 11.02.2014 о признании недействительными и подлежащими аннулированию регистрационных действий в отношении автомашины TOYOTALANDCRUISERLX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ № 0726208, шасси VIN<***> г/н К707УА75RUS.
Обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сретенскому району восстановить регистрационные действия в отношении автомашины TOYOTALANDCRUISERLX10, 2012 года выпуска, двигатель 1 HZ №0726208, шасси VIN<***> г/н К707УА75RUS.
Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сретенскому району, расположенного по адресу: 673500, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного 27 декабря 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 11 по Читинской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: пгт.Кокуй Сретенского района Читинской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 12 марта 1998 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 11 по Читинской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Л.В. Бочкарникова