АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-4496/2022
02 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сюхунбин Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Приаргунский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Приаргунский» (далее – МО МВД России «Приаргунский», административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ФИО1) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
Административный орган в своем заявлении указывает, что предприниматель осуществляет розничную продажу алкогольной продукции (водки, вина) без соответствующей лицензии.
Предприниматель письменный отзыв на заявление не представила.
Заявление согласно реестру электронного распределения дел поступило на рассмотрение судье Сюхунбин Е.С., вопрос о принятии заявления к производству рассматривался судьей Переваловой Е.А. в порядке взаимозаменяемости судей на основании распоряжения № А78-К-3/32-21 от 09 декабря 2021 года.
Определением суда от 11 мая 2022 года (т. 1, л.д. 1-2) заявление принято к производству, также были определены дата и время предварительного судебного заседания – 09 часов 30 минут 02 июня 2022 года и рассмотрения дела по существу – 09 часов 40 минут 02 июня 2022 года. Лицам, участвующим в деле, было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
О месте и времени предварительного судебного заседания и рассмотрения дела по существу лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телефонограммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определения о принятии заявления к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений относительно перехода к рассмотрению дела по существу не представили.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил 02 июня 2022 года предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании по правилам статьи 137 АПК Российской Федерации и в соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
25 мая 2022 года в суд по каналам факсимильной связи от МО МВД России «Приаргунский» поступили пояснение от 25 мая 2022 года № 4371 с приложением копий рапорта от 03 февраля 2022 года, письма № 14 от 19 января 2022 года, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12 марта 2022 года.
Названные документы приобщены судом к материалам дела.
Исследовав материалы дела, в том числе, дополнительно представленные документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т. 1, л.д. 35-36) ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26 сентября 2018 года, ей присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя <***>.
Предприниматель осуществляет свою деятельность в магазине «Купец», расположенном по адресу: <...>.
На основании рапорта ОД МО МВД России «Приаргунский» старшего лейтенанта полиции ФИО2 от 03 февраля 2022 года, составленного в связи с поступившим письмом (обращением) Погадаевской сельской Администрацией № 14 от 19 января 2022 года о принятии мер в отношении лиц, осуществляющих продажу алкогольной продукции (в том числе, ФИО1) (т. 1, л.д. 20), врио начальника органа внутренних дел дано поручение провести проверку названного сообщения (т. 1, л.д. 18).
02 марта 2022 года сотрудниками полиции проведен осмотр принадлежащего предпринимателю магазина «Купец» по адресу: <...>, в ходе которого была обнаружена алкогольная продукция в общем количестве 73 бутылки, а именно:
- водка «Русская валюта», емкостью 0,5 л., крепостью 38%, дата розлива 27.12.2021 года, в количестве 15 бутылок, по цене 250 руб. за бутылку;
- водка «Пчелка Люкс», емкостью 0,25 л., крепостью 38%, дата розлива 03.11.2021 года, в количестве 12 бутылок, по цене 160 руб. за бутылку;
- водка «Тельняшка», емкостью 0,7 л., крепостью 40%, дата розлива 07.11.2021 года, в количестве 5 бутылок, по цене 460 руб. за бутылку;
- водка «Тельняшка», емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 28.11.2021 года, в количестве 5 бутылок, по цене 330 руб. за бутылку;
- шампанское «Винтаж», емкостью 0,7 л., крепостью 10,2-12,5%, дата розлива 27.08.2020 года, в количестве 6 бутылок, по цене 255 руб. за бутылку;
- вино «Шардоне», емкостью 1 л., крепостью 11%, дата розлива 05.10.2021 года, в количестве 1 бутылки по цене 220 руб.;
- вино «Шардоне», емкостью 1 л., крепостью 10,5%, дата розлива 07.10.2021 года, в количестве 3 бутылок, по цене 180 руб. за бутылку;
- водка «Забайкальские озера», емкостью 1 л., крепостью 40%, дата розлива 14.10.2021 года, в количестве 3 бутылок, по цене 728 руб. за бутылку;
- прозрачная жидкость светло-коричневого цвета в пластиковой бутылке (самогон), емкостью 0,5 л., в количестве 23 бутылки, по цене 200 руб. за бутылку.
Названная продукция находилась в торговом зале магазина с левой стороны под прилавком.
Результаты осмотра отражены в соответствующем протоколе от 02 марта 2022 (т. 1, л.д. 22).
Обнаруженная алкогольная продукция в общем количестве 73 бутылки изъята на основании протокола изъятия вещей и документов от 02 марта 2022 года (т. 1, л.д. 23).
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, о чем 06 марта 2022 года должностным лицом полиции составлен соответствующий протокол 75 № 1114515/219 (т. 1, л.д. 16).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации МО МВД России «Приаргунский» обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае заявление административного органа подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Согласно части 2 статьи 206 АПК Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Следовательно, объективной стороной названного правонарушения является, в том числе, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) индивидуальным предпринимателем, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П и от 30 марта 2016 года № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
Одной из мер государственного принуждения за нарушение требований Закона № 171-ФЗ является административная ответственность.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 47) указано, что в силу положений Закона № 171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
То есть выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством вообще не предусмотрена.
В частности, из материалов настоящего дела следует, что на основании рапорта ОД МО МВД России «Приаргунский» старшего лейтенанта полиции ФИО2 от 03 февраля 2022 года, составленного в связи с поступившим письмом (обращением) Погадаевской сельской Администрацией № 14 от 19 января 2022 года о принятии мер в отношении лиц, осуществляющих продажу алкогольной продукции (в том числе, ФИО1) (т. 1, л.д. 20), врио начальника органа внутренних дел дано поручение провести проверку названного сообщения (т. 1, л.д. 18).
02 марта 2022 года сотрудниками полиции проведен осмотр принадлежащего предпринимателю магазина «Купец» по адресу: <...>, в ходе которого была обнаружена алкогольная продукция в общем количестве 73 бутылки, а именно:
- водка «Русская валюта», емкостью 0,5 л., крепостью 38%, дата розлива 27.12.2021 года, в количестве 15 бутылок, по цене 250 руб. за бутылку;
- водка «Пчелка Люкс», емкостью 0,25 л., крепостью 38%, дата розлива 03.11.2021 года, в количестве 12 бутылок, по цене 160 руб. за бутылку;
- водка «Тельняшка», емкостью 0,7 л., крепостью 40%, дата розлива 07.11.2021 года, в количестве 5 бутылок, по цене 460 руб. за бутылку;
- водка «Тельняшка», емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 28.11.2021 года, в количестве 5 бутылок, по цене 330 руб. за бутылку;
- шампанское «Винтаж», емкостью 0,7 л., крепостью 10,2-12,5%, дата розлива 27.08.2020 года, в количестве 6 бутылок, по цене 255 руб. за бутылку;
- вино «Шардоне», емкостью 1 л., крепостью 11%, дата розлива 05.10.2021 года, в количестве 1 бутылки по цене 220 руб.;
- вино «Шардоне», емкостью 1 л., крепостью 10,5%, дата розлива 07.10.2021 года, в количестве 3 бутылок, по цене 180 руб. за бутылку;
- водка «Забайкальские озера», емкостью 1 л., крепостью 40%, дата розлива 14.10.2021 года, в количестве 3 бутылок, по цене 728 руб. за бутылку;
- прозрачная жидкость светло-коричневого цвета в пластиковой бутылке (самогон), емкостью 0,5 л., в количестве 23 бутылки, по цене 200 руб. за бутылку.
Названная продукция находилась в торговом зале магазина с левой стороны под прилавком.
Результаты осмотра отражены в соответствующем протоколе от 02 марта 2022 (т. 1, л.д. 22).
Обнаруженная алкогольная продукция в общем количестве 73 бутылки изъята на основании протокола изъятия вещей и документов от 02 марта 2022 года (т. 1, л.д. 23).
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
Факт розничной продажи алкогольной продукции (водки, вина, самогона) в принадлежащем предпринимателю магазине подтверждается протоколом осмотра от 02 марта 2022 года (т. 1, л.д. 22), протоколом об административном правонарушении 75 № 1114515/219 от 06 марта 2022 года (т. 1, л.д. 16), а также письменными объяснениями продавца ФИО3 от 02 марта 2022 года (т. 1, л.д. 24, 26) и понятых от 02 марта 2022 года (т. 1, л.д. 28-29) и предпринимателем по существу не оспариваются.
Учитывая приведенные обстоятельства, а также принимая во внимание показания продавца, суд полагает установленным факт розничной продажи алкогольной продукции в принадлежащем ФИО1 магазине «Купец» по адресу: <...>.
С учетом изложенного противоправные действия предпринимателя, выразившиеся в розничной продаже алкогольной продукции, охватываются диспозицией части 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий ФИО1 по части 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации.
Делая вывод о виновности ФИО1 в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2.2 КоАП Российской Федерации предусмотрены формы вины, согласно части 1 административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП Российской Федерации).
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП Российской Федерации лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ей административного правонарушения в форме неосторожности, поскольку ФИО1 имела возможность надлежащим образом выполнить требования Закона № 171-ФЗ, но без достаточных на то оснований не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, что в итоге привело к возможности розничной продажи и хранения в целях дальнейшей реализации в принадлежащем ей магазине алкогольной продукции (водки, вина, самогона) без соответствующей лицензии.
При этом доводы предпринимателя, а также указание продавцом ФИО3 на принадлежность именно продавцу спорной алкогольной продукции не освобождает предпринимателя от установленной действующим законодательством обязанности осуществлять оборот алкогольной продукции исключительно на законных основаниях.
Так, согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 171-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Каких-либо исключений в отношении физических лиц, фактически допущенных к осуществлению деятельности в области оборота алкогольной продукции, приведенными положениями не установлено, в связи с чем требования Закона № 171-ФЗ (в том числе его статей 16 и 26) распространяются на работодателя в полной мере как лица, фактически предоставившего возможность для своего работника свободно хранить и реализовывать алкогольную продукцию без соответствующих документов.
Иными словами, кому принадлежит алкогольная продукция, – предпринимателю или ее работнику, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, так как ответственность за соблюдение законодательства, в том числе при хранении алкогольной продукции в помещении принадлежащего ей магазина, несет непосредственно ФИО1, что согласуется со сложившейся судебно-арбитражной практикой (например, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № ВАС-14589/12 и от 28 марта 2013 года № ВАС-4105/13).
По смыслу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 июля 2015 года № 304-АД15-7137, организация (предприниматель) обязана обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что продавец ФИО3, находящаяся в принадлежащем ФИО1 магазине «Купец» по адресу: <...>, была фактически допущена предпринимателем к хранению алкогольной продукции в названном помещении, а в отношениях с третьими лицами (покупателями) являлась представителем предпринимателя, то есть в любом случае действовала от его имени.
В этой связи суд полагает установленным факт хранения и розничной продажи алкогольной продукции в принадлежащем ФИО1 магазине.
Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении 75 № 1114515/219 от 06 марта 2022 года составлен при участии предпринимателя, которой предоставлена возможность дать соответствующие пояснения и воспользоваться правом на защиту.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.17.1 Кодекса.
Следовательно, протокол об административном правонарушении 75 № 1114515/219 от 06 марта 2022 года составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом.
Осмотр принадлежащего предпринимателю магазина и последующее изъятие алкогольной продукции проведены органом внутренних дел в рамках проверки поступившего сообщения органа местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 27.8, 27.10, 28.2 и 28.3 КоАП Российской Федерации административным органом соблюдены.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации предусматривает для индивидуальных предпринимателей наказание в виде административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Сведения о том, что ранее предприниматель привлекалась к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без лицензии по части 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации у суда отсутствуют, административным органом не представлены.
Принимая во внимание положения статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации (100 000 рублей) без применения дополнительного наказания в виде конфискации обнаруженной алкогольной продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 1 и 2 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018 года, указанные в пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без соответствующей лицензии.
Таким образом, алкогольная продукция в общем количестве 73 бутылки находилась в незаконном обороте 02 марта 2022 года и поэтому в силу части 3 статьи 3.7 КоАП Российской Федерации и приведенной правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации не может быть конфискована.
В силу части 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции – в соответствии с Законом № 171-ФЗ).
Следовательно, на основании части 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации и пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция в общем количестве 73 бутылки, изъятая в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 02 марта 2022 года, подлежит направлению на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) суд не находит.
В частности, согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации).
Однако в рассматриваемом случае предпринимателем каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением, в суд предпринимателем не представлено, что исключает возможность для снижения административного штрафа.
Более того, суд вообще не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения предпринимателем крайне грубого и дерзкого административного правонарушения, выразившегося в осуществлении в принадлежащем ФИО1 магазине розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Обстоятельств для признания допущенного предпринимателем правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации арбитражным судом также не установлено.
В частности, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта (как отмечалось выше – розничная продажа алкогольной продукции без наличия к тому законных оснований), считает невозможным в данном конкретном случае признать совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Однако с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации следует признать, что факт совершения предпринимателем достаточно грубого административного правонарушения в сфере оборота такой специфичной продукции, как алкогольная, учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, а также количество обнаруженной продукции, исключает замену административного штрафа предупреждением.
Делая такой вывод, суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации административное наказание в виде предупреждения может быть применено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Как уже отмечалось, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без соответствующих лицензий.
То есть Законом № 171-ФЗ предусмотрена следующая юридическая презумпция: алкогольная продукция, реализуемая без соответствующих лицензий, в силу одного лишь этого обстоятельства является находящейся в незаконной обороте.
В пункте 15.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в случае если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП Российской Федерации названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП Российской Федерации, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 383-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Контроль за направлением на уничтожение в установленном порядке алкогольной продукции суд возлагает на МО МВД России «Приаргунский».
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения – 28.11.1983 года, место рождения – с. Юбилейный Краснокаменского р-на Читинской обл., место жительства – <...>; ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрирована 26.09.2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в видеадминистративного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по Забайкальскому краю (МОМВД России «Приаргунский» по Забайкальскому кр.)
КПП 753601001
ИНН <***>
ОКТМО 76638000
р/с <***> в Отделение Чита // УФК по Забайкальскому краю г. Чита
БИК 017601329
Кор./сч. 40102810945370000063
КБК 18811601331010000140
УИН 18880475227511145152.
Доказательства уплаты штрафа подлежат направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
Разъяснить индивидуальному предпринимателю ФИО1, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у Арбитражного суда Забайкальского края будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 02 марта 2022 года, направить на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Е.С. Сюхунбин